Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Тимохина И.В. и Юдкина А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 24 августа 2021 года кассационную жалобу Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области (далее - Администрация) на решение Центрального районного суда города Оренбурга от 30 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 29 июля 2021 года по административному делу N 2а-1513/2021 по административному исковому заявлению Субботы Т.М. об оспаривании постановления о снятии с учета граждан, поставленных на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 12 ноября 2020 года N 3711-п Суббота Т.М. и члены ее семьи сняты с учета и исключены из списка многодетных семей, поставленных на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно на территории Оренбургского района, в связи с трехкратным отказом от предложенных земельных участков, на основании пункта 4 части 1 статьи 2.3 Закона Оренбургской области от 22 сентября 2011 года N 413/90-VОЗ "О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" (л.д. 10).
Не согласившись с указанным постановлением, Суббота Т.М. оспорила его в судебном порядке.
Решением Центрального районного суда города Оренбурга от 30 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 29 июля 2021 года, требования удовлетворены, оспариваемое решение признано незаконным.
В кассационной жалобе Администрация просит об отмене судебных актов, ссылаясь на то, что заявленные требования Субботы Т.М. подлежат рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства. Кроме того, административный ответчик указывает на ошибочность выводов суда первой инстанции в части указания наименования органа местного управления, принявшего оспариваемое решение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Согласно Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 7; статья 38, часть 1).
Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества (Определение от 9 ноября 2017 года N 2516-О).
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 названного Кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.
В Оренбургской области указанный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям урегулирован Закона Оренбургской области от 22 сентября 2011 года N 413/90-VОЗ "О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей".
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 2.3 вышеприведенного регионального закона граждане, состоящие на учете, снимаются с учета решением уполномоченного органа местного самоуправления городского округа, муниципального района Оренбургской области, принявшего решение о постановке граждан на учет в случае трехкратного отказа гражданина, состоящего на учете, от предложенных в собственность бесплатно различных земельных участков для индивидуального жилищного строительства. При этом снятие гражданина с учета не лишает его права на подачу в дальнейшем нового заявления о постановке на учет.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемое решение незаконным, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что административный истец не был проинформирован надлежащим образом о первом предложении Администрации земельного участка, выраженном в уведомлении от 3 апреля 2019 года N 1-1/393 (л.д. 34-38), в связи с чем пришли к правильному выводу об отсутствии трехкратного отказа Субботы Т.М, состоящей на учете, от предложенных в собственность бесплатно различных земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Доводы кассационной жалобы Администрации о необходимости рассмотрения дела по правилам гражданского судопроизводства, а также ошибочности выводов суда первой инстанции в части указания наименования органа местного управления, принявшего оспариваемое решение, не ставят под сомнение законность выводов судебных инстанций, которые являются правильными.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Оренбурга от 30 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 29 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.