Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 17 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 13 июля 2021 г.
по административному делу по административному иску прокурора Шпаковского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации водоснабжения и водоотведения, возложении обязанности устранить нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Шпаковского района обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации водоснабжения и водоотведения, возложении обязанности устранить нарушения.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка обращений жителей улицы Орджоникидзе города Михайловска об отсутствии водоснабжения, размещенных в средствах массовой информации, в ходе которой установлено, что по ул. Орджоникидзе г..Михайловска отсутствует централизованное водоснабжение от домовладения N 246 до N 431. Для обеспечения централизованным водоснабжением жителей г..Михайловска, в том числе ул. Орджоникидзе, по техническому заданию администрации города в Инвестиционную программу ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" на 2020-2023 гг. включены мероприятия по строительству водовода от пер. Князевского до ул. Ишкова, общей протяженностью 6500 п.м. Согласно ответу филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" "Центральный" ПТП Сенгилеевское, в районе жилых домов N 246 - N 431 по ул. Орджоникидзе г..Михайловска сети централизованного водоснабжения отсутствуют, собственники домовладений не являются абонентами филиала, подразделение не имеет обязательств по подвозу воды. В связи с этим обязанность по организации нецентрализованного холодного водоснабжения на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоза питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения при отсутствии централизованного водоснабжения по ул. Орджоникидзе г..Михайловска, возложена на Министерство жилищно- коммунального хозяйства Ставропольского края, однако административным ответчиком края меры по обеспечению водоснабжения и водоотведения улицы Орджоникидзе г..Михайловска не приняты.
Постановлением региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 12 декабря 2019 г..N 70/4 установлены тарифы ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" на подвоз воды в 2020 году, а также перечень муниципальных образований, в которые осуществляется соответствующий подвоз воды, в котором подвоз воды по улицам г..Михайловска не предусмотрен. В связи с этим, прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения и водоотведения по улице Орджоникидзе г..Михайловска и возложить на административного ответчика обязанность в течение 4 месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить нецентрализованное водоснабжение указанной территории с использованием нецентрализованной системы водоснабжения или подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации от 29 июля 2013 г..N 664 до обеспечения централизованного водоснабжения.
Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 17 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 13 июля 2021 г, требования прокурора удовлетворены, бездействие Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения и водоотведения по ул. Орджоникидзе г. Михайловска, признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность в течении 4 месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить нецентрализованное водоснабжение по ул. Орджоникидзе г. Михайловска с использованием нецентрализованной системы водоснабжения или подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 664 до обеспечения централизованного водоснабжения.
В кассационной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, поданной 27 августа 2021 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 2 сентября 2021 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска прокурора в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, прокуратурой Шпаковского района Ставропольского края проведена проверка обращений жителей города Михайловска Ставропольского края, проживающих по ул. Орджоникидзе, об отсутствии водоснабжения, размещенных в средствах массовой информации. В ходе проверки установлено, что по ул. Орджоникидзе г. Михайловска от дома N 246 до N 431 отсутствует централизованное водоснабжение.
Для обеспечения централизованного водоснабжения жителей города Михайловска, в том числе ул. Орджоникидзе, по техническому заданию администрации города в Инвестиционную программу ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" на 2020-2023 гг. включены мероприятия по строительству водовода диаметром 500 мм от переулка Князевского до улицы Ишкова, общей протяженностью 6500 пм.
Из ответа филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" "Центральный" ПТП Сенгилеевское от 13 ноября 2020 г. N 40-02/9403 следует, что поскольку в районе жилых домов N 246 - N 431 ул. Орджоникидзе г. Михайловска отсутствуют сети централизованного водоснабжения, собственники домовладений не являются абонентами филиала, подразделение не имеет обязательств по подвозу воды.
Таким образом, жители муниципального образования, проживающие в районе жилых домов N 246 - N 431 ул. Орджоникидзе г. Михайловска, лишены возможности пользоваться водой, поступающей через сети централизованного водоснабжения, а также не обеспечиваются подвозимой водой, что не может быть признано соответствующим закону.
Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд исходил из того, что факт непринятия надлежащих мер и бездействие административного ответчика установлены, признал бездействие, выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения и водоотведения незаконным, придя к выводу о том, что данное бездействие Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда перво инстанции, признав их основанными на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, а также на верной оценке юридически значимых обстоятельств административного дела.
Судебная коллегия полагает об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с положениями части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно статье 3 Закона Ставропольского края от 20 декабря 2018 г. N 113-кз "О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края" в соответствие с которыми органы государственной власти Ставропольского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях в том числе по организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Полномочия, указанные в статьях 2 и 3 указанного Закона, осуществляются Правительством Ставропольского края непосредственно либо через, уполномоченные им органы исполнительной власти Ставропольского края, что закреплено в статье 4 Закона Ставропольского края от 20 декабря 2018 г. N 113-кз "О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края".
Согласно подпункту 15.1 пункта 10.6 Постановления Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2014 г. N 545-п "Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края" Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края осуществляет организацию водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 26 февраля 2019 г. N 79-п).
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что административным ответчиком не представлены доказательства обеспечения населения, проживающего по ул. Орджоникидзе г. Михайловска, нецентрализованным водоснабжением согласно утвержденным Правительством Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 664 правилам, путем подвоза воды до реализации инвестиционной программы по строительству водовода, пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора.
При рассмотрении данного спора, судами по результатам прокурорской проверки было установлено, что фактическая нуждаемость населения в нецентрализованном водоснабжении, доказана имеющимися материалами дела и не опровергалась административными ответчиками.
Доводы жалобы о том, что на территории г. Михайловска Ставропольского края деятельность по водоснабжению осуществляется гарантирующей организацией ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", на которую должны быть возложены обязанности по подвозу воды населению, подлежат отклонению, поскольку филиалом указанной организации в письме от 13 ноября 2020 г. N 40-02/9403 указано о невозможности подвоза воды в отношении лиц, которые не являются абонентами поставщика.
Ссылка заявителя жалобы на то, что судебные акты являются неисполнимыми в связи с отсутствием полномочий Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края на нецентрализованное водоснабжение населения путем подвоза воды, не может быть признана состоятельной, поскольку на административного ответчика возложена обязанность обеспечить население улицы Орджоникидзе г. Михайловска нецентрализованным водоснабжением без указания каких-либо ограничений по способу исполнения, что может быть осуществлено с направлением заявки в адрес гарантирующей организации либо иным способом.
Доводы о том, что судами не принято во внимание наличие постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 14 января 2021 г. N 2/2, которым установлен тариф на подвоз воды на 2021 г. на территории г. Михайловска Ставропольского края, подлежат отклонению, поскольку выводы судов об отсутствии установленных тарифов касались периода прокурорской проверки и даты обращения с административным иском в суд в ноябре 2020 г, последующее внесение изменений в тарифы на 2021 г. не указывает на законный характер предшествующего бездействия.
При таком положении, судебные акты по доводам жалобы подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 17 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 13 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 октября 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.