Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Чумаков Ю.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (далее ООО "МСК-НТ") Будылиной Яны Юрьевны (далее Будылина Я.Ю.) на вступившие в законную силу постановление начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области от 20 ноября 2020 года N 18810171201120293712, решение судьи Ленинского районного суда Тульской области от 01 февраля 2021 года, решение судьи Тульского областного суда от 05 апреля 2021 года, вынесенные в отношении ООО "МСК-НТ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области от 20 ноября 2020 года N 18810171201120293712, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда Тульской области от 01 февраля 2021 года и решением судьи Тульского областного суда от 05 апреля 2021 года, ООО "МСК-НТ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "МСК-НТ" Будылина Я.Ю. просит отменить состоявшиеся по делу решения, и направить дело на новое рассмотрение.
В силу статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенных постановлений, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения, влечет наложение административного штрафа в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото - и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 23.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее Правила дорожного движения) (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности) масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения определено, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу пункта 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272 под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2.
Статьей 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном названным Федеральным законом.
Согласно положениям части 2 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышает допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 23 сентября 2020 года в 18:00:51 на 25 км + 700 м автодороги "Тула-Белев" водитель тяжеловесного автотранспортного средства (автопоезда) марки "СКАНИЯ N/ N", государственный регистрационный знак N, собственником которого является ООО "МСК-НТ", в нарушение требований пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, части 2 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" двигался без специального разрешения, с превышением нагрузки на 3 ось на 29, 262% (10, 341 т при предельно допустимой 8 т) и с превышением общей массы на 21, 277% (53, 362 т при предельно допустимой 44 т), установленной для данного участка дороги.
Данное обстоятельства подтверждаются данными от 23 сентября 2020 года специального технического средства - Системы дорожной весового и габаритного контроля "СВК", актом N 100825 результатов измерения и проверки автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов и иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "МСК-НТ" к административной ответственности по части 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судебными инстанциями установлены все юридически значимые обстоятельства совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в действиях юридического лица.
Вывод основан на положениях выше перечисленных нормативных актов.
Доводы жалобы, в том числе об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения со ссылкой на то, что транспортное средство марки "СКАНИЯ N/ N", государственный регистрационный знак N, находилось во владении и пользовании третьих лиц, являлись предметом проверки и оценки при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судебными инстанциями и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующих актах.
Отклоняя указанные доводы суды правильно исходили из положений пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которыми при фиксации административного правонарушения в области дорожного движения техническим средством, работающим в автоматическом режиме, субъектом такого правонарушения является собственник (владелец) транспортного средства независимо от того, является он физическим либо юридическим лицом (часть 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В случае несогласия с вынесенным в отношении собственника (владельца) транспортного средства постановлением о назначении административного наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающими в автоматическом режиме техническими средствами, при реализации своего права на обжалование данного постановления он освобождается от административной ответственности при условии, что в ходе рассмотрения жалобы будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (часть 2 статьи 2.6.1, примечание к статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При этом собственник обязан представить доказательства своей невиновности.
Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством другого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Указанные, а также иные доказательства исследуются и оцениваются по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о невиновности ООО "МСК-НТ" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, со ссылкой на договор субаренды транспортных средств от 01 октября 2015 года N М - А/04/2015 между ООО "МСК-НТ" и ООО "ОТК"; акт приема-передачи транспортных средств без даты N М-А/04/2015; дополнительное соглашение от 02 апреля 2020 года N 85 к договору субаренды автотранспортных средств от 02 апреля 2020 года N М-А/04/2015 между ООО "МСК-НТ" и ООО "ОТК"; акт приема-передачи транспортных средств от 02 апреля 2020 года N М-А/04/2015-71; дополнительное соглашение N 5 к договору субаренды автотранспортных средств от 01 октября 2015 года N М-А/04/2015 от 12 ноября 2015 года; оборотно-сальдовую ведомость по счету 62 за сентябрь 2020 года; акт об оказании услуг N 6188 от 31 августа 2020 года; акт об оказании услуг N 5427 от 31 июля 2020 года; акт об оказании услуг N 6927 от 30 сентября 2020 года; акт зачета взаимных требований от 30 сентября 2020 года; акт сверки взаимных расчетов за период: 3 квартал 2020 года между ООО "МСК-НТ" и ООО "ОТК"; платежное поручение от 09 декабря 2020 года N 201873; лицензию от 26 февраля 2016 года, путевой лист от 23 сентября N 21297; талоны из ООО "СтройСитиТула", суды обосновано признали несостоятельными.
