Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Чумаков Ю.А., рассмотрев жалобу защитника Просвирниной Елены Николаевны, действующей в интересах генерального директора общества с ограниченной ответственностью "УК Волгарь" Горбачева Максима Владимировича, на вступившие в законную силу постановление Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 14 мая 2020 года N127 и решение судьи Заводского районного суда Саратовской области от 01 октября 2020 года, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "УК Волгарь" (далее по тексту - ООО "УК Волгарь") Горбачева Максима Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 14 мая 2020 года N127, генеральный директор ООО "УК Волгарь" Горбачев М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Заводского районного суда Саратовской области от 01 октября 2020 года, постановление должностного лица изменено, штраф снижен до 25000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник - Просвирина Е.Н, просит отменить состоявшиеся по делу акты в виду вновь открывшихся обстоятельств, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения генерального директора ООО "УК Волгарь" Горбачева М.В. к административной ответственности) осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 - расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 01.01.2017 г. в указанные расходы, также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), (абзац введен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. N 1498).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 г. (абзац введен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. N 1498).
При последующих включениях, размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещении в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абзац введен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. N 1498).
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов (абзац введен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. N 1498).
В силу части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении: на основании распоряжения заместителя начальника отдела надзора в сфере управления жилищным фондом и капитального ремонта Саратовской области, Государственным жилищным инспектором Саратовской области ФИО8 N 169-06-13 от 14 февраля 2020 года была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований деятельности ООО "УК Волгарь" по управлению многоквартирным домом N 10В по улице имени Николая Чихарева города Саратова, а именно: обязательных требований установления размера платы за электрическую энергию, холодную, горячую воду, водоотведение, потребляемые на содержание общего имущества по статьям: "СОИ (коммунальный ресурс электроэнергия)" в размере 4, 07 руб.кв.м, "СОИ (коммунальный ресурс отведение сточных вод)" в размере 0, 15 руб./кв.м, "СОИ (коммунальный ресурс ХВС)" в размере 0, 15 руб./кв.м, "СОИ (коммунальный ресурс ХВС на ГВС) в размере 0, 15 руб./кв.м, начисленных с апреля по декабрь 2019 года, о чем составлен акт проверки от 7 февраля 2020 года.
В акте проверки от 07.02.2020 г. N 68-06-06 отражено, что в ходе проведения проверки соблюдения обязательных требований жилищного законодательства к установлению собственникам помещений в многоквартирном доме N10В по ул. Чихарева Н. г. Саратова начисление размера платы за содержание, жилого помещения, включающая в себя плату за электрическую энергию, холодную воду, горячую воду, водоотведение, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в расчетный период: апрель-декабрь 2019, года произведено без учета требований ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ, п.29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, Постановления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 N 25/1 "Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Саратовской области".
- норматив потребления горячей воды, в целях содержания общего имущества для многоквартирных домов, оборудованные устройствами для самостоятельного приготовления горячей воды Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 N25/1 "Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Саратовской области" не установлен.
- начисление платы по статье "СОИ (коммунальный ресурс ХВС на ГВС)" в период с апреля по декабрь 2019 года неправомерно.
- платежном документе собственника помещения многоквартирного дома N10В по ул. Чихарева г. Саратова, предоставленного для проведения проверки (декабрь 2019 года) по статьям: "СОИ (коммунальный ресурс ХВС па ГВС)", "СОИ (коммунальный ресурс эл.эн)", "СОИ (коммунальный ресурс отведение сточных вод)", "СОИ (коммунальный ресурс ХВС)" произведен пересчет не в полном объеме: размер платы по статьям: "СОИ (коммунальный ресурс эл.эн)", "СОИ (коммунальный ресурс отведение сточных вод)", "СОИ (коммунальный ресурс ХВС)" не / снижен до размера норматива.
По результатам проверки Инспекцией выдано предписание N 38-06-05 от 7 февраля 2020 года, которым ООО "УК Волгарь" в срок до 06 апреля 2020 года предписано прекратить нарушения.
В связи с не устранением данных нарушений должностное лицо привлечено государственной жилищной инспекцией по Саратовской области к административно ответственности по выше указанной норме.
Решением судьи Заводского суда г. Саратова в ходе проверки жалобы должностного лица в порядке статей 30.1-30-2, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, постановление инспекции изменено в части наказания.
С таким решением судьи районного суда, согласится нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Данное требование закона надлежащим образом судом не выполнено:
не проверено превышал ли спорный период перечень работ по содержанию общего имущества МКД установленный минимальный перечень; принималось ли общим собранием собственников помещения в многоквартирном доме решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом повышения нормативом потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов, какой норматив установлен для каждого из выше указанных видов коммунальных услуг, а также какой первоначально и при перерасчете применен Обществом, и иные обстоятельства по делу.
Делая вывод о виновности должностного лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения, судьей районного суда, рассматривающим жалобу на постановление жилищной инспекции, оставлены без надлежащей правовой оценки по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти и иные доводы защитника привлекаемого к административной ответственности лица.
При таких данных и с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела решение судьи Заводского районного суда города Саратова от 01 октября 2020 года, состоявшееся в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "УК Волгарь"" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть признаны законным и обоснованным и подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Данное дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора Горбачева М.В. подлежит возвращению в Заводской районный суд города Саратова на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо принять меры по выяснению данных обстоятельств, и по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу защитника Просвирниной Елены Николаевны - удовлетворить частично.
Решение судьи Заводского районного суда г. Саратова от 01 октября 2020 года вынесенное в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "УК Волгарь" Горбачева Максима Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить в Заводской районный суд г. Саратова на новое рассмотрение.
Судья Ю.А. Чумаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.