Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "МедЭксперт" Кастырина А.И. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области от 22 декабря 2020 года, решение судьи Советского районного суда г. Воронежа от 2 марта 2021 года, решение судьи Воронежского областного суда от 12 апреля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "МедЭксперт" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области от 22 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Воронежа от 2 марта 2021 года и решением судьи Воронежского областного суда от 12 апреля 2021 года, общество с ограниченной ответственностью "МедЭксперт" (далее ООО "МедЭксперт", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 12 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель Общества Кастырин А.И. выражает несогласие с процессуальными актами, вынесенными в отношении ООО "МедЭксперт" по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, просит отменить судебные акты, изменить постановление должностного лица, исключив вмененные нарушения: "Медицинские отходы класса "Б" из подразделений медицинской организации перемещают в баки и хранят в служебном помещении (помещение используется также для хранения моющих и дезинфицирующих средств, уборочного инвентаря, спецодежды и личных вещей), отсутствует отдельное помещение для временного хранения медицинских отходов до последующего вывоза транспортом специализированных организаций к месту обеззараживания/обезвреживания".
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N52-ФЗ (далее - Федеральный закон N52-ФЗ) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) представляют собой нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно статье 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 49 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 декабря 2010 года N 163 (действовавшие на период вменяемого Обществу правонарушения) устанавливали обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы).
Согласно пункту 4.6 СанПиН 2.1.7.2790-10 сбор отходов класса А осуществляется в многоразовые емкости или одноразовые пакеты. Цвет пакетов может быть любой, за исключением желтого и красного. Одноразовые пакеты располагаются на специальных тележках или внутри многоразовых контейнеров. Емкости для сбора отходов и тележки должны быть промаркированы "Отходы. Класс А". Заполненные многоразовые емкости или одноразовые пакеты доставляются с использованием средств малой механизации и перегружаются в маркированные контейнеры, предназначенные для сбора отходов данного класса, установленные на специальной площадке (помещении). Многоразовая тара после опорожнения подлежит мытью и дезинфекции. Порядок мытья и дезинфекции многоразовой тары определяется в соответствии со схемой обращения отходов в каждой конкретной организации. Транспортирование отходов класса А организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления.
Согласно пункту 4.16 СанПиН 2.1.7.2790-10 медицинские отходы класса Б из подразделений в закрытых одноразовых емкостях (пакетах) помещают в контейнеры и затем в них перемещают на участок по обращению с отходами или помещение для временного хранения медицинских отходов до последующего вывоза транспортом специализированных организаций к месту обеззараживания/обезвреживания. Доступ посторонних лиц в помещения временного хранения медицинских отходов запрещается.
Контейнеры должны быть изготовлены из материалов, устойчивых к механическому воздействию, воздействию высоких и низких температур, моющих и дезинфицирующих средств, закрываться крышками, конструкция которых не должна допускать их самопроизвольного открывания.
Как следует из материалов дела должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Воронежской области при проведении административного расследования в деятельности ООО "МедЭксперт" выявлены нарушения требований статей 11, 22 Федерального закона N 52-ФЗ, пунктов 4.6, 4.16 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами": контейнер для сбора отходов класса "А" не имеет маркировку отходы класса "А"; медицинские отходы класса "Б" из подразделений медицинской организации перемещают в баки и хранят в служебном помещении (помещение используется также для хранения моющих и дезинфицирующих средств, уборочного инвентаря, спецодежды и личных вещей), отсутствует отдельное помещение для временного хранения медицинских отходов до последующего вывоза транспортом специализированных организаций к месту обеззараживания/обезвреживания, что подтверждается экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" N1513 от 13 ноября 2020 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 11 декабря 2020 года уполномоченным лицом Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в отношении Общества протокола об административном правонарушении и вынесения заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области 22 декабря 2020 года постановления N 20001087 о привлечении ООО "МедЭксперт" к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами должностного лица о наличии указанного состава административного правонарушения в действиях Общества согласились судья районного суда и судья Воронежского областного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении по жалобам законного представителя Общества.
Согласиться с указанными выводами нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужило то, что оно при описанных выше обстоятельствах допустило невыполнение требований статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ, пунктов 4.6, 4.16 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" в связи с нарушением санитарно- эпидемиологических требований к обращению с отходами потребления, образующимися в организации при осуществлении медицинской деятельности
В то же время несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к обращению с отходами производства и потребления охватывается диспозицией части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
Указанная норма в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, деяние, за совершение которого ООО "МедЭксперт" привлечено к административной ответственности, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем переквалификация в данном случае невозможна по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу возможна переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, и при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Санкцией части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание для юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, то есть более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией части 1 статьи 6.3 данного Кодекса.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области от 22 декабря 2020 года, решение судьи Советского районного суда г. Воронежа от 2 марта 2021 года, решение судьи Воронежского областного суда от 12 апреля 2021 года, вынесенные в отношении ООО "МедЭксперт" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в деянии ООО "МедЭксперт" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 названного Кодекса.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области от 22 декабря 2020 года, решение судьи Советского районного суда г. Воронежа от 2 марта 2021 года, решение судьи Воронежского областного суда от 12 апреля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "МедЭксперт" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.