Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Гайдарова М.Б, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Московского областного суда от 12 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Федерального казенного предприятия "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем" об установлении кадастровой стоимости.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
установила:
Федеральное казенное предприятие "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем" обратилось в суд с названным административным исковым заявлением, просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", газопровод отвод к ГРС "Минудобрение" в размере его рыночной стоимости - "данные изъяты" рубля по состоянию на 7 сентября 2018 года.
В обоснование административного иска указало, что кадастровая стоимость земельного участка, не соответствует его рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, что нарушает права административного истца как плательщика земельного налога, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости.
Решением Московского областного суда от 12 августа 2020 года административное исковое заявление удовлетворено частично, установлена кадастровая стоимость земельного участка равная его рыночной стоимости по состоянию на 7 сентября 2018 года в размере "данные изъяты" рублей в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июня 2021 года названное решение изменено, кадастровая стоимость земельного участка установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 7 сентября 2018 года в размере "данные изъяты" рублей в соответствии с заключением повторной судебной оценочной экспертизы.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 10 августа 2021 года, представитель Министерства имущественных отношений Московской области (далее - Министерство) просит отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение. Ссылаясь на нарушение процессуальных требований, недоказанность установленных по делу обстоятельств, автор кассационной жалобы обращает внимание на то, что доводы административного ответчика, мнение специалистов Министерства о недостоверности экспертного заключения не получили надлежащей оценки, экспертом неправильно применены корректировки на торг и на площадь, при этом эксперт не дал разъяснения по существу замечаний Министерства.
Относительно кассационной жалобы Обществом представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Федеральное казенное предприятие "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем" является собственником земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 102 744 008 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", газопровод отвод к ГРС "Минудобрение".
Распоряжениями Министерства от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1633 и N 15ВР-1634 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки" утверждены результаты государственной кадастровой оценки в отношении всех видов и объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории Московской области, по состоянию на 1 января 2018 года.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 7 сентября 2018 года утверждена актом ГБУ Московской области "Центр кадастровой оценки" от 29 марта 2019 года N в размере "данные изъяты".
В обоснование требований о пересмотре данной кадастровой стоимости административным истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости от 28 января 2019 года N, составленный обществом с ограниченной ответственностью "Икс-групп корпорейшн", согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2018 года составляла "данные изъяты" рубля.
В связи с возникшими сомнениями в достоверности отчета об оценке и соответствии законодательству об оценочной деятельности (пункты 20 и 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости") судом назначена судебная оценочная экспертиза.
По результатам проведенной по делу судебной экспертизы, выполненной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Метрикс" Панфиловой Е.С, представлено заключение от 16 марта 2020 года N, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 7 сентября 2018 года составила "данные изъяты" рублей.
Положив в основу вывода о рыночной стоимости земельного участка названное экспертное заключение, областной суд исходил из того, что последнее не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости.
С такой оценкой экспертного заключения не согласился суд апелляционной инстанции, указав на несоответствие приведенного экспертом описания объекта оценки установленным судом фактическим обстоятельствам. В этой связи определением от 9 февраля 2021 года по ходатайству административного истца судом апелляционной инстанции была назначена повторная судебная оценочная экспертиза.
По заключению повторной судебной экспертизы N, выполненной 30 апреля 2021 года экспертом общества с ограниченной ответственностью "Финансовый консалтинг" Кругляковой В.М, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 7 сентября 2018 года составляет "данные изъяты" рублей.
Изменяя решение областного суда, апелляционный суд исходил из того, что кадастровая стоимость объекта недвижимости должна быть установлена в размере его рыночной стоимости на основании заключения повторной судебной оценочной экспертизы, которое отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки. Данных, опровергающих выводы эксперта и свидетельствующих о том, что избранная им методика оценки привела к неправильному определению рыночной стоимости нежилых помещений, не представлено.
Принимая в качестве достоверного доказательства экспертное заключение и отвергая в качестве такового отчёт оценщика, представленный стороной административного истца и первоначальное экспертное заключение, суд апелляционной инстанции подробно мотивировали такую оценку представленных в дело доказательств, в том числе относительно приименных корректировок на площадь, размер которых обусловлен размером оцениваемого земельного участка, существенно превышающим среднерыночные площади земельных участков промышленного назначения.
Возражения относительно экспертного заключения, положенного в основу выводов суда, были проверены и мотивированно отклонены с учетом письменных объяснений эксперта.
Иное мнение заявителя кассационной жалобы относительно конкретной величины рыночной стоимости объекта, размерах корректировок, которые следовало применить, не свидетельствует об ошибках при проведении судебной экспертизы.
Выводы, изложенные в апелляционном определении, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме в день его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.