Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Чумаков Ю.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственность "МСК-НТ" (далее ООО "МСК-НТ") Будылиной Яны Юрьевны (далее Будылина Я.Ю.) на вступившие в законную силу постановление начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УВМД России по Тульской области от 23 ноября 2020 года N N, решение судьи Ленинского районного суда Тульской области от 13 января 2021 года, решение судьи Тульского областного суда от 18 марта 2021 года, вынесенные в отношении ООО "МСК-НТ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УВМД России по Тульской области от 23 ноября 2020 года N N, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда Тульской области от 13 января 2021 года и решением судьи Тульского областного суда от 18 марта 2021 года, ООО "МСК-НТ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Будылина Я.Ю. просит судебные акты отменить, и направить дело на новое рассмотрение.
Согласно статье 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенных постановлений, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот тысяч рублей.
В силу пункта 23.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее Правила дорожного движения) (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновение обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности), масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения предусмотрено, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272 (далее Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном названным Федеральным законом.
В силу положений части 2 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Из материалов дела следует, что 27 сентября 2020 года в 01:05:12 на 25 км + 700 м автодороги "Тула-Белев" водитель тяжеловесного автотранспортного средства (автопоезда) марки " N на шасси СКАНИЯ N", государственный регистрационный знак N, собственником (владельцем) которого является ООО "МСК-НТ", в нарушение требований пункта 23.5 Правил дорожного движения, части 2 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" двигался без специального разрешения, с превышением нагрузки на 3-ю ось на 11, 038% (8, 8831 т при предельно допустимой 8 т) и с превышением общей массы на 11, 28% (48, 963 т при предельно допустимой 44 т), установленной для данного участка дороги.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются, в том числе, данными от 27 сентября 2020 года специального технического средства - Системы дорожной весового и габаритного контроля "СВК", актом N 101151 результатов измерения и проверки автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебные инстанции при проверке жалобы в порядке статей 30.1-30.2, 30.6 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пришли к выводу о наличии в действиях юридического лица субъективной стороны административного правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 указанного Кодекса.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 названного Кодекса при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод основан на положениях указанного Кодекса, Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом", и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.
Доводы жалобы, в том числе об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, со ссылкой на то, что транспортное средство марки " N на шасси СКАНИЯ N", государственный регистрационный знак N, в момент автоматической фиксации административного правонарушения находилось во владении и пользовании третьих лиц, являлись предметом проверки и оценки при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении и были обоснованно отклонены судебными инстанциями по мотивам, приведенным в соответствующих актах.
Отклоняя доводы, судебные инстанции правильно исходили из положений пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которыми при фиксации административного правонарушения в области дорожного движения техническим средством, работающим в автоматическом режиме, субъектом такого правонарушения является собственник (владелец) транспортного средства независимо от того, является он физическим либо юридическим лицом (часть 1 статьи 2.6.1указанного Кодекса).
В случае несогласия с вынесенным в отношении собственника (владельца) транспортного средства постановлением о назначении административного наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающими в автоматическом режиме техническими средствами, при реализации своего права на обжалование данного постановления он освобождается от административной ответственности при условии, что в ходе рассмотрения жалобы будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (часть 2 статьи 2.6.1, примечание к статье 1.5 КоАП РФ). При этом собственник обязан представить доказательства своей невиновности.
Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством другого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Доказательства исследуются и оцениваются по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Заявление о невиновности юридического лица в совершении административного правонарушения со ссылкой на договор субаренды транспортных средств от 01 октября 2015 года N М- А/04/2015 между ООО "МСК-НТ" и ООО "ОТК"; акт приема-передачи транспортных средств без даты N М-А/04/2015; дополнительное соглашение от 02 апреля 2020 года N 85 к договору субаренды автотранспортных средств от 01 октября 2015 года N М-А/04/2015 между ООО "МСК-НТ" и ООО "ОТК"; акт приема- передачи транспортных средств от 02 апреля 2020 года N М-А/04/2015-71; дополнительное соглашение N 5 к договору субаренды автотранспортных средств от 01 октября 2015 года N М-А/04/2015 от 12 ноября 2015 года между "МСК-НТ" и ООО "ОТК"; оборотно-сальдовую ведомость по счету 62 за сентябрь 2020 года; акт об оказании услуг с марта по сентябрь 2020 года; платежное поручение от 28 сентября 2020 года N 10804; лицензию от 12 мая 2016 года N 077286 в отношении ООО "ОТК"; путевой лист от 27 сентября 2020 года N 21662; талоны из ООО "СтройСитиТула", суды обосновано признали несостоятельными.
