Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Чумаков Ю.А., рассмотрев жалобу адвоката Кондрашина Алексея Владимировича (далее Кондрашин А.А.) в интересах Непубличного акционерного общества "Чаплыгинская швейная фабрика" (далее НАО "Чаплыгинская швейная фабрика") на вступившее в законную силу постановление судьи Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 04 декабря 2020 года, решение судьи Липецкого областного суда от 11 февраля 2021 года, вынесенное в отношении Непубличного акционерного общества "Чаплыгинская швейная фабрика" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 04 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Липецкого областного суда от 11 февраля 2021 года, НАО "Чаплыгинская швейная фабрика" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100.000 (сто тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции адвокат Кондрашин А.В. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Прокурор Чаплыгинского района Липецкой области в соответствии с частью 2 статьи 30.15 указанного Кодекса возражений на жалобу не подал.
Согласно, статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенных постановлений, при этом судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В силу части 2 статьи 6.3 указанного Кодекса те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 внесено изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих", согласно которому коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности).
Согласно, статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Из пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ следует, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункты 1, 3).
Согласно части 3 статьи 39 указанного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Пунктом 4.4 СП 3.13597-20 установлены мероприятия, направленные на "разрыв" механизма передачи инфекции, к которым в том числе относится: соблюдение все физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1.5 до 2 метров; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведение дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создание запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Чаплыгинского района Липецкой области проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства НАО "Чаплыгинская швейная фабрика" на основании информации ТО Роспотребнадзора по Липецкой области в Данковском, Лев-Толстовском, Чаплыгинском районе о выявлении по состоянию на 03 июля 2020 года у 33 работников фабрики положительного результата на коронавирусную инфекцию.
22 и 27 июня 2020 года ТО Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Данковском, Лев-Толстовском, Чаплыгинском районах в адрес фабрики выписаны предписания N102и N126 сроком исполнения до 25 июня 2020 и 30 июня 2020 с требованием проведения санитарно-эпидемологических (профилактических) мероприятий, обеспечения строго выполнения дезинфекционного режима в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-hCoV.
Филиалом Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области" в Данковском районе на основании поручения ТО Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Данковском, Лев-Толстовском, Чаплыгинском районах 1 июля 2020 года проведено санитарно- эпидемиологическое обследование в НАО "Чаплыгинская швейная фабрика" с целью выявления условий, способствующих возникновению и распространению случаев заболевания новой коронавирусной инфекции и с целью установления соблюдения требований Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 января 2020 года N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", Методические рекомендации МР 3.1/2.2.0172/5-20 "Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COViD-19", утвержденные Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ Поповой А.Ю. 20 апреля 2020 года, СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", "Инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами" (приложение к письму Роспотребнадзора от 23 января 2020 года N 02/770-2020-32).
В результате проверки установлено, что НАО "Чаплыгинская швейная фабрика" не исполнялись требования:
- пункт 4.5 МР 3.1/2.2.0172/5-20 "Рекомендации по организации работ предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19" в час предельного количества лиц, которые могут одновременно находиться в одном помещении. Исходя из информации, представленной директором НАО "Чаплыгинская швейная фабрика", в цехе N 1 и N 2 превышено рекомендуемое предельное количество лиц, которые могут одновременно располагаться в одном помещении (для площади свыше 200 кв.м - не более 50 человек);
пункт 4.6 МР 3.1/2.2.0172/5-20 "Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19" в местах, где возможно скопление людей (производственные помещения, столовые и др.), рекомендуется обеспечить соблюдение дистанции между гражданами не менее полутора метров, рекомендуется нанести соответствующую сигнальную разметку. Сигнальная разметка не нанесена;
пункт 4.9 МР 3.1/2.2.0172/5-20 "Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19" применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа. Определение количества облучателей из расчета на объем помещений, а также режима их работы, должно быть определено в соответствии с инструкциями к данным установкам. Регулярное проветривание (каждые 2 часа) рабочих помещений - не выполняется;
пункт 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в части выполнения мероприятий по обеззараживанию воздуха.
3 июля 2020 года ТО Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Данковском, Лев-Толстовском, Чаплыгинском районах выдано предписание N146 в адрес НАО "Чаплыгинская швейная фабрика": об обеспечении проведения ежедневного перед началом работы смены "входного фильтра" с проведением бесконтактного контроля температуры тела работника (на проходной предприятия до момента контакта с остальными работниками предприятия); для эффективной работы "входного фильтра" пересмотреть режим работы предприятия для цехов, обеспечить ограничение контактов между коллективами отдельных цехов, участков, отделов и функциональных рабочих групп, не связанных общими задачами и производственными процессами (принцип групповой ячейки), разделение рабочих потоков и разобщение коллектива посредством размещения сотрудников на разных этажах, в отдельных кабинетах, организации работы в несколько смен (или изменить начало работы цехов); разработать график приема пищи для сотрудников цехов для исключения возможности их скопления в помещениях приема пищи в обеденные перерывы; обеспечить соблюдение сотрудниками социального дистанцирования, не допуская превышения предельного количества лиц, которые могут одновременно находиться в одном помещении, не превышая рекомендуемое предельное количество лиц, которые могут одновременно располагаться в одном помещении (для площади свыше 200 кв.м. - не более 50 человек); обеспечить соблюдение дистанции между сотрудниками не менее полутора метров, где возможно скопление людей (производственные помещения, помещения для персонала и др.) и нанести соответствующую сигнальную разметку; в срок до 10 июля 2020 года обеспечить оборудование помещений с постоянным нахождением работников бактерицидными облучателями воздуха рециркулярного типа, регулярное проветривание (каждые 2 часа) рабочих помещений.
