Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу Кокоревой Зои Петровны на вступившие в законную силу постановление судьи Новоорского районного суда Оренбургской области от 10 декабря 2020 года, определение судьи Оренбургского областного суда от 19 января 2021 года, определение судьи Оренбургского областного суда от 6 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кокоревой Зои Петровны,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Новоорского районного суда Оренбургской области от 10 декабря 2020 года, Кокорева З.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением Кокорева З.П. обратилась с жалобой в Оренбургский областной суд в порядке статей 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением судьи Оренбургского областного суда от 19 января 2021 года жалоба заявителя оставлена без рассмотрения, поскольку подана в электронном виде.
5 марта 2021 год Кокорева З.П. повторно обратилась с жалобой в Оренбургский областной суд заявив при этом ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования постановления судьи районного суда.
Определением судьи Оренбургского областного суда от 6 апреля 2021 года ходатайство Кокоревой З.П. о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования отклонено, жалоба оставлена без рассмотрения по существу.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Кокорева З.П. выражает несогласие с состоявшимися судебными актами, просит их отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 в соответствие со статьей 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами, принимают законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В соответствии с пунктом 1.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCOV)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписывается с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
Во исполнение вышеизложенного Губернатором Оренбургской области издан Указ от 17 марта 2020 года N 112-УК (в редакции от 10 сентября 2020 года) "О мерах по противодействию распространению в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)".
Принятый нормативный акт предусматривает императивные нормы (правила поведения), обязательные для исполнения, а именно меры по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Оренбургской области.
Вышеуказанным Указом Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года N 112-ук (в редакции от 10 сентября 2020 года) запрещено находиться в помещениях либо на территориях организаций, реализующих товары, оказывающих услуги, в общественном транспорте, в том числе такси, в местах массового скопления людей без средств индивидуальной защиты (маски, перчатки).
Как усматривается из материалов дела, и установлено судьей районного суда 21 ноября 2020 года в 17 часов 45 минут Кокорева З.П, в нарушение вышеприведенных норм находилась в фойе ОМВД РФ по Новоорскому району, расположенном по адресу: г. Новоорск, ул. Октябрьская, 10, без средств индивидуальной защиты - маски, перчаток, чем нарушила правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а именно пункт 8.3 Указа Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года N 112-ук.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым судьей районного суда дана надлежащая правовая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние Кокоревой З.П. квалифицировано по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащих применению нормативно-правовых актов.
Совокупность установленных судей первой инстанции фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Кокорева З.П. приняла все необходимые, достаточные и зависящие от нее меры по соблюдению требований действующего законодательства и недопущения выявленного правонарушения, не представлено и судом не установлено.
Суждения в жалобе, сводящиеся к необоснованности привлечения Кокоревой З.П. к административной ответственности, несостоятельны, какими-либо объективными данными не подтверждены и опровергаются совокупностью собранных и исследованных по делу доказательств.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель приводит доводы о том, что отдел полиции не является местом массового пребывания людей; протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом, не имеющим полномочий на его составление; административное расследование по делу не проводилось; правила поведения, которыми выведены ограничения на территории Оренбургской области приняты с превышением полномочий.
Вместе с тем, вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сведения, предусмотренные частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в нем отражены, событие административного правонарушения описано с достаточной полнотой.
При этом проведение административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 названного кодекса, не является обязательным.
В силу пункта 18 части 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 названного Кодекса, вправе составлять должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Перечень должностных лиц указанных органов, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 975-р утвержден перечень должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В указанный перечень входят должностные лица органов внутренних дел (полиции), уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.
Таким образом, протокол об административном правонарушении обоснованно признан в качестве допустимого доказательства по делу.
Нарушения права на защиту при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела судьей районного суда не допущено.
Доводы жалобы, в том числе об отсутствии обязанности соблюдения правил поведения и введенных ограничений, не могут быть приняты во внимание, поскольку принятые меры вышеуказанным нормативным актом по ношению маски, перчаток в определенных местах, направлены прежде всего на защиту населения, их здоровья и предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019). При этом граждане Российской Федерации обязаны добросовестно осуществлять предоставленные им права и обязанности, не нарушать права и свободы других лиц.
Иные доводы настоящей жалобы сводятся к несогласию с действиями должностных лиц ОМВД РФ по Новоорскому району и требованиями, установленными Указом Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года N 112-ук "О мерах по противодействию распространению в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", и не могут быть рассмотрены по существу в рамках настоящего дела.