Вышеуказанные доказательства объективно не подтверждают, что в момент фиксации нарушения транспортное средство марки "СКАНИЯ N", государственный регистрационный знак N, собственником (владельцем) которого является ООО "МСК-НТ", находилось во владении иного лица на основании договора субаренды. Копии финансовых документов имеющихся в деле не подтверждают исполнение условий договора субаренды автотранспортных средств от 01 октября 2015 года N М-А/03/2015 между ООО "МСК-НТ" и ООО "ОТК" на дату фиксации административного правонарушения - 27 сентября 2020 года, и соответствие сумм платежей определенному договором размеру ежемесячного платежа.
Согласно статье 31.1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257- Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлена плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, осуществляющими движение по таким дорогам (далее - плата).
В силу части 6 статьи 31.1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257- Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" плата уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и зачисляется в федеральный бюджет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 504 установлен размер платы, равный 3, 73 руб. на один километр пути, пройденного по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а также утверждены Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - Правила).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2014 года N 1662-р оператором государственной системы взимания платы, на которого возложена обязанность по сбору и перечислению в федеральный бюджет платы, является общество с ограниченной ответственностью "РТ-Инвест Транспортные Системы".
ООО "МСК-НТ" произвел регистрацию в реестре системы взимания платы и был зарегистрирован в реестре в качестве владельца марки " N на шасси СКАНИЯ N", государственный регистрационный знак N.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 Правил оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в реестре предоставляет собственнику (владельцу) транспортного средства на безвозмездной основе бортовое устройство и информацию о порядке и об условиях его использования, и на основании заявления, предусмотренного пункта 5 настоящих Правил, закрепляет за транспортным средством указанное бортовое устройство.
Для получения бортового устройства между владельцем транспортного средства и оператором заключается договор безвозмездного пользования бортовым устройством согласно приложению N 2 Правил (пункт 89 Правил).
Согласно пункту 3.2.2 договора безвозмездного пользования, в случае отчуждения транспортного средства либо передачи прав владения и/или пользования транспортным средством, ссудополучатель обязан вернуть соответствующее бортовое устройство в течение десяти рабочих дней с даты перехода права собственности/владения/пользования на это транспортное средство к третьему лицу.
Пунктом 2.3.6 договора ссудополучатель обязан не передавать бортовое устройство третьим лицам.
На дату фиксации административного правонарушения никаких действий по возврату бортового устройства, заявлений о снятии с учета транспортного средства и/или об изменении данных о транспортных средствах со стороны ООО "МСК-НТ", в адрес оператора не поступало.
Согласно данных ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" по состоянию на дату совершения административного правонарушения именно ООО "МСК-НТ" вносит плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, осуществляющими движение по таким дорогам.
Информация о договоре субаренды транспортных средств от 01 октября 2015 года NМ-А/04/2015 между ООО "МСК-НТ" и ООО "ОТК" в отношении транспортного средства марки "78343М на шасси СКАНИЯ N", государственный регистрационный знак N, в ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" отсутствует.
Факт выбытия транспортного средства из владения ООО "МСК-НТ" в момент фиксации административного правонарушения не был достоверно подтвержден. Представленные документы правомерно судами не приняты в качестве допустимых доказательств, в связи с чем положение части 2 статьи 2.6.1 указанного Кодекса о возможности освобождения собственника транспортного средства от административной ответственности не подлежат применению.
Все доводы жалобы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, данные доводы не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательства и не ставят под сомнение наличие в действиях юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие представителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях требования, не позволяющие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено соответствующим должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах санкции части 2 статьи 12.21.1 указанного Кодекса, является минимальным, справедливым и соразмерным содеянному с соблюдением требований статьи 4.1 названного Кодекса
Обстоятельств, предусмотренных пунктами 2-4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекущих отмену или изменение судебных актов, по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УВМД России по Тульской области от 23 ноября 2020 года N N, решение судьи Ленинского районного суда Тульской области от 13 января 2021 года и решение судьи Тульского областного суда от 18 марта 2021 года, вынесенные в отношении ООО "МСК-НТ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменений, жалобу защитника ООО "МСК-НТ" Будылиной Я.Ю. - без удовлетворения.
Судья Ю.А. Чумаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.