Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Камышовой Т.В, судей Черчага С.В, Климовой В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Исаева Арсена Рамазановича к ГБУ РД "Дирекция молодежных жилищно-строительных программ" о признании незаконным отказ в выделении субсидий, по кассационной жалобе Исаева Арсена Рамазановича на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 3 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Климовой В.В, выслушав пояснения Исаева А.Р. и его представителя Алиевой Ю.Ш, поддержавших кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Исаев А.Р. обратился с иском к ГБУ РД "Дирекция молодежных жилищно-строительных программ" о признании незаконным отказа в выделении субсидий.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 3 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 июня 2021 года, исковые требования Исаева А.Р. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебных постановлений, ссылаясь на их незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам дела, отсутствуют.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 (в ред. от 27 января 2009 года) утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -2010 годы.
Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (ред. от 18 октября 2014 года N1076), которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Согласно Постановлению Правительства Республики Дагестан от 22 мая 2019 года N113 "О внесении изменений в государственную программу РД "Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан", право на получение государственной поддержки на приобретение (строительство) жилья экономкласса или на предоставление социальной выплаты имеют молодые семьи, постоянно проживающие в Республике Дагестан, признанные решениями органов местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Под молодой семьей понимается семья, в которой возраст каждого из супругов не превышает 35 лет, либо неполная семья с детьми, возраст родителя в которой не превышает 35 лет, постоянно проживающая на территории Республики Дагестан и отвечающая следующим условиям: брак зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния; все члены семьи являются гражданами Российской Федерации; один из членов семьи имеет самостоятельный источник дохода.
Право на получение государственной поддержки на приобретение (строительство) жилья экономкласса или на предоставление социальной выплаты используется молодой семьей один раз, после чего она снимается с учета по улучшению жилищных условий. По достижении 35-летнего возраста одним из членов молодой семьи она переводится в общий список нуждающихся в улучшении жилищных условий муниципального образования, которым молодая семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Судом установлено и следует из материалов дела, что семья Исаевых составом семьи 2 человека в 2008 года в администрации г. Избербаш принята на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. По состоянию на 28 мая 2019 года в списках она значится 25.
Также установлено, что Исаева А.М. обратилась в ГБУ РД "Дирекция молодежных жилищно-строительных программ" с заявлением о предоставлении их семье из состава 5 человек социальной выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2019-2021 годы". Данное заявление зарегистрировано в ГБУ РД "Дирекция молодежных жилищно-строительных программ" 5 марта 2020 года
Уведомлением от 5 марта 2020 года Исаеву А.Р. сообщено, что на 2020 года из федерального и республиканского бюджетов выделено средств на 25 семей, в соответствии с заявкой, составленной в конце года на планируемый год. Заявление будет рассмотрено в порядке очередности в конце текущего года.
Согласно письмам от 1 декабря 2020 года N 368 ГБУ РД "Дирекция молодежных жилищно-строительных программ", 2 декабря 2020 года N11-03.2-89033/20 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан уведомили представителя Исаева А.Р. Султанову М.А. о невозможности выдачи Исаеву А.Р. и Исаевой А.М. субсидий в связи с достижением ими возраста 36 лет.
Семья истца признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, как молодая семья и была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" Администрацией г.Избербаш согласно заявлению с 14 июля 2008 года, то есть на момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме, семья отвечала предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты.
4 июля 2019 года между ГБУ РД "Дирекция молодежных жилищно-строительных программ" в лице директора Качукаева М.Р. и Администрацией г. Избербаш заключено соглашение, в соответствии с которым Орган местного самоуправления - Администрация г. Избербаш поручило Дирекции принимать на себя все обязанности по организации работы направленной на реализацию организационных мероприятий, указанных в Подпрограмме и в Правилах "Порядок формирования списков молодых семей-участников Подпрограммы", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и в правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья и их использование.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Исаеву А.Р. 14 августа 2020 года и Исаевой А.М. 29 мая 2020 года исполнилось 36 лет, что в соответствии с Правилами Подпрограммы исключает возможность предоставления им господдержки для приобретения жилья как молодой семье.
Суд апелляционной инстанции согласился с приведенными выводами и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции, которые обоснованы и мотивированы, постановлены при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
При этом, Судебная коллегия отмечает, что по условиям программы выделения субсидий, для участия в подпрограмме молодая семья, изъявившая желание получить социальную выплату в планируемом году, подает в орган местного самоуправления по месту жительства необходимые документы. Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, и принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
Таким образом, участие в программе носит заявительный характер, основывается на добровольном участии, т.е. гражданин самостоятельно определяет свое участие в определенной целевой программе.
Согласно постановлению Правительства Республики Дагестан, исполнителем - программы "Обеспечение жильем молодых семей" в Республике Дагестан определено ГБУ РД "Дирекция молодежных жилищно-строительных программ".
Из материалов дела следует, что заявление Исаевых о предоставлении семье составом 5 человек социальной выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2019-2021 годы" зарегистрировано в ГБУ РД "Дирекция молодежных жилищно-строительных программ" 5 марта 2020 года
Данных об обращении Исаевых в ГБУ РД "Дирекция молодежных жилищно-строительных программ" с письменным заявлением о предоставлении социальной выплаты в 2019 года, в материалах дела не имеется.
Поскольку возраст Исаева А.Р. и Исаевой А.М. в 2020 года превысил 35 лет, то их семья перестала соответствовать критериям (условиям), предъявляемым к участникам подпрограммы и уже не может быть включена в список претендентов на предоставление им господдержки для приобретения жилья как молодой семье. Это правило установлено законодательством в императивном порядке и не подлежит иному толкованию.
Доводы кассационной жалобы о том, что семья истца на момент первоначального включения в программу в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям, в связи с чем, оснований для исключения и отказа в предоставлении социальной выплаты не имелось, не могут быть признаны состоятельными, поскольку само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года N 3-О).
Принимая во внимание, что кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущенных судами нарушениях норм права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке, основания для ее удовлетворения отсутствуют.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 3 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Черчага С.В.
Климова В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.