Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муромцевой Н.В, Муромцева И.М. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 21 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Муромцевой Н.В, Муромцева И.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Муромцев И.М, Муромцева Н.В. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили восстановить срок на оспаривание решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области от 26 марта 2020 годаN40/20-8970 об отказе в учете изменений объекта недвижимости - квартиры с кадастровым N, принадлежащей им на праве собственности.
В обоснование заявленных требований указали, что на основании договора купли-продажи от 17 июля 2008 года, соглашения об определении долей от 3 ноября 2017 года являются собственниками "адрес". В результате реконструкции квартиры общая площадь жилого помещения увеличилась с 43, 6 кв.м до 104, 4 кв.м. Решением Калужского районного суда Калужской области от 12 апреля 2017 года жилое помещение сохранено в перепланированном и переустроенном состоянии. Подготовленный технический план и решение суда представлены в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области для осуществления государственного кадастрового учета. Уведомлением от 26 декабря 2019 года осуществление кадастрового учета приостановлено на основании части 6 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а уведомлением от 26 марта 2020 года в учете изменений объекта недвижимости отказано, чем нарушены права административных истцов.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 30 октября 2020 года административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 21 апреля 2021 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе, поданной 11 августа 2021 года почтой через Калужский районный суд Калужской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 24 августа 2021 года, Муромцева Н.В, Муромцев И.М. просят отменить апелляционное определение, в связи с нарушением норм материального права. Полагают, что изменения подлежат регистрации одновременно с регистрационными действиями на помещение, обязанности подготовки технического плана заявителем на здание, в котором находится помещение, законом не предусмотрено. Считает, что оспариваемый судебный акт создает условия невозможности исполнения ранее принятого судом решения от 12 апреля 2017 года. Согласно выписке из ЕГРН на многоквартирный дом, данный объект является ранее учтенным, обязательные сведения в ЕГРН об этом объекта отсутствуют. Судом сделан неверный вывод об изменении контура здания, поскольку контур здания не был установлен на ранее учтенный многоквартирный жилой дом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, чтооснованием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости по заявлению административных истцов является вступившее в законную силу решение Калужского районного суда Калужской области от 12 апреля 2017 года, которое в силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным. Квартира это один из видов объектов недвижимости, права на которую подлежат государственной регистрации. Административными истцами предоставлены необходимые документы для кадастрового учета изменений квартиры и на них не может быть возложена обязанность по оформлению и предоставлению документов, касающихся внесения изменений в кадастровые сведения о целом многоквартирном доме, собственниками которого административные истцы не являются. Оснований для приостановления и последующего отказа в осуществлении государственного кадастрового учета не имелось.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд апелляционной инстанции исходил из того, что решение суда не подменяет технический план, который содержит сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета помещения. Изменение основных характеристик помещения возможно после учета изменений характеристик здания, в котором оно расположено. Проведенные Муромцевым И.М. работы по реконструкции квартиры повлекли изменение характеристик всего здания, конструктивным элементом которого является данное помещение. Осуществление кадастрового учета отдельных помещений допускается, но не выводит соответствующие помещения из состава здания, и, если в результате реконструкции отдельного помещения в здании увеличивается площадь или иные подлежащие учету характеристики, то осуществление кадастрового учета такого помещения не может осуществляться без внесения соответствующих изменений в сведения о здании в целом. Совокупность условий для признания оспариваемых решений незаконными, равно как и факты нарушения данными решениями прав и законных интересов административных истцов, по делу не установлены.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов административного дела, Муромцев И.М. по договору купли-продажи от 17 июля 2008 года приобрел "адрес" по адресу: "адрес", кадастровый N. В результате реконструкции жилого помещения изменились общая площадь с 43, 6 кв.м до 104, 4 кв.м и этажность с 1 до 2.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 12 апреля 2017 года названное жилое помещение сохранено в перепланированном и переустроенном состоянии согласно техническому паспорту N, выданному КП БТИ по состоянию на 25 октября 2016 года, за Муромцевым И.М. признано право собственности на квартиру общей площадью 104, 4 кв.м.
Соглашением от 3 ноября 2017 года определены доли Муромцева И.М, Муромцевой Г.В. и их несовершеннолетних детей Муромцева А.И, Муромцевой В.И. в праве собственности на квартиру.
19 декабря 2019 года Муромцев И.М, Муромцева Г.В. обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, приложив технический план жилого помещения и копию решения Калужского районного суда Калужской области от 12 апреля 2017 года.
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области от 26 декабря 2019 года N 40/19-37517 осуществление государственного кадастрового учета приостановлено на основании части 6 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку из графической части технического плана усматривается изменение контура здания, в связи с чем необходимо внесение изменений в здание, в котором расположена квартира с кадастровым N, заявителям рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру для подготовки технического плана для государственного кадастрового учета изменений здания с кадастровым N последующим обращением в орган регистрации прав.
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области от 26 марта 2020 года N 40/20-8970 в учете изменений объекта недвижимости отказано, поскольку основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета не устранены с учетом пункта 5 части 1 статьи 26, части 6 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Статьей 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных названным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленных законом порядке.
К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора (статья 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В силу положений части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в части 4 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, является реконструкцией объекта.
Согласно пункту 6 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет помещений, машино-мест в связи с изменением их характеристик или вновь созданных или образованных помещений, машино-мест, расположенных в здании, сооружении, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведена надстройка, перестройка, расширение), осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом изменений характеристик таких реконструированных здания, сооружения в случае, если в отношении указанных помещений, машино-мест ранее был осуществлен государственный кадастровый учет.
Следовательно, изменение основных характеристик помещения возможно после учета изменений характеристик здания, в котором оно расположено.
Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности вступивших в законную силу судебных актов, а также технического плана или акта обследования, подготовленных в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Решение суда является одним из оснований для осуществления в том числе государственного кадастрового учета, однако в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации прав заявитель прилагает как документы, являющиеся основаниями для осуществления такого учета, так и иные документы, предусмотренные названным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения, в частности, о здании, сооружении, помещении, необходимые для государственного кадастрового учета такого сооружения либо новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (часть 1 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). В техническом плане указываются, в том числе, новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения о сооружении, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
При этом решение суда не подменяет технический план, поскольку, среди прочего, сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета помещения в необходимом объеме, указываются в техническом плане по специально установленной форме, которая утверждена приложением N 1 к Приказу N 953.
Суд апелляционной инстанции правильно пришел к выводу о том, что решение Калужского районного суда Калужской области от 12 апреля 2017 года, которым постановлено сохранить квартиру, принадлежащую административному истцу на праве собственности, в реконструированном, перепланированном и переустроенном состоянии, не является достаточным документом для осуществления государственного кадастрового учета, поскольку проведенные административным истцом работы по реконструкции принадлежащего ему помещения повлекли изменение характеристик здания, конструктивным элементом которого является данное помещение.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что фактические обстоятельства дела судом апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, всем обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют доказательствам, представленным в материалы дела, исследованным по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанным на правильном применении норм материального права.
Доводы жалобы с иным толкованием положений законодательства не подтверждают неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального права, направлены на переоценку исследованных судом обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Новых доводов, способных поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу апелляционного определения и повлечь его отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено, в связи с чем оснований для отмены оспариваемого судебного акта не имеется.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе и тех, что указаны в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 21 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Муромцевой Н.В, Муромцева И.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.