Вышеуказанные доказательства объективно не подтверждают, что в момент фиксации нарушения транспортное средство марки "СКАНИЯ N/ N", государственный регистрационный знак N, собственником (владельцем) которого является ООО "МСК-НТ", находилось во владении ООО "ОТК" на основании договора субаренды.
Имеющиеся в материалах дела копии финансовых документов не подтверждают исполнение условий договора субаренды автотранспортных средств от 01 октября 2015 года N М-А/04/2015 между ООО "МСК-НТ" и ООО "ОТК" на дату фиксации административного правонарушения - 23 сентября 2020 года, и соответствие сумм платежей определенному договором размеру ежемесячного платежа.
В соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257- Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлена плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, осуществляющими движение по таким дорогам (далее - плата).
В силу части 6 статьи 31.1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257- Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" плата уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и зачисляется в федеральный бюджет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 504 (далее - Постановление N 504) установлен размер платы, равный 3, 73 руб. на один километр пути, пройденного по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а также утверждены Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - Правила).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2014 года N 1662-р оператором государственной системы взимания платы, на которого возложена обязанность по сбору и перечислению в федеральный бюджет платы, является общество с ограниченной ответственностью "РТ-Инвест Транспортные Системы".
ООО "МСК-НТ" произвел регистрацию в реестре системы взимания платы и был зарегистрирован в реестре в качестве владельца марки "СКАНИЯ N/ N", государственный регистрационный знак N.
Согласно подпункту "б" пункта 6 Правил оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в реестре предоставляет собственнику (владельцу) транспортного средства на безвозмездной основе бортовое устройство и информацию о порядке и об условиях его использования, и на основании заявления, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил, закрепляет за транспортным средством указанное бортовое устройство.
Для получения бортового устройства между владельцем транспортного средства и оператором заключается договор безвозмездного пользования бортовым устройством согласно приложению N 2 Правил (пункт 89 Правил).
Согласно пункту 3.2.2 договора безвозмездного пользования, в случае отчуждения транспортного средства либо передачи прав владения и/или пользования транспортным средством, ссудополучатель обязан вернуть соответствующее бортовое устройство в течение десяти рабочих дней с даты перехода права собственности/владения/пользования на это транспортное средство к третьему лицу. Также, пунктом 2.3.6 договора ссудополучатель обязан не передавать бортовое устройство третьим лицам.
На дату фиксации административного правонарушения никаких действий по возврату бортового устройства, заявлений о снятии с учета транспортного средства и/или об изменении данных о транспортных средствах со стороны ООО "МСК-НТ", в адрес оператора не поступало.
Согласно данных ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" по состоянию на дату совершения административного правонарушения именно ООО "МСК-НТ" вносит плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, осуществляющими движение по таким дорогам.
Информация о договоре субаренды транспортных средств от 01 октября 2015 года N М-А/04/2015 между ООО "МСК-НТ" и ООО "ОТК" в отношении транспортного средства марки "СКАНИЯ N/ N", государственный регистрационный знак N, в ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" отсутствует.
При таких обстоятельствах факт выбытия транспортного средства из владения ООО " МСК-НТ" в момент фиксации административного правонарушения не был достоверно подтвержден.
Документы, представленные юридическим лицом, обосновано не приняты в качестве допустимых доказательств, в связи с чем положения части 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о возможности освобождения собственника транспортного средства от административной ответственности неприменимы.
Все доводы жалобы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, данные доводы не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие представителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях требования, не позволяющие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено соответствующим должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах санкции части 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статьи 4.1 указанного Кодекса.
Обстоятельств, предусмотренных пунктами 2-4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекущих отмену или изменение судебных актов, по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области от 20 ноября 2020 года N 18810171201120293712, решение судьи Ленинского районного суда Тульской области от 01 февраля 2021 года и решение судьи Тульского областного суда от 05 апреля 2021 года, вынесенные в отношении ООО "МСК-НТ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ООО "МСК-НТ" Будылиной Я.Ю. - без удовлетворения.
Судья Ю.А. Чумаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.