Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области Бутрина А.Ю. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 6 Нижегородского судебного района г. Нижнего Новгорода Нижегородской области от 15 декабря 2020 года, решение судьи Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 30 марта 2021 года, вынесенные в отношении департамента лесного хозяйства Нижегородской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 6 Нижегородского судебного района г. Нижнего Новгорода Нижегородской области от 15 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 30 марта 2021 года, департамент лесного хозяйства Нижегородской области (после реорганизации - Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области Бутрин А.Ю. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, прекращении производства по делу.
Заявленное в жалобе ходатайство о восстановлении срока обжалования принятых по делу актов не подлежит рассмотрению, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит срока, в течение которого может быть подана жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что в период с 26 октября 2020 года по 6 ноября 2020 года должностным лицом Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (далее, Департамент) на основании приказа Департамента от 13 октября 2020 года N 255 "О проведении внеплановой документарной проверки исполнения департаментом лесного хозяйства Нижегородской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" проведена внеплановая документарная проверка исполнения департаментом лесного хозяйства Нижегородской области пункта 1 предписания Департамента от 6 марта 2020 года N 155-вдп "Об устранении выявленных нарушений" со сроком исполнения до 9 октября 2020 года.
В соответствии с пунктом 1 предписания департаменту лесного хозяйства Нижегородской области в срок до 9 октября 2020 года предписывалось обеспечить принятие мер, направленных на привлечение к административной ответственности лиц, допустивших нарушения установленных требований при отводе и таксации лесосеки, расположенной в выделе 31 квартала 41 Воротынского участкового лесничества Лысковского межрайонного лесничества (при отводе лесосеки были установлены не все требующиеся лесохозяйственные знаки или какие либо другие отметки, знаки, подтверждающие границу лесосеки; при перечете деревьев в рубку, деловые стволы фиксировались как дровяные).
По результатам проверки должностное лицо Департамента пришло к выводу о неисполнении предписания N 155-вдп, в связи с чем в отношении департамента лесного хозяйства Нижегородской области 17 ноября 2020 года был составлен протокол об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения дела мировой судья привлек департамент лесного хозяйства Нижегородской области к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Проверяя дело об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда согласился с выводами мирового судьи, изложенными в постановлении, о наличии в действиях департамента лесного хозяйства Нижегородской области состава вмененного административного правонарушения.
Между тем принятые по настоящему делу судебные акты законными признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из названной нормы части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует прямое указание на то, что предписание административного органа должно отвечать условию законности. Следовательно, существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела об оспаривании постановления об административном правонарушении, является установление законности предписания, неисполнение которого вменялось департаменту лесного хозяйства Нижегородской области.
Исполнимость предписания является другим требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, Рослесхоз, в том числе через свои территориальные органы, осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Перечень переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений установлен частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
При реализации указанных полномочий Рослесхоз и его территориальные органы организуют и осуществляют контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений (пункт 3 части 9 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на период выдачи предписания).
При этом, указывая в предписании N 155-вдп на обязанность департамента лесного хозяйства Нижегородской области обеспечить меры, направленные на привлечение к административной ответственности лиц, допустивших нарушение пункта 17 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года N 474, судами нижестоящих инстанций не учтено, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает исчерпывающий перечень поводов к возбуждению дела об административном правонарушении, в случае наступления которых и при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностным лицом возбуждается дело об административном правонарушении (части 1 - 3 статьи 28.1).
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 указанной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, обязанность возбуждения дела об административном правонарушении не может быть возложена на должностное лицо административного органа ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, который выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений требований законодательства в целях их устранения.
Вопреки изложенному, мировой судья судебного участка N 6 Нижегородского судебного района г. Нижнего Новгорода Нижегородской области при вынесении 15 декабря 2020 года оспариваемого постановления, оставленного без изменения решением судьи Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 30 марта 2021 года, не оценивал содержание предписания N 155-вдп от 6 марта 2020 года.
Несмотря на то, что объективная сторона вменяемого департаменту лесного хозяйства Нижегородской области административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении доводы защитника привлекаемого к административной ответственности лица, указывающего на незаконность и неисполнимость предписания от 6 марта 2020 года N 155-вдп, надлежащей оценки не получили.
Таким образом, данное дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 указанного Кодекса о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 6 Нижегородского судебного района г. Нижнего Новгорода Нижегородской области от 15 декабря 2020 года, решение судьи Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 30 марта 2021 года, вынесенные в отношении Департамента лесного хозяйства Нижегородской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях департамента лесного хозяйства Нижегородской области состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 6 Нижегородского судебного района г. Нижнего Новгорода Нижегородской области от 15 декабря 2020 года, решение судьи Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 30 марта 2021 года, вынесенные в отношении департамента лесного хозяйства Нижегородской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.