Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника - адвоката Кононова Валерия Викторовича, действующего в интересах Агбонаваре Джой, на вступившие в законную силу постановление судьи Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 30 марта 2021 года, определение судьи Нижегородского областного суда от 11 мая 2021 года и определение судьи Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 1 июля 2021 года, вынесенные в отношении Агбонаваре Джой по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 30 марта 2021 года Агбонаваре Джой признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с помещением Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Нижегородской области.
Не согласившись с состоявшимся по делу актом, защитник - адвокат Кононов В.В, действуя в интересах Агбонаваре Джой, подал жалобу в Нижегородский областной суд.
Определением судьи Нижегородского областного суда от 11 мая 2021 года жалоба возвращена заявителю без рассмотрения по существу.
Защитник - адвокат Кононов В.В. обратился в Советский районный суд г. Нижнего Новгорода с заявлением об отмене меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Определением судьи Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 1 июля 2021 года заявление возвращено названному лицу без рассмотрения по существу.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник - адвокат Кононов В.В. просит об отмене указанных судебных актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.2, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Агбонаваре Джой к административной ответственности).
Принимая решение о возвращении определением от 11 мая 2021 года жалобы защитника - адвоката Кононова В.В. без рассмотрения по существу, судья Нижегородского областного суда исходил из того, что нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена возможность обращения с жалобой на состоявшиеся по делу об административном правонарушении акты в электронном виде.
Оснований не согласиться с выводом судьи областного суда не имеется.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О, от 15 апреля 2008 года N 314-О-О, от 28 мая 2013 года N 777-О и др.).
Применительно к производству по делам об административных правонарушениях таким федеральным законом является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена возможность подачи документов, обращений, жалоб на состоявшиеся по делу об административном правонарушении акты в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. По смыслу положений, закрепленных в главе 30 названного Кодекса, жалоба на состоявшиеся по делу об административном правонарушении акты подлежала подаче в вышестоящий суд на бумажном носителе.
В соответствии с требованиями процессуального законодательства и Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 251, документы в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", могут быть поданы в федеральные суды общей юрисдикции только в рамках гражданского, административного, уголовного судопроизводства.
Учитывая изложенное, подача защитником - адвокатом Кононовым В.В. жалобы в электронном виде являлось препятствием к ее принятию и рассмотрению по существу судьей Нижегородского областного суда.
Таким образом, определение судьи Нижегородского областного суда от 11 мая 2021 года является законным, правовые основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
Согласно п.2 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного названным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 указанной статьи.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 29 марта 2021 года в 15 час. 00 мин. сотрудниками ОП N7 УМВД России по г. Нижнему Новгороду проведена проверка соблюдения миграционного законодательства по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Белинского, д.87, кв.59, в ходе которой выявлена гражданка Нигерии Агбонаваре Джой, прибывшая на территорию Российской Федерации 29 ноября 2017 года на основании однократной визы сроком действия до 24 декабря 2017 года, допустившая нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 29 марта 2021 года, информацией из базы данных АС ЦБДУИГ с фотографиями Агбонаваре Джой и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деяние Агбонаваре Джой правильно квалифицировано по ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы из протокола об административном правонарушении (л.д.2), копии удостоверения переводчика ФИО5 (л.д.7), постановления о назначении переводчика (л.д.8), расписок (л.д.10-11), подписки переводчика (л.д.16) следует, что в ходе производства по делу и при его рассмотрении Агбонаваре Джой пользовалась услугами переводчика ФИО5, владеющей официальным языком Нигерии, необходимым для перевода.
Вопреки доводам жалобы из материалов дела следует, что в ходе производства по делу и при его рассмотрении личность Агбонаваре Джой была установлена. Представленные с настоящей жалобой копии листов из паспорта иного лица и справка сообщества нигерийских граждан в России указанное обстоятельство не опровергают.
Порядок и срок давности привлечения Агбонаваре Джой к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем по настоящему делу имеются основания для изменения постановления по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела усматривается, что 30 марта 2021 года постановлением судьи Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 30 марта 2021 года Агбонаваре Джой привлечена к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с помещением Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Нижегородской области.
В соответствии подп. "б" п.2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274) в период с 15 марта 2020 года по 15 июня 2021 года включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, или нарушивших законодательство о государственной границе Российской Федерации, или создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или оказывающих содействие в совершении террористических (экстремистских) актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании) не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации, о лишении статуса беженца, временного убежища, об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, патентов, разрешений на временное проживание, видов на жительство, свидетельств участника Государственной программы.
Данных о том, что Агбонаваре Джой относится к числу лиц, в отношении которых в соответствии с законодательством, действовавшим на момент вынесения постановления, может быть принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения, в материалах дела не имеется.
В связи с изложенным, постановление судьи районного суда в части определения Агбонаваре Джой указанной формы выдворения нельзя признать законным. В рассматриваемом случае имеются основания для ее изменения на контролируемый самостоятельный выезд названного лица из Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 30 марта 2021 года в части назначения Агбонаваре Джой административного выдворения в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации подлежит изменению на контролируемый самостоятельный выезд из Российской Федерации.
В связи с этим, с учетом положений части 5 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде помещения Агбонаваре Джой в названный Центр.
Также нельзя согласиться с определением судьи Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 1 июля 2021 года о возвращении без рассмотрения заявления защитника - адвоката Кононова В.В. об отмене меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, поскольку нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение таких заявлений не исключается.
В связи с изложенным, данное определение судьи районного суда подлежит отмене.
Учитывая то, что названная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении подлежит отмене, оснований для направления указанного заявления защитника - адвоката Кононова В.В. на новое рассмотрение не имеется.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 30 марта 2021 года, вынесенное в отношении Агбонаваре Джой по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: назначенное Агбонаваре Джой дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения заменить на административное выдворение за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Отменить меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде помещения Агбонаваре Джой в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Нижегородской области.
Агбонаваре Джой из Центра временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Нижегородской области освободить.
Отменить определение судьи Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 1 июля 2021 года.
Определение судьи Нижегородского областного суда от 11 мая 2021 года и в остальной части постановление судьи Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 30 марта 2021 года оставить без изменения, жалобу защитника - адвоката Кононова Валерия Викторовича - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.