Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Чумаков Ю.А., рассмотрев жалобу начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Ковылкинскому району УФССП России по Республики Мордовия Захаровой Н.В. на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 14 мая 2021 года, состоявшееся в отношении администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Ковылкинскому району УФССП России по Республики Мордовия от 25 января 2021 года, администрация Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 24 марта 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного суда Республики Мордовия от 14 мая 2021 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменены, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностного лицо, вынесшее постановление, Захарова Н.В. просит об отмене судебного акта, приводя доводы о его незаконности.
Администрация Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия извещенная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче указанной жалобы, возражений не представила.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Как усматривается из материалов дела, на исполнении в Отделе судебных приставов по Ковылкинскому району УФССП России по Республике Мордовия находится исполнительное производство N13899/15/13012- ИП, возбужденное 17 ноября 2015 года на основании исполнительного листа, выданного по гражданскому делу N2-714/15 на основании решения Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 05 августа 2015 года, вступившего в законную силу 29 октября 2015 года, обязывающее администрацию Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия предоставить ФИО8 благоустроенное специализированное жилое помещение в городе Ковылкино Республики Мордовия по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 кв.м.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства от 17 ноября 2015 года должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
Определением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 10 декабря 2015 года администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 10 мая 2016 года, определением того же суда от 20 мая 2016 года в отсрочке - администрации было отказано.
21 апреля 2017 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Ковылкинскому району вынесено постановление о взыскании с администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения требований (5 дней).
Решением Ковылкинского районного суда от 26 июля 2017года администрация района освобождена от взыскания исполнительского сбора.
27 октября 2020 года заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава ОСП по Ковылкинскому району УФССП России по Республике Мордовия ФИО9 Е.Ф. администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия вручено требование об исполнении судебного решения Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 05 августа 2015 года в срок до 27 ноября 2020 года. В срок, установленный для исполнения, должник требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнил.
Постановление должностного лица от 25 января 2021 года Администрация Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 указанного Кодекса.
Судья Ковылинского районного суда Республики Мордовия, рассмотрев жалобу, поданную представителем администрации Комусовым Н.П. в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 24 марта 2021 года постановление должностного лица оставил без изменения.
Судья Верховного Суда Республики Мордовия, рассмотрев жалобу, поданную ФИО10 Н.П. в порядке статей 30.9, 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 14 мая 2021 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменил, производство по делу прекратил в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Принимая данное решение, судья Верховного Суда Республики Мордовия, оценив фактические конкретные обстоятельства настоящего дела с учетом положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к выводу об отсутствии бесспорных доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия. При рассмотрении жалобы не установлено наличие возможности для исполнения решения суда, при этом администрацией были предприняты меры, направленные на получение бюджетных ассигнований с целью исполнения судебного решения.
В настоящей жалобе должностное лицо, вынесшее постановление, Захарова Н.В. просит об отмене судебного акта, заявляя о необоснованном прекращении производства по делу.
Однако обжалуемый судебный акт по доводам жалобы отменен быть не может.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Данная норма корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
При этом Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, исходя из положений пункта 2 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в редакции Протокола N 11), пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, отмена вступившего в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении возможна, но только в случае, если в ходе предыдущего разбирательства допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Вместе с тем в рассматриваемом случае не имеется оснований для вывода о том, что судьей Верховного Суда Республики Мордовия допущено существенное нарушение, которое носило фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на исход дела.
С учетом изложенного решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 14 мая 2021 года отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 14 мая 2021 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия оставить без изменения, жалобу начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Ковылкинскому району УФССП России по Республики Мордовия Захаровой Н.В. - без удовлетворения.
Судья Ю.А. Чумаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.