Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Чумаков Ю.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (далее ООО "МСК-НТ") Будылиной Яны Юрьевны (далее Будылина Я.Ю.) на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области от 19 ноября 2020 года N N, решение судьи Ленинского районного суда Тульской области от 13 января 2021 года, решение судьи Тульского областного суда от 19 марта 2021 года, вынесенные в отношении ООО "МСК-НТ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области от 19 ноября 2020 года N N, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда Тульской области от 13 января 2021 года и решением судьи Тульского областного суда от 19 марта 2021 года, ООО "МКС-НТ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Будылина Я.Ю. просит постановление и судебные акты отменить, передать дело на новое рассмотрение.
Согласно статье 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенных постановлений, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.
Пунктом 23.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1993 года N 1090 (далее Правила дорожного движения), (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности) установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2, 55 м (2, 6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
В силу пункта 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272 (далее - Правила) под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Согласно части 2 статьи 31 названного Федерального закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями указанной статьи.
Как усматривается из представленных материалов 23 сентября 2020 года в 00:11:25 на 25 км + 700 м автодороги "Тула-Белев" водитель транспортного средства (в составе автопоезда марки " N на шасси СКАНИЯ N", государственный регистрационный знак N, собственником которого является ООО "МСК-НТ", в нарушение требований пункта 23.5 Правил Дорожного движения, статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ двигался без специального разрешения, с превышением нагрузки на 3-ю ось на 20, 6% (9, 648 т при предельно допустимой 8 т), и превышением общей массы на 23, 005% (54, 122 т при предельно допустимо 44 т), установленной для данного участка дороги; то есть тяжеловесное транспортное средство двигалось с превышением допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 % без специального разрешения (при внутрироссийских перевозках).
Приведенные обстоятельства подтверждаются данными от 23 сентября 2020 года специального технического средства - Системы дорожной весового и габаритного контроля "СВК", актом N 100708, результатов измерения и проверки автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов и иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выше изложенное послужило основанием для привлечения ООО "МСК-НТ" к административной ответственности по части 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в деянии юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы, в том числе об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, со ссылкой на то, что транспортное средство марки "СКАНИЯ N/ N", государственный регистрационный знак N, находилось во владении и пользовании третьих лиц, являлись предметом проверки и оценки при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судебными инстанциями и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующих актах.
Отклоняя указанные доводы судебные инстанции правильно исходили из положений пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которыми при фиксации административного правонарушения в области дорожного движения техническим средством, работающим в автоматическом режиме, субъектом такого правонарушения является собственник (владелец) транспортного средства независимо от того, является он физическим либо юридическим лицом (часть 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В случае несогласия с вынесенным в отношении собственника (владельца) транспортного средства постановлением о назначении административного наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающими в автоматическом режиме техническими средствами, при реализации своего права на обжалование данного постановления он освобождается от административной ответственности при условии, что в ходе рассмотрения жалобы будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (часть 2 статьи 2.6.1, примечание к статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При этом собственник обязан представить доказательства своей невиновности.
Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством другого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Указанные, а также иные доказательства исследуются и оцениваются по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Доводы жалобы о невиновности ООО "МСК-НТ" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 указанного Кодекса, со ссылкой на договор субаренды транспортных средств от 1 октября 2015 года N М - А/04/2015 между ООО "МСК-НТ" и ООО "ОТК"; акт приема-передачи транспортных средств без даты N М-А/04/2015; дополнительное соглашение от 2 апреля 2020 года N 85 к договору субаренды автотранспортных средств от 2 апреля 2020 года N М-А/04/2015 между ООО "МСК-НТ" и ООО "ОТК"; акт приема- передачи транспортных средств от 2 апреля 2020 года N М-А/04/2015-71; дополнительное соглашение N 5 к договору субаренды автотранспортных средств от 1 октября 2015 года N М-А/04/2015 от 12 ноября 2015 года; оборотно-сальдовую ведомость по счету 62 за сентябрь 2020 года; акты об оказании услуг за 2020 год; платежное поручение от 28 сентября 2020 года N 10804; лицензию от 26 февраля 2016 года, путевой лист от 22 сентября N 21384; талоны из ООО "СтройСитиТула", суды обосновано признали несостоятельными.