На основании результатов проверки заместителем прокурора Чаплыгинского района Липецкой области 10 июля 2020 года вынесено постановление о возбуждении в отношении юридического лица - Непубличное акционерное общество "Чаплыгинская швейная фабрика" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются следующими доказательствами: информацией начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Данковском, Лев-Толстовском, Чаплыгинском районах (т. 1 л.д. 10, 11); предписанием от 22 июня 2020 года N 102 (т. 1 л.д. 12, 13); предписанием от 27 июня 2020 года N 126 от (т. 1 л.д. 14, 15); актом обследования от 1 июля 2020 года N 3164 (т.1 л.д. 16-22); предписанием от 3 июля 2020 года N 146 (т. 1 л.д. 23, 24); справками ООО "Нимфа" от 24 июня 2020 года и 30 июня 2020 года (т. 1л.д. 25, 26); письменными объяснениями законного представителя - директора Подлесных Н.В. от 10 июля 2020 года (т. 1, л.д. 29, 30); сообщением НАО "Чаплыгинская швейная фабрика" от 9 июля 2020 года N 169 (т. 1, л.д. 31); обращение в адрес ООО "Тандер" от 6 июля 2020 года N 152 (т. 4 л.д. 6); сообщение ООО "Тандер" от 6 июля 2020 года N 348 (т. 4, л.д. 7); копией договора от 6 июля 2020 года, заключенного между ООО "Тандер" и НАО "Чаплыгинская швейная фабрика" (т. 4 л.д. 8, 9); показаниями свидетеля ФИО8 К.В, данными в судебном заседании 16 сентября 2020 года и 11 ноября 2020 года (т. 4, л.д. 139, 142, 143 оборот) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения НАО "Чаплыгинская швейная фабрика" к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебными инстанциями соблюдены, на основе полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридические значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Судами принято во внимание доводы защитника о том, что согласно технологической схемы разделения труда между работниками (рабочими местами) расстояние составляет от 1 м. 60 см. до 1 м. 80 см, увеличить расстояние между рабочими местами не представляется возможным, поскольку это приведет к нарушению технологического процесса, и, как следствие, к остановке производства и экономическим потерям.
НАО Чаплыгинская швейная фабрика" внесено в перечень предприятий, выполняющих неотложные работы по производству изделий, материалов, сырья и комплектующих изделий для противодействия пандемии новой коронавирусной инфекции.
На момент проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства выявленные нарушения: отсутствие сигнальной разметки, а также не проведение работ по обеззараживанию производственных помещений фабрики, указанное обстоятельство не оспаривалось стороной.
Обязанность выполнения санитарных норм и правил у НАО "Чаплыгинская швейная фабрика" возникла с момента принятия приведенных постановлений, методических рекомендаций, направленных на профилактику новой коронавирусной инфекции, в том числе Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 года N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", вступившего в силу с 7 июня 2020 года.
Указанный в жалобе довод, о приобретение фабрикой облучателя бактерицидного медицинского ОБПе "Азов" после вынесения предписания N 146 от 3 июля 2020 года и обращение 6 июля 2020 года в адрес директора ООО "Тандер" о выставлении счета на оплату бактерицидного рециркулятора (облучатель) АэрОзонЛайт - 3 единицы и бактерицидного рециркулятора (облучатель) АэрОзонПлюс - 12 единиц и заключение договора на поставку пятнадцати бактерицидных рециркуляторов обосновано признан судебными инстанциями обстоятельством, который не могут служить основанием для отмены судебных актов, поскольку НАО "Чаплыгинская швейная фабрика" своевременно не приняла исчерпывающих мер по приобретению необходимого количества бактерицидных облучателей рециркулярного типа.
Вопреки доводу жалобы методические рекомендации по своей правовой природе действительно не являются нормативным правовым актом, однако, по настоящему делу рекомендации по профилактике коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников, утвержденных Письмом Роспотребнадзора от 20 апреля 2020 года N 02/7376-2020-24 "О направлении рекомендаций по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19" разработаны для решения задач, направленных на скорейшее предотвращение распространяющегося с высокой скоростью новой смертельно опасной коронавирусной инфекции COVID-19 от человека к человеку в целях применения в совокупности с установленными Федеральным законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и санитарными правилами требованиями для защиты от новой коронавирусной инфекции.
Судебные инстанции при рассмотрении дела и проверке жалобы в порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пришли к правильному выводу о наличии бездействия юридического лица и наличия объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Данный вывод основан на положениях названного Кодекса, Постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 внесено изменение в Постановление Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ), Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", и в совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласится с ними не имеется.
Все доводы жалобы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, данные доводы жалобы были предметом исследования судебными инстанциями и обоснованно отклонены с приведением мотивированных суждений, оснований ставить под сомнение которые не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения материального и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях требования, не позволяющие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм материального и процессуального права в соответствии с пунктами 2-4 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено.
Порядок и срок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание юридическому лицу назначено с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 04 декабря 2020 года, решение судьи Липецкого областного суда от 11 февраля 2021 года, в отношении НАО "Чаплыгинская швейная фабрика" по делу об административном правонарушения, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменений, жалобу адвоката Кондрашина А.В. - без удовлетворения.
Судья Ю.А. Чумаков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.