Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Арзамасовой Л.В, Федотовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Паничкиной Анастасии Александровны - Евстигнеева Егора Павловича на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 28 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 25 мая 2021 г. по гражданскому делу N 2-64/2021 по иску Паничкиной Анастасии Александровны к государственному учреждению здравоохранения "Городская клиническая больница N 1" (Перинатальный центр) о признании права на выплаты стимулирующего характера, возложении обязанности направить заявку на предоставление выплат стимулирующего характера.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Паничкина А.А. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к государственному учреждению здравоохранения "Городская клиническая больница N 1" (Перинатальный центр) (далее - ГУЗ "Городская клиническая больница N 1") о признании права на выплаты стимулирующего характера, возложении обязанности направить заявку на предоставление выплат стимулирующего характера. Требования мотивированы тем, что с 02 сентября 2019 г..Паничкина А.А. была принята в ГУЗ "Городская клиническая больница N 1" (Перинатальный центр) на должность врача-анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации N 1. В соответствии с пунктом 2 дополнительного соглашения к трудовому договору работник переводится на работу в акушерское обсервационное отделение с 11 апреля 2020 на период организации госпитальной базы для оказания медицинской помощи пациентам с неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по COVID-19 и с признаками респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции COVID-19. В рамках реализации распоряжения Министерства здравоохранения Ульяновской области от 07 апреля 2020 г..N "О временной маршрутизации беременных женщин, рожениц и их новорожденных в связи с угрозой распространения новой короновирусной инферкции COVID-19" в ГУЗ "Городская клиническая больница N 1" (Перинатальный центр) развернуто обсервационное отделение по оказанию медицинской помощи беременным и роженицам, больным новой коронавирусной инфекцией, по профилю "акушерство и гинекология".
Полагала, что имеет право на выплату вознаграждения в виде выплат стимулирующего характера, осуществляющихся медицинским и иным работникам за труд, установленных Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 г..N 484 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19", которое до настоящего момента ГУЗ ГКБ N 1 не выплачено. Указала, что на базе ГУЗ "Городская клиническая больница N 1" развернуты койки для лечения больных новой коронавирусной инфекцией, в количестве 20 коек. ГУЗ ГКБ N 1 является единственным учреждением здравоохранения, которое принимает беременных женщин, заболевших новой коронавирусной инфекцией, как с легким течением заболевания, так и средним и тяжелым.
Таким образом, помимо оказания пациентам медицинской помощи по профилю акушерство-гинекология, работниками ГУЗ ГКБ N 1 оказывалась также медицинская помощь и в лечении коронавирусной инфекции. В связи с изложенным просила суд признать за ней право на выплаты стимулирующего характера, обязать ГУЗ "Городская клиническая больница N 1" (Перинатальный центр) направить в Министерство здравоохранения Ульяновской области заявку в отношении Паничкиной А.А, врача анестезиолога-реаниматолога анестезиологического реанимационного отделения N 1, за период с 01 июня 2020 года по 31 октября 2020 года, в общей сумме 400 000 рублей, на финансирование выплат стимулирующего характера, как лица, непосредственно участвовавшего в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, на основании Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2020 г..N 484.
Решением Заволжского районного суда г..Ульяновска Ульяновской области от 28 января 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 25 мая 2021 г, в удовлетворении исковых требований Паничкиной Анастасии Александровны к государственному учреждению здравоохранения "Городская клиническая больница N1" (Перинатальный центр) о признании права на выплаты стимулирующего характера в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 г..N 484 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объёме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19", возложении обязанности направить в Министерство Здравоохранения Ульяновской области заявку в отношении Паничкиной Анастасии Александровны, врача анестезиолога-реаниматолога анестезиологического реанимационного отделения N 1, за период с 01 июня 2020 года по 31 октября 2020 года, в общей сумме 400 000, 00 рублей, на финансирование выплат стимулирующего характера, как лица, непосредственно участвовавшего в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, на основании Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2020 г..N 484 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования
резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объёме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19", отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы с учетом требований статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания по уважительной причине не просили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что ГУЗ ГКБ N 1 является многопрофильным стационаром, который оказывает медицинскую помощь женщинам и детям. В структуру Учреждения входит родильный дом, где оказывается экстренная и плановая медицинская помощь по профилю "акушерство и гинекология", в том числе в Учреждении ответчика функционирует обсервационное отделение.
С 02 сентября 2019 г. Паничкина А.А, была принята в ГУЗ "Городская клиническая больница N 1" ("Перинатальный центр") на должность врача-анестезиолога- реаниматолога в отделение анестезиологии-реанимации N 1.
