Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Чумаков Ю.А., рассмотрев жалобу Государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области на особо охраняемых природных территориях регионального значения Ездаковой Елены Николаевны (далее Ездакова Е.Н.) на вступившие в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г.Курска Курской области от 04 марта 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации г.Курска,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области на особо охраняемых природных территориях регионального значения Ездаковой Е.Н. от 15.12.2020 г. за N30, Администрация г. Курска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Курска Курской области от 04 марта 2021 года данное постановление отменено по жалобе Администрации г.Курска, материал направлен в Областное казенное учреждение "Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями, парками, скверами и лесами Курской области" на новое рассмотрение.
В жалобе поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Государственный инспектор Ездакова Е.Н, просит отменить данное решение как необоснованное, оставить в силе постановление должностного лица, а жалобу Администрации г. Курска без удовлетворения.
Администрация г. Курска в своих возражениях поданных в порядке части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, просит в удовлетворении жалобы - отказать, так как решение суда является обоснованным.
В соответствии со статьей 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенных постановлений, при этом судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и возражения, прихожу к следующему выводу.
Согласно статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Из материалов дела следует, что Областным казенным учреждением "Дирекция по особо охраняемым природным территориям, паркам, скверам и лесам Курской области" подведомственным комитету природных ресурсов Курской области в рамках имеющихся полномочий рассмотрено обращение жительницы "адрес" Калугиной Т.В. от 08.12.2020 г. по вопросу нахождения свалки отходов и обрезков садовых деревьев на территории памятника природы регионального значения "Урочище "Крутой Лог" (со стороны ул. Орловской города Курска Курской области).
08.12.2020 года с 14.00 до 15.00 часов был осуществлен выезд на вышеуказанную территорию в соответствии с рейдовым заданием на проведение рейдового осмотра особо охраняемой природной территории регионального значения от 08.12.2020г. N30.
В ходе осмотра обнаружены места очаговых навалов твердых коммунальных и строительных отходов на территории земельного участка по адресу: г. Курск, на пересечении ул. Орловской и пр-та Дружбы (напротив дома N 19 А), на части земельного участка (участок N1) с кадастровым номером 46 N:1 (категория земель ? земли населенных пунктов, разрешенное использование - памятник природы), в овраге, на склоне оврага и вокруг него обнаружены очаговые навалы строительного и бытового мусора (битый кирпич, куски арматуры, использованные пластиковые канистры, отработанные автомобильные покрышки, ящики, порубочные древесные остатки, бутылки, пластиковые и полиэтиленовые изделия, остатки сантехнической керамики и др). Вдоль данного земельного участка расположены металлические гаражи, территория вокруг которых находится в неудовлетворительном состоянии.
По данному факту составлен акт рейдового осмотра, обследования особо охраняемой природной территории регионального значения от 08.12.2020 N 30.
Постановлением Администрации Курской области N533-па от 21.08.2014 урочище "Крутой Лог" объявлено памятником природы регионального значения, а территория, занятая им, - особо охраняемой природной территорией регионального значения и установлен режим особой охраны.
Урочище находится в границах Центрального административного округа города Курска, в северо-западной его части и занимает два участка.
Территории земельного участка по адресу: Курская область, г. Курск, земельный участок с кадастровым номером 46: N, собственник земельного участка отсутствует, имеются очаговые навалы строительного и бытового мусора (битый кирпич, куски арматуры, использованные пластиковые канистры, отработанные автомобильные покрышки, ящики, порубочные древесные остатки, бутылки, пластиковые и полиэтиленовые изделия, остатки сантехнической керамики и др.), что является нарушением указанных требований, а именно: нарушает сохранность памятника природы регионального значения "Урочище "Крутой лог", что создает угрозу загрязнения окружающей среды.
Вышеуказанный земельный участок не является объектом размещения (хранения) отходов. Данное несанкционированное место очаговых навалов твердых коммунальных и строительных отходов находятся в границах города Курска.
Пунктом 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно п.2 ст. 3.3 Федерального Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа, в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом, т.е. Администрацией г. Курска. Согласно ст. 45 Устава г. Курска, Администрация г. Курска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Курска, наделена полномочиями по решению вопросов, в частности, местного значения. В силу п. 40 ст. 47 Устава Администрации г. Курска участвует в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В связи с чем, должностное лицо пришло к выводу, что в деятельности Администрации г. Курска установлены нарушения в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, установленной Земельным Кодексом РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункт 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие постановление Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст), п.6.1 раздела 6 "Режим особой охраны и порядок пользования особо охраняемой природной территории" Положения о памятнике природы регионального значения "Урочище "Крутой Лог", утвержденного постановлением Администрации Курской области от 21.08.2014 N 533-па, а именно: допущено несанкционированное размещение отходов на необорудованном и не предназначенном для размещения земельном участке (особо охраняемой природной территории регионального значения) с нарушением экологических и санитарно- эпидемиологических требований, и привлекло Администрацию г. Курска к административной ответственности по статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами о виновности юридического лица при рассмотрении жалобы в порядке статьи 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья Ленинского районного суда г. Курска не согласился, указанное постановление отменил, направив материал на новое рассмотрение, мотивируя следующим.
Полномочиями по распоряжению указанными землями, Администрации города Курска не передавалось, доказательств обратного должностным лицом суду не предоставлено.
Администрация города Курска не наделена какими-либо обязательствами по содержанию данной территории, соответственно, не является субъектом административного правонарушения.
Согласно сведениям, полученным из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области данные о собственнике земельного участка с кадастровым номером 46: N отсутствуют, должностным лицом не установлен собственник указанного земельного участка.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Администрация города Курска не наделялась Курской областью полномочиями по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.
Доводы жалобы должностного лица, поданные в Первый кассационный суд общей юрисдикции направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения.
В силу пункта 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будут доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что для соблюдения правил, норм которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (пункт 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Таких доказательств должностным лицом суду не представлено и материалы дела не содержат.
В связи с чем, суд пришел к выводу о нарушении должностным лицом требований статьи 24.1 указанного Кодекса при рассмотрении дела об административном правонарушении по статье 8.39 данного Кодекса в отношении юридического лица, с чем следует согласится.
Нормы материального и процессуального права применены правильно.
Срок давности привлечения виновного лица к административной ответственности, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 указанного Кодекса не истек.
Обстоятельств, предусмотренных пунктами 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекущих изменение или отмену судебного акта, по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Ленинского районного суда г.Курска Курской области от 04 марта 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации г. Курска - оставить без изменения, жалобу Государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области на особо охраняемых природных территориях регионального значения Ездаковой Елены Николаевны - без удовлетворения.
Судья Ю.А. Чумаков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.