Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Стручалина В.Г. на решение Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 16 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 24 февраля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Стручалина В.Г. к участковым избирательным комиссиям избирательных участков NN 2269, 2271, 2272, 2295, 2296, 2297, 2298, 2300, 2302, 2305 города Нижнего Новгорода о признании незаконными действий, отмене решения об итогах голосования.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, объяснения представителя Стручалина В.Г. - Куликова С.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение старшего прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никоноровой О.Е, полагавшей, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 июня 2020 года N на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва.
Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 20 апреля 2016 года N (в ред. от 23 июня 2020 года) сформирована избирательная комиссия муниципального образования город Нижний Новгород.
Решением избирательной комиссии муниципального образования города Нижнего Новгорода от 5 июля 2020 года N сформированы окружные избирательные комиссии одномандатных избирательных округов на период подготовки и проведения выборов депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва, назначенных на 13 сентября 2020 года.
Решением избирательной комиссии муниципального образования города Нижнего Новгорода от 18 июня 2020 года N утвержден перечень окружных избирательных комиссий по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатным избирательным округам, согласно приложению.
Стручалин В.Г. был зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года по одномандатному избирательному округу N в соответствии с решением N Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N города Нижнего Новгорода.
Стручалин В.Г. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия участковых избирательных комиссий избирательных участков NN 2269, 2271, 2272, 2295, 2296, 2297, 2298, 2300, 2302, 2305 города Нижнего Новгорода, выразившиеся в нарушении процедуры досрочного голосования на выборах депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года; признать недействительными бюллетени досрочного голосования; отменить решение об итогах голосования на выборах депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года.
В обоснование заявленных требований указал, что в период со 2 сентября 2020 года по 10 сентября 2020 года на избирательных участках проходило досрочное голосование с нарушением порядка голосования: избиратели допускались для досрочного голосования независимо от наличия уважительной причины; заявления избирателей содержали не все необходимые данные; конверты для бюллетеней досрочного голосования не соответствовали обязательным требованиям, также как и процедура по подсчету количества конвертов, извлечению бюллетеней из конвертов, неотложной проштамповке конвертов печатью избирательной комиссии с обратной стороны, помещению бюллетеней в стационарный ящик для голосования. Полагал, что нарушение порядка досрочного голосования нарушило право административного истца на свободные выборы.
Решением Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 16 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 24 февраля 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 20 августа 2021 года через Автозаводский районный суд города Нижнего Новгорода, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 1 сентября 2021 года, Стручалин В.Г, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты. В доводах жалобы указывает на немотивированное отклонение судом апелляционной инстанции ходатайств об истребовании доказательств и о допросе свидетеля ФИО5; числа, содержащиеся в итоговом протоколе, нуждаются в толковании, а сам протокол отражает не всю информацию о ходе голосования, которая утверждается участковой избирательной комиссией; не учтены положения Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 4 июня 2014 года N 233/1480-6 "О порядке и сроках представления информации о числе избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно, Методических рекомендаций о порядке проведения досрочного голосования в помещениях комиссии на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме", Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июня 2020 года N 260/1916-7 "О порядке досрочного голосования избирателей, участников референдума с применение дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года".
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив кассационную жалобу в пределах доводов, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, пришел к выводу, что нарушений на выборах депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года, не позволяющих выявить действительную волю избирателей и влекущих за собой признание итогов голосования недействительными, не допущено. Участковыми избирательными комиссиями избирательных участков NN 2269, 2271, 2272, 2295, 2296, 2297, 2298, 2300, 2302, 2305 города Нижнего Новгорода требования Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