Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сергиенко В.И. на решение Октябрьского районного суда города Белгорода от 27 апреля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 29 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Сергиенко В.И. к федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Белгородской и Воронежской областям" о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сергиенко В.И. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Белгородской и Воронежской областям".
В обоснование заявленных требований указал, что 10 октября 2019 года обратился к административному ответчику с заявлением о внесении изменений в базу данных Управления, в том числе в базу данных пункта пропуска "Нехотеевка", указанной в них национальности Сергиенко В.И. "данные изъяты" В ответе, полученном 31 октября 2019 года, в удовлетворении заявления отказано, что, по мнению административного истца, нарушает его конституционное право, гарантированное частью 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации.
Решением Октябрьского районного суда города Белгорода от 27 апреля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 29 июля 2021 года, административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 24 августа 2021 года через Октябрьский районный суд города Белгорода, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 31 августа 2021 года, Сергиенко В.И. просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда, установленным по делу обстоятельствам. Считает, что судами неправильно истолкована статья 26 Конституции Российской Федерации, как якобы предоставляющая право определять свою национальность только тем, кто имеет доказательства принадлежности к этой национальности.
На кассационную жалобу федеральным государственным казенным учреждением "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Белгородской и Воронежской областям" поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции таких оснований к отмене судебных актов не находит.
Из материалов административного дела следует и установлено судом, что 10 октября 2019 года Сергиенко В.И. обратился в ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Белгородской и Воронежской областям" с заявлением, в котором указал, что при обработке его персональных данных в базах Управления его национальная принадлежность указана "Россия", но в соответствии с частью 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации он определилсвою национальность как украинец. Просил в базы данных Пограничного Управления внести изменения в указании его национальности.
31 октября 2019 года Сергиенко В.И. дан ответ, согласно которому внесение коррективов в базы данных сегмента ПС ГС "Мир" в части, касающейся изменения национальности, не представляется возможным, поскольку такие сведения в названном сегменте отсутствуют. Заявителю разъяснено, что в рамках исполнения государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации при обработке персональных данных лица, пересекающего государственную границу, национальность лица не учитывается. Документ ("карточка пассажира") формализованным бланком сегмента ПС ГС "Мир" не является, необходимых реквизитов документа не имеет, источник его изготовления не определен, Управлением в адрес заявителя не направлялся. Ввиду того, что в сегменте ПС ГС "Мир" национальность не фиксируется, при исполнении государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации не учитывается, конституционное право на самоопределение национальной принадлежности, не нарушено.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что сведения относительно лиц, пересекших государственную границу, собираются пограничными органами для личного использования, не распространяются и не предназначены для выдачи, в том числе лицу, в отношении которого они собраны. Административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих принадлежность к заявленной в административном иске национальности, а также наличие информации о нем, содержащейся в ведомственных сегментах федерального органа, следовательно, не установлено бездействие административного ответчика и нарушения прав административного истца. Проставление в графе национальность "Карточки пассажира" данных "Россия" не свидетельствует о нарушении прав Сергиенко В.И, поскольку данные сведения не являются указанием национальности лица, а лишь подтверждают принадлежность предъявителя документа к гражданству страны - Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно статье 30 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", пункту 6 Административного регламента, утвержденного приказом ФСБ России от 8 ноября 2012 года N 562, при исполнении государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, должностные лица при осуществлении пограничного контроля вправе: проверять необходимые документы, проставлять соответствующие отметки в действительном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, давать разрешение следовать в зону проведения таможенного и иных видов контроля (при въезде в Российскую Федерацию), или разрешение покинуть пункт пропуска (при выезде из Российской Федерации) (пункт 10 Административного регламента).
В целях обеспечения эффективности реализации государственной политики в сфере миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность, создана система "Мир". представляющая собой организационно упорядоченную совокупность Информация, содержащаяся в данной системе, объединенная в ведомственные сегменты, используется федеральными органами исполнительной власти и организациями при реализации возложенных на них в соответствии с законодательством Российской Федерации функций по осуществлению процедур миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность, и взаимодействующих посредством единой информационно-технологической инфраструктуры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 года N 813 утверждено Положение о государственной системе миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность.
Участником системы "Мир" является Федеральная служба безопасности Российской Федерации, которая в пределах предоставленных полномочий отвечает за обеспечение информационной безопасности системы с использованием средств криптографической защиты информации, в том числе за обеспечение информационной безопасности элементов ведомственного сегмента Министерства иностранных дел Российской Федерации, расположенных за пределами Российской Федерации, а также осуществляет функции оператора своего ведомственного сегмента (за исключением функций, возложенных на Министерство транспорта Российской Федерации).
Ведомственный сегмент Федеральной службы безопасности Российской Федерации выполняет функции по обеспечению ведения информационных ресурсов, содержащих сведения о пересечении государственной границы Российской Федерации российскими, иностранными гражданами и лицами без гражданства в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации; обеспечению в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации возможности внесения сведений в информационные ресурсы Федеральной службы безопасности Российской Федерации; обеспечению возможности осуществления с использованием специализированных программно-технических средств автоматизированной проверки документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения, при осуществлении пограничного контроля (пункт 22 Положения).
Постановлением Правительства Российской Федерации 8 июля 1997 года N 828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образце бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а постановлением N 687 от 18 ноября 2005 года утверждены образцы и описание бланков паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта гражданина Российской Федерации и служебного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации, а также определен перечень сведений и отметок, вносимых в выдаваемые паспорта, к которым указание национальности лица, не относится.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
Учитывая изложенные обстоятельства и нормы материального права, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильными выводы судов о том, что нарушение прав Сергиенко В.И. не установлено.
Доводы жалобы с иным толкованием положений законодательства не подтверждают неправильного применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального права, направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Новых доводов, способных поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено, в связи с чем оснований для отмены оспариваемых судебных актов не имеется.
При рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе и тех, что указаны в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Белгорода от 27 апреля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 29 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сергиенко В.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.