Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Тимохина И.В. и Юдкина А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 11 августа 2021 года кассационную жалобу Базанова Н.Б. на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 27 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 25 мая 2021 года по административному делу N 2а-2047/2021 по административному исковому заявлению Базанова Н.Б. об оспаривании решения о прекращении полномочий депутата.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения административного истца Базанова Н.Б, мнение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Совета депутатов муниципального образования "Старомайнский район" Ульяновской области от 9 декабря 2020 года N 39 прекращены полномочия депутата данного Совета Базанова Н.Б. в связи с предоставлением им недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2019 год (л.д. 10).
Основанием для принятия данного решения послужило заявление Губернатора Ульяновской области Морозова С.И. от 24 ноября 2020 года
N 73-Г-01/36202 о выявлении в действиях депутата Базанова Н.Б. фактов неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (л.д. 43-52).
Не согласившись с указанным решением, Базанов Н.Б. оспорил его в судебном порядке.
Решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области
от 27 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 25 мая 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Базанов Н.Б. просит об отмене судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. По мнению заявителя кассационной жалобы, у административного ответчика отсутствовали полномочия на принятие оспариваемого решения, а также не учтена тяжесть совершенного проступка. Кроме того, административный истец за совершенное нарушение привлечен к ответственности в виде предупреждения, в связи с чем правовые основания для прекращения его полномочий в качестве депутата отсутствовали.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года
N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закона N 131-ФЗ) депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.
Частью 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции) и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ
"О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 13.1 Закона о противодействии коррупции лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами;
В соответствии с частью 7.3 вышеприведенной статьи при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Законом о противодействии коррупции, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ
"О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (часть 10.1 статьи 40 названного закона)
Таким образом, в силу вышеприведенных норм правового регулирования полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции.
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования (часть 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ).
Из материалов административного дела следует, что депутатом Совета депутатов муниципального образования "Старомайнский район" Ульяновской области Базановым Н.Б. в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на супругу за 2019 год не указан земельный участок, площадью 600 квадратных метров, связи с чем допущено предоставление недостоверных сведений, что привело к нарушению пункта 2 части 1 статьи 13.1 Закона о противодействии коррупции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что оспариваемое решение Совета депутатов муниципального образования "Старомайнский район" Ульяновской области от 9 декабря 2020 года N 39 о досрочном прекращении полномочий депутата Базанова Н.Б. соответствует положениям нормативных правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, принято представительным органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий, в связи с чем пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
Судами верно установлено, что допущенное депутатом Базановым Н.Б. нарушение Закона о противодействии коррупции являлось безусловным и безальтернативным основанием для прекращения его полномочий как депутата в силу положений части 7.1 статьи 40 Федерального закона
N 131-ФЗ.
Вопреки утверждению подателя жалобы допущенное депутатом Базановым Н.Б. нарушение закона не может расцениваться как малозначительное и несущественное, в силу чего является основанием для прекращения его полномочий как депутата.
Другие доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судебных инстанций, обоснованно опровергнуты по основаниям, приведенных в обжалуемых судебных актах, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области
от 27 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 25 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Базанова Н.Б. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено
19 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.