Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Тимохина И.В. и Юдкина А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи поданную 6 сентября 2021 года кассационную жалобу Головиной Е.В. на решение Центрального районного суда города Оренбурга от 12 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 15 июля 2021 года по административному делу N 2а-1547/2021 по административному исковому заявлению Головиной Е.В. об оспаривании решения государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр Социальной поддержки населения" об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения административного истца Головиной Е.В. и ее представителя Клименко Е.А, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
административный истец обратился в государственное казенное учреждение Оренбургской области "Центр Социальной поддержки населения" (далее - ГКУ "Центр Социальной поддержки населения") с заявлением о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (л.д. 12-16).
Решением ГКУ "Центр Социальной поддержки населения", доведенным до сведения заявителя письмом от 29 января 2021 года N 92422, заявителю отказано в назначении указанной выплаты в связи с превышением величины прожиточного минимума среднедушевого дохода семьи Головиной Е.В. (далее - отказ от 29 января 2021 года, л.д. 17).
Не согласившись с указанным отказом, Головина Е.В. оспорила его в судебном порядке.
Решение Центрального районного суда города Оренбурга от 12 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 15 июля 2021 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Головина Е.В. просит об отмене судебных актов, приводя доводы о том, что административным ответчиком при определении среднедушевого дохода семьи неправомерно учтены компенсационные выплаты по уходу за ребенком-инвалидом.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения допущены судебными инстанциями.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемую в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 1).
Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (подпункт "а" пункта 3 Указа).
Условия, порядок назначения и осуществления на территории Оренбургской области ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно установлены Законом Оренбургской области от 9 апреля 2020 года N 2177/580-VI-ОЗ "О ежемесячных денежных выплатах на детей в возрасте от трех до семи лет".
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 вышеприведенного регионального закона (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) право на получение ежемесячной денежной выплаты имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Оренбургской области, воспитывающие детей в возрасте от трех до семи лет включительно, являющихся гражданами Российской Федерации, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Оренбургской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что среднедушевой доход семьи Головиной Е.В. за 12 месяцев (в который включены компенсационные выплаты по уходу за ребенком-инвалидом в размере 11 500 рублей ежемесячно, л.д. 26) составил 14 581, 82 рубль, что превышает величину прожиточного минимума на душу населения составляет 9 585 рублей. В связи с этим суды полагали, что Головина Е.В. не имеет права на меру социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.
Вместе с тем, судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
Согласно статьям 7, 38, 39 Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Обеспечивается государственная поддержка в том числе семьи, материнства, отцовства и детства, находящихся под защитой государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" порядок исчисления среднедушевого дохода семьи устанавливается федеральным законом.
Такой порядок установлен Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Статьей 5 вышеприведенного закона от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитывается сумма доходов каждого члена семьи, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
Согласно пункту 1 названного Перечня (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе:
пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров.
Таким образом, в силу вышеприведенного правового регулирования, при расчете среднедушевого дохода семьи не подлежат учету компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, что не было учтено судебными инстанциями.
Частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлены нормативные требования к принимаемому судебному решению, которое должно быть законным и обоснованным.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В связи с допущенными нарушениями норм материального права, которые привели к принятию неправильного судебного решения, состоявшиеся по административному делу судебные акты подлежат отмене, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Центрального районного суда города Оренбурга от 12 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 15 июля 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать решение государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр Социальной поддержки населения", выраженное в ответе от 29 января 2021 года N 92422 об отказе в предоставлении Головиной Е.В. ежемесячной денежной выплаты незаконным.
Обязать государственное казенное учреждение Оренбургской области "Центр Социальной поддержки населения" повторно рассмотреть обращение Головиной Е.В. о предоставлении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 22 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.