Распоряжением Министерства здравоохранения Ульяновской области N724-р от 03 апреля 2020 г. "О развертывании госпитальной базы для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией" определено развернуть с 4 апреля 2020 года на базе ГУЗ "Центральная городская клиническая больница г.Ульяновска" госпитальную базу для взрослых, больных новой коронавирусной инфекцией и с подозрением на новую коронавирусную инфекцию.
Распоряжением Министерства здравоохранения Ульяновской области от 07 апреля 2020 г. N "О временной маршрутизации беременных женщин, рожениц и их новорожденных в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" был утвержден порядок временной маршрутизации беременных женщин и рожениц с неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по COVID-19; главным врачам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области, имеющих в составе структурные подразделения родовспоможения, было предписано при наличии противопоказаний для транспортировки пациентки обеспечить: перевод родильницы при стабильном состоянии и отсутствии клинических проявлений респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции COVID-19 в ГУЗ ГКБ N 1 (Перинатальный центр) (пункт 6.2); перевод родильницы при стабильной состоянии и наличии клинических проявлений респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции COVID-19 в ГУЗ "Центральная городсая клиническая больница г. Ульяновска" (пункт 6.3).
Распоряжением Министерства здравоохранения Ульяновской области от 24 апреля 2020 года N был утвержден в том числе Перечень медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 в условиях круглосуточного стационара (Приложение N 1). В числе данных медицинских организаций указано ГУЗ ГКБ N 1 (Перинатальный центр).
Распоряжением Министерства здравоохранения Ульяновской области от 28 мая 2020 года N утвержден Перечень медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области, которые перепрофилируются для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) в стационарных условиях, в который включено ГУЗ "Городская клиническая больница N 1" ("Перинатальный центр") с количеством перепрофилированных коек 20.
На основании приказа ГУЗ "Городская клиническая больница N 1" N от 12 апреля 2020 г. Паничкина А.А. на период с 12 апреля 2020 г. по 14 июля 2020 г. на основании личного заявления была временно переведена в акушерское обсервационное отделение на должность врача - анестезиолога-реаниматолога.
12 апреля 2020 г. между ГУЗ "Городская клиническая больница N 1" ("Перинатальный центр") и Паничкиной А.А. было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, по условиям которого пункты 1.1, 1.2 трудового договора были изложены в новой редакции, согласно которым работник - врач - анестезиолог-реаниматолог переводится на работу в акушерское обсервационное отделение с 12 апреля 2020 г. на период организации госпитальной базы для оказания медицинской помощи пациентам с неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по COVID-19 и с признаками респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Дополнительным соглашением также установлено, что работнику устанавливается повременная система оплаты труда (пункт 4.1).
Заработная плата состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера (пункт 4.1.1).
Должностной оклад работника устанавливается в размере 14 950 руб. (пункт 4.1.2).
Работнику в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями работодателя производятся: выплаты компенсационного характера в процентном отношении к должностному окладу (выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда - 25%: выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных - 90%); выплаты стимулирующего характера (выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет).
Пунктом 4.1.4 дополнительного соглашения установлено, что оплата производится за фактически отработанное время.
Согласно п. 4.2 дополнительного соглашения в качестве поощрения за особые условия труда и дополнительную нагрузку при оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекции, работнику устанавливаются выплаты стимулирующего характера в соответствии с приказом ГУЗ ГКБ N 1 N от 17 апреля 2020 года "Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией", приказом ГУЗ ГКБ N 1 N от 20 апреля 2020 года "О мерах поддержки работников медицинской организации в условиях угрозы новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Ульяновской области" (л.д.8. т. 1).
Приказом N от 15 июля 2020 г. Паничкина А.А. - врач-анестезиолог- реаниматолог акушерского обсервационного отделения (на время работы госпитальной базы) переведена в отделение анестезиологии-реанимации N 1 с 15 июля 2020 г. постоянно.
Таким образом, истица работала в должности врача-анестезиолога- реаниматолога в акушерском обсервационном отделении для оказания медицинской помощи пациентам с неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по COVID-19 и с признаками респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции COVID-19 в период с 12 апреля 2020 г. по 14 июля 2020 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в ГУЗ "Городская клиническая больница N 1" ("Перинатальный центр") оказывалась медицинская помощь беременным и роженицам с неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по COVID-19 и (или) с признаками респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции COVID-2019 по профилю "акушерство и гинекология", после оказания, которой и при нуждаемости в специализированном лечении новой коронавирусной инфекции женщина, согласно утвержденной маршрутизации направляется в ГУЗ "ЦГКБ г. Ульяновска" или домой на амбулаторное лечение.
