Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Кунаева Д.С., действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью "Большой город", на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Коломенского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям от 6 февраля 2018 года, решение судьи Коломенского городского суда Московской области от 7 декабря 2020 года и решение судьи Московского областного суда от 25 февраля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Большой город" (далее также - ООО "Большой город", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Коломенского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям от 6 февраля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Коломенского городского суда Московской области от 7 декабря 2020 года и решением судьи Московского областного суда от 25 февраля 2021 года, ООО "Большой город" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Кунаев Д.С. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Целями охраны земель в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункту 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения (подп. 1); защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (подп. 2).
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, с 21 августа 2017 года по 7 сентября 2017 года на основании распоряжения председателя Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск от 16 августа 2017 года N210-р должностными лицами органа муниципального земельного контроля проведена проверка в отношении ООО "Большой Город", в ходе которой произведен осмотр принадлежащих обществу на праве собственности земельных участков: земельный участок с кадастровым номером N площадью 335100 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственной деятельности, местоположение: Московская область, Егорьевский район, ОАО "Егорьевское"; земельный участок с кадастровым номером N площадью 243700 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственной деятельности, местоположение: Московская область, Егорьевский район, ОАО "Егорьевское"; земельный участок с кадастровым номером N площадью 280453 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для производства сельскохозяйственной продукции, местоположение: примерно в 700 м. от ориентира по направлению на север, адрес ориентира - Московская область, Егорьевский район, д. Юрцово, дом 5.
По результатам проведенной проверки установлено, что ООО "Большой город" в нарушение требований статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" на указанных земельных участках не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв. Земельные участки с кадастровыми номерами N заросли сорными растениями (пырей ползучий, осот, череда трехраздельная и др.) и древесно-кустарниковой растительностью (береза ива, осина, ольха высотой от 2 м. и выше).
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ООО "Большой город" правильно квалифицировано по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы на момент вынесения председателем Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск распоряжения от 16 августа 2017 года N210-р в соответствии с п.2.3 Положения о муниципальном земельном контроле на территории городского округа Егорьевск, утв. решением Совета депутатов городского округа Егорьевск Московской области от 22 июня 2016 года N 529/48 специально уполномоченным органом администрации городского округа Егорьевск, осуществляющим муниципальный земельный контроль, являлся названный Комитет. Согласно п.3.2 названного Положения распоряжения о проведении проверки издаются председателем Комитета.
Довод жалобы о том, что обществу не направлялась копия акта проверки, был предметом рассмотрения судьи городского суда, ему дана надлежащая правовая оценка, мотивированно изложенная в решении от 7 декабря 2020 года, не согласиться с которой оснований не имеется.
Вопреки доводам жалобы из материалов дела следует, что в адрес ООО "Большой город" направлялось извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 23 января 2018 года регистрируемым почтовым отправлением с идентификатором 14041219006424, которое получено обществом 12 января 2018 года.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и существенных недостатков, влекущих признание его недопустимым доказательством, не содержит.
Вопреки доводам жалобы в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допускается рассмотрение дела об административном правонарушении тем должностным лицом, которым составлен протокол о данном правонарушении (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2013 года N 630-О).
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Несогласие защитника Кунаева Д.С. с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ООО "Большой город" в пределах, предусмотренных санкцией ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника Коломенского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям от 6 февраля 2018 года, решение судьи Коломенского городского суда Московской области от 7 декабря 2020 года и решение судьи Московского областного суда от 25 февраля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Большой город" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Кунаева Д.С. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.