Оспаривание действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также нормативного правового акта осуществляется в ином порядке.
Порядок и срок привлечения Кокоревой З.П. к административной ответственности соблюдены.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет три месяца и исчисляется с момента обнаружения правонарушения.
Доводы жалобы заявителя не опровергают наличие в действиях Кокоревой З.П. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Из доводов, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, жалобы не следует, что при рассмотрении дела допущены какие-либо существенные нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы жалобы о неверном указании по тексту судебного акта места совершения административного правонарушения не могут быть приняты во внимание и не влекут отмену судебного акта, поскольку неверное указание в постановления города "Норск" вместо "Новоорск" и "Новворского района" вместо "Новоорского района" является явной технической опиской, которая подлежит исправлению в порядке статьи 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для граждан, кроме того, является минимальным, предусмотренным данной нормой.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену состоявшегося по делу судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Между тем прихожу к выводу об изменении судебного постановления по следующим основаниям.
Указом Губернатора Оренбургской области от 30 апреля 2021 года N 207-ук "О внесении изменений в указ Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 годаN 112-ук" (вступившим в силу с 30 апреля 2021 года) из списка обязательных к использованию средств индивидуальной защиты исключены перчатки.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда от 10 декабря 2020 года, вынесенное в отношении Кокоревой З.П. по настоящему делу, подлежит изменению путем исключения из него выводов о том, что Кокорева З.П. находилась в общественном месте без средств индивидуальной защиты перчаток.
В части несогласия заявителя с определением судьи Оренбургского областного суда от 19 января 2021 года о возвращении жалобы без рассмотрения по существу и с определением судьи Оренбургского областного суда от 6 апреля 2021 года об отклонении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования постановления судьи районного суда прихожу к следующим выводам.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1-30.2, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении в срок, установленный частью 1 статьи 30.3 названного Кодекса, может быть обжаловано в вышестоящий суд лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 названного Кодекса. К их числу относятся, в частности, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законные представители физического и юридического лица, защитник и представитель.
При этом в силу частей 1, 2 статьи 30.2 названного Кодекса соответствующая жалоба может быть подана как через суд, судьей которого вынесено определение, так и непосредственно в суд, уполномоченный ее рассматривать.
Согласно материалам дела жалоба Кокоревой З.П. на постановление судьи районного суда подана в Оренбургский областной суд в установленный срок по электронной почте в форме скана документа.
Возвращая данную жалобу без рассмотрения, судья Оренбургского областного суда исходил из того, что жалоба подана не в установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядке, возможность подачи жалоб в электронном виде названным Кодексом не предусмотрена.
Принятое судьей Оренбургского областного суда решение является правильным и сомнений не вызывает, поводов не согласиться с выводами судьи Оренбургского областного суда, изложенных в судебном акте не имеется.
Получив копию определения судьи Оренбургского областного суда от 19 января 2021 года Кокорева З.П. обратилась в Оренбургский областной суд с жалобой на постановление судьи районного суда только 5 марта 2021 года одновременно заявив ходатайство о восстановлении процессуального срока обжалования постановления судьи районного суда.
Отказывая в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обжалования, судья Оренбургского областного суда пришел к обоснованному выводу о том, что сведений об обстоятельствах, которые могут быть признаны в качестве уважительных причин его пропуска, не имеется.
Не согласиться с мотивами, по которым в восстановлении пропущенного срока на обжалование судьи Новоорского районного суда Оренбургской области от 10 декабря 2020 года судьей второй инстанции отказано, оснований не имеется.
Выводы, изложенные в определении судьи Оренбургского областного суда от 19 января 2021 года и определении судьи Оренбургского областного суда от 6 апреля 2021 года сделаны с учетом конкретных обстоятельств дела и норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, правовые основания для их отмены отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Новоорского районного суда Оренбургской области от 10 декабря 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кокоревой Зои Петровны изменить: исключить из постановления выводы о том, что Кокорева Зоя Петровна находилась в общественном месте без средств индивидуальной защиты (перчатки), в остальной части постановление судьи Новоорского районного суда Оренбургской области от 10 декабря 2020 года оставить без изменения, жалобу Кокоревой Зои Петровны - без удовлетворения.
Определение судьи Оренбургского областного суда от 19 января 2021 года, определение судьи Оренбургского областного суда от 6 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кокоревой Зои Петровны оставить без изменения, жалобу Кокоревой Зои Петровны - без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.