Вышеуказанные доказательства объективно не подтверждают, что в момент фиксации нарушения транспортное средство марки "СКАНИЯ N/ N", государственный регистрационный знак N, собственником (владельцем) которого является ООО "МСК-НТ", находилось во владении ООО "ОТК" на основании договора субаренды.
Имеющиеся в материалах дела копии финансовых документов не подтверждают исполнение условий договора субаренды автотранспортных средств от 1 октября 2015 года N М-А/04/2015 между ООО "МСК-НТ" и ООО "ОТК" на дату фиксации административного правонарушения - 23 сентября 2020 года.
В соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ установлена плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, осуществляющими движение по таким дорогам (далее - плата).
В силу части 6 статьи 31.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ плата уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и зачисляется в федеральный бюджет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 504 (далее - Постановление N 504) установлен размер платы, равный 3, 73 руб. на один километр пути, пройденного по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а также утверждены Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - Правила).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2014 года N 1662-р оператором государственной системы взимания платы, на которого возложена обязанность по сбору и перечислению в федеральный бюджет платы, является общество с ограниченной ответственностью "РТ-Инвест Транспортные Системы".
ООО "МСК-НТ" произвел регистрацию в реестре системы взимания платы и был зарегистрирован в реестре в качестве владельца марки "СКАНИЯ N/ N", государственный регистрационный знак N.
Согласно подпункту "б" пункта 6 Правил оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в реестре предоставляет собственнику (владельцу) транспортного средства на безвозмездной основе бортовое устройство и информацию о порядке и об условиях его использования, и на основании заявления, предусмотренного пункта 5 настоящих Правил, закрепляет за транспортным средством указанное бортовое устройство.
Для получения бортового устройства между владельцем транспортного средства и оператором заключается договор безвозмездного пользования бортовым устройством согласно приложению N 2 Правил (пункт 89 Правил).
Согласно пункту 3.2.2 договора безвозмездного пользования, в случае отчуждения транспортного средства либо передачи прав владения и/или пользования транспортным средством, ссудополучатель обязан вернуть соответствующее бортовое устройство в течение десяти рабочих дней с даты перехода права собственности/владения/пользования на это транспортное средство к третьему лицу. Также, пунктом 2.3.6 договора ссудополучатель обязан не передавать бортовое устройство третьим лицам.
На дату фиксации административного правонарушения никаких действий по возврату бортового устройства, заявлений о снятии с учета транспортного средства и/или об изменении данных о транспортных средствах со стороны ООО "МСК-НТ", в адрес оператора не поступало.
Согласно данных ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" по состоянию на дату совершения административного правонарушения именно ООО "МСК-НТ" вносит плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, осуществляющими движение по таким дорогам.
Информация о договоре субаренды транспортных средств от 1 октября 2015 года N М-А/04/2015 между ООО "МСК-НТ" и ООО "ОТК" в отношении транспортного средства марки "СКАНИЯ N/ N", государственный регистрационный знак N, в ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" отсутствует.
При таких обстоятельствах, факт выбытия транспортного средства из владения ООО " МСК-НТ" в момент фиксации административного правонарушения не был достоверно подтвержден.
Документы, представленные юридическим лицом, обосновано не приняты в качестве допустимых доказательств, в связи, с чем положения части 2 статьи 2.6.1 указанного Кодекса о возможности освобождения собственника транспортного средства от административной ответственности неприменимы.
Все доводы жалобы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, данные доводы не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие представителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях требования, не позволяющие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено соответствующим должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах санкции части 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, предусмотренных пунктами 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекущих отмену или изменение судебных актов, по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановлением заместителя начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области от 19 ноября 2020 года N N, решение судьи Ленинского районного суда Тульской области от 13 января 2021 года и решение судьи Тульского областного суда от 19 марта 2021 года, вынесенные в отношении ООО "МСК-НТ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ООО "МСК-НТ" Будылиной Я.Ю. - без удовлетворения.
Судья Ю.А. Чумаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.