Поскольку пребывание пациентов в обсервационном отделении ГУЗ "Городская клиническая больница N 1" ("Перинатальный центр") было обусловлено оказанием им медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" и заканчивалось оказанием им данной специализированной помощи, а не выздоровлением от коронавирусной инфекции, суд пришел к выводу, что стимулирующая выплата, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484, истцу не полагается.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Вместе с тем, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании частей 1, 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Министерство здравоохранения Российской Федерации приказом от 19 марта 2020 г. N утвердило Временный порядок организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее по тексту - Временный порядок), в соответствии с которым руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья организуют оказание медицинской помощи лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, лицам с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 (далее по тексту - COVID-19) в амбулаторных условиях и в стационарных условиях, а также бригадами скорой медицинской помощи, в том числе специализированными.
При этом руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Кроме того, локальным актом медицинской организации должен быть утвержден перечень структурных подразделений медицинской организации и перечень должностей медицинских работников структурных подразделений медицинской организации, которые участвуют в оказании первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи в стационарных условиях пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, подозрением на COVID-19, пациентам с установленным диагнозом COVID-19.
Постановлением Правительства Российской от 12 апреля 2020 г. N 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Согласно подпункту "б" пункта 11 Правил выплаты стимулирующего характера осуществляются оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: врачам - 80 000 рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 000 рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 000 рублей в месяц.
Локальный нормативный акт медицинской организации принимается в связи с наличием граждан, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и устанавливает:
а) перечень наименований структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера;
б) перечень должностей медицинских работников структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера;
в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью, но не выше размеров, указанных в пункте 11 настоящих Правил;
г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера (пункт 12 Правил).
Министерство здравоохранения России в письме от 10 июня 2020 г. N дало разъяснения по вопросу осуществления выплат стимулирующего характера медицинским и иным работникам за работу в особых условиях в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. N 415 и от 12 апреля 2020 г. N 484.
В соответствии с указанными разъяснениями стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484 полагаются медицинским работникам, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, в стационарных условиях, а также медицинским работникам выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций.
Выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. N 415 и от 12 апреля 2020 г. N 484 осуществляются медицинским и иным работникам с даты формирования, в соответствии с Временным порядком, отделения (бригады скорой медицинской помощи), назначения медицинских работников в поликлинике на должности, включенные в перечень, сформированные, в целях оказания медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. N 415 с 30 января 2020 г. и выплачиваются за месяцы, в которые производилась работа с пациентами с новой коронавирусной инфекцией, с даты зарегистрированного подтвержденного случая COVID-19 на территории субъекта Российской Федерации.
Выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484 осуществляются за работу в апреле, мае, июне 2020 г.
Указанные выплаты являются стимулирующими надбавками и выплачиваются в сроки выплаты заработной платы, установленные в медицинских организациях.
Медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с COVID-19 в стационарных условиях, осуществляются стимулирующие выплаты за работу в особых условиях в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. N 415 и от 12 апреля 2020 г. N 484.
Согласно части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Паничкиной А.А. и их обоснования, возражений ответчика относительно иска и регулирующих спорные отношения норм права являлись следующие обстоятельства: был ли на базе ГУЗ "ГКБ N 1" (Перинатальный центр) организован стационар, в котором оказывалась медицинская помощь больным коронавирусом COVID-19; проходила ли истец соответствующую подготовку для оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией; переводилась ли она в стационар, организованный для лечения пациентов с COVID-19; оказывала ли непосредственно истец медицинскую помощь пациентам, больным новой коронавирусной инфекцией в условиях стационара.
Указанные обстоятельства подлежали установлению с учётом собранных по делу допустимых и относимых доказательств.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценивая доказательства, суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.
Формальный подход суда к рассмотрению спора, противоречит задачам и смыслу гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки вышеприведённым требованиям норм процессуального права, суд оставил без оценки представленный в материалы дела акт санитарно-эпидемиологического расследования N с информацией о том, что сотрудники данного учреждения здравоохранения прошли обучение по профилактике и диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, а также о нарушении санитарно-эпидемиологических норм, которое заключалось в том, что на границе "чистой" и "красной" зоны не организован санитарный пропускник, а именно отсутствует комната для переодевания в чистую одежду, в связи с чем после приёма душа, происходило заражение медицинского персонала ГУЗ "ГКБ N 1".
При наличии распоряжения Министерства здравоохранения Ульяновской области от 24 апреля 2020 г. N, которым был утвержден Перечень медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 в условиях круглосуточного стационара (Приложение N 1), и в числе данных медицинских организаций указано ГУЗ "ГКБ N 1" (Перинатальный центр), а также распоряжения Министерства здравоохранения Ульяновской области от 28 мая 2020 г. N, которым утвержден Перечень медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области, перепрофилируемых для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) в стационарных условиях, в который включено учреждение ответчика с количеством перепрофилируемых коек 20, суд пришёл к выводу о том, что в учреждении не осуществлялось лечение пациентов с подтвержденным диагнозом: "новая коронавирусная инфекция", с указанием на то, что пребывание данных пациентов в ГУЗ "ГКБ N 1" заканчивалось оказанием им специализированной помощи по профилю "акушерство и гинекология", а не до выздоровления от коронавирусной инфекции.
В обоснование данного вывода суд сослался на распоряжение Министерства здравоохранения Ульяновской области от 07 апреля 2020 г. N "О временной маршрутизации беременных женщин, рожениц и их коронавирусной маршрутизации новорожденных в связи с инфекции COVID-19", утвердившее Порядок временной маршрутизации беременных женщин, рожениц и их новорождённых с неблагополучным анамнезом по COVID-19, согласно которому главным врачам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области, имеющих в составе структурные подразделения родовспоможения, было предписано при наличии противопоказаний для транспортировки пациентки обеспечить: перевод родильницы при стабильном состоянии и отсутствии клинических проявлений респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции COVID-19 в ГУЗ "ГКБ N 1" (Перинатальный центр) (пункт 6.2); перевод родильницы при стабильной состоянии и наличии клинических проявлений респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции COVID-19 в ГУЗ "Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска" (пункт 6.3).
При этом согласно приложению N 1 к указанному распоряжению беременные и роженицы с неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по COVID-19 и (или) с признаками респираторной инфекции подлежали направлению в ГУЗ "ГКБ N 1" (Перинатальный центр).
Данное распоряжение издано 07 апреля 2020 г, то есть ранее распоряжений Министерства здравоохранения Ульяновской области от 24 апреля 2020 г. N и от 28 мая 2020 г. N.
Почему распоряжения Министерства здравоохранения Ульяновской области от 24 апреля 2020 г. и от 28 мая 2020 г. не подтверждают доводов истца, суд не мотивировал.
Приходя к выводу о том, что в ГУЗ "ГКБ N 1" (Перинатальный центр) оказывается медицинская помощь беременным и роженицам с неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по COVID-19 и (или) с признаками респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции COVID-2019 лишь по профилю "акушерство и гинекология", суд сослался на статистические данные ГУЗ "ГКБ N 1" (Перинатальный центр), согласно которым в акушерском обсервационном отделении за период с 11 апреля 2020 г. по 30 ноября 2020 г. было пролечено 311 женщин, из них с подтвержденным диагнозом: "новая коронавирусная инфекция" - 179 человек, что составляет порядка 57% от общего числа пролеченных. Из 179 женщин - 67% поступали непосредственно на роды (в среднем пребывание в отделении 4, 5 дня); с угрозой прерывания беременности 21% (в среднем пребывание в отделении 7, 8 дня); перевод из других родильных домов в послеродовом периоде - 19% (в среднем пребывание в отделении 4 дня). Заболевание новой коронавирусной инфекцией протекало в легкой форме у 51% рожениц и беременных, бессимптомное носительство вируса - 40%, в среднетяжелой форме 9%. Все женщины с выявленной среднетяжелой формой в течение суток переводились в ГУЗ "ЦГКБ г. Ульяновска". Пациентки с легкой формой и бессимптомным носительством новой коронавирусной инфекции после оказания им медицинской помощи по акушерско-гинекологическому профилю, выписывались домой на 4-6 сутки с момента поступления в стационар.
Между тем указанные статистические данные подлежали оценке в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с иными доказательствами, приобщенными к материалам дела, подтверждающими или опровергающими факт лечения пациенток в связи с заболеванием новой коронавирусной инфекцией.
Оценка всех имеющихся в материалах дела доказательств в их совокупности, взаимосвязи между собой, с учётом их допустимости и достаточности судом не произведена.
Мотивы, по которым суд положил в основу принимаемого решения одни доказательства и не принял во внимание другие доказательства, в решении не изложены.
Суд апелляционной инстанции, рассматривающий дело по правилам суда первой инстанции с изъятиями, установленными главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, допущенные судом первой инстанцией нарушения не устранил.
При таких обстоятельствах, обжалуемые судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов Паничкиной А.А, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить заявленные исковые требования в соответствии с подлежащими применению к возникшим отношениям нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 28 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 25 мая 2021 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Заволжский районный суд г. Ульяновска.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Л.В. Арзамасова
Е.В. Федотова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.