Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Нижегородский водоканал" Криницына Д.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N5 Кстовского судебного района Нижегородской области от 4 июня 2021 года, решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 7 июля 2021 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Нижегородский водоканал" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N5 Кстовского судебного района Нижегородской области от 4 июня 2021 года (резолютивная часть объявлена 3 июня 2021 года), оставленным без изменения решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 7 июля 2021 года, акционерное общество "Нижегородский водоканал" (далее АО "Нижегородский водоканал", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию с учетом частей 3.2 - 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Общества Криницын Д.С. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении АО "Нижегородский водоканал" по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия на основании приказа от 15 февраля 2021 года N 0211 (с внесенными изменениями) проведена в отношении Общества плановая выездная проверка в рамках осуществления федерального экологического надзора с целью установления соблюдения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 20 апреля 2021года N 72-П.
В ходе проверки установлено, что Общество осуществляет деятельность по забору, очистке и распределению воды; одним из дополнительных видов деятельности является сбор и обработка сточных вод.
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, включен в федеральный реестр с кодом N.
В ходе проверки 11 марта 2021 года осуществлен осмотр Нижегородской станции аэрации с целью отбора проб отходов; 12 марта 2021 года составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных мероприятий, согласно которому установлено, что сточные воды от здания решеток транспортируются к песколовкам: горизонтальным щелевым - 2 ед. и горизонтальным аэрируемым - 7 ед. При помощи щелевых песколовок удаление песка производится гидроэлеватором на песковые площадки, в первую очередь, и горизонтальных аэрируемых песколовок со скребковым механизмом, во вторую очередь, происходит выделение и удаление из сточных вод песка и других минеральных примесей с крупностью фракций более 0, 20-0, 25 мм. Задержанный песок транспортируется и утилизируется на песковые площадки. Обезвоживание осадка из песколовок осуществляется на 6-ти песковых площадках. Обезвоженный песок с песколовок применяется для обволоки и пересыпки тела временного полигона для хранения илового осадка.
Специалистами ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" был произведен отбор проб данного отхода - осадок с песколовок свежий в координатах N.
Согласно протоколу результатов анализа на токсичность отхода от 25 марта 2021 года N 122/Т-Отх осадок с песколовок (свежий) относятся к IV классу опасности.
Осадок с песколовок сырой накапливается (подсушивается) на территории Нижегородской станции аэрации АО "Нижегородский водоканал" в координатах N.
Специалистами ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" произведен отбор проб подсушенного осадка с песколовок с места его накопления в координатах N.
Согласно протоколу результатов анализа на токсичность отхода от 25 марта 2021 года N 123/Т-Отх осадок с песколовок (очищенный) относятся к V классу опасности.
Исходя из изложенного сделан вывод, что осадок с песколовок сырой IV класса опасности в процессе длительного размещения сохнет на открытом воздухе, в результате чего снижается токсичность данного отхода, становясь V классом опасности.
АО "Нижегородский водоканал" имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности от 1 августа 2016 года N52-288, в части размещения отходов IV класса опасности.
Таким образом, АО "Нижегородский водоканал" осуществляет лицензируемый вид деятельности по обезвреживанию отхода IV класса опасности (отход - осадок с песколовок свежий) в отсутствие соответствующего вида деятельности по обезвреживанию отходов IV класса опасности в лицензии на осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности от 1 августа 2016 года N 52-288.
Вместе с тем, Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно основным понятиям, указанным в статье 1 Закона N 89-ФЗ, обезвреживанием отходов является уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии со статьей 9 Закона N 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) с учетом положений Закона N 89-ФЗ.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Таким образом, если хозяйствующим субъектом осуществляются работы по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, то в соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" такая деятельность подлежит лицензированию.
Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 22 апреля 2021 года, актом проверки от 20 апреля 2021 года, копией лицензии, актом обследования территории с приложенной к нему фототаблицей, актами отбора проб, протоколами результатов анализа, и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние Общества правильно квалифицировано по части 2 статье 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Ссылка в жалобе на то, что акты отбора проб объектов исследования, протоколы результатов анализов, акт осмотра не могут быть использованы в качестве доказательств по делу, как несоответствующие требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является несостоятельной.
В силу части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 2 статьи 26.2 Кодекса). Перечень доказательств не является исчерпывающим.
Согласно части 1 статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные в них, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Действующее административное законодательство не запрещает использовать доказательства, полученные до возбуждения дела об административном правонарушении для установления обстоятельств, указанных в статье 26.1 названного Кодекса, и в полной мере признает в качестве таковых данные, полученные в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если при проведении проверки не были нарушены требования Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и административных регламентов соответствующих государственных и муниципальных органов.
Таким образом, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на использование доказательств, полученных до возбуждения дела об административном правонарушении.
Утверждение заявителя о том, что образующиеся в результате производственной деятельности Общества вещества, не относятся к отходам производства и потребления, нельзя признать состоятельным.
Данное утверждение опровергается совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе результатами обследования территории и производственных объектов, результатами анализов отходов и иными данными, полученными в рамках проведения контролирующим органом плановой проверки. Соответствующие доказательства всесторонне, полно и объективно исследованы в ходе разрешения дела и получили надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ставить под сомнение которую оснований не имеется.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом исследования и оценки нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по мотивам, изложенным в судебных актах. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено Обществу в соответствии с положениями статей 3.1, 3.4, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере ниже низшего предела санкции части 2 статьи 19.20 названного кодекса для юридических лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 5 Кстовского судебного района Нижегородской области от 4 июня 2021 года, решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 7 июля 2021 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Нижегородский водоканал" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества "Нижегородский водоканал" Криницына Д.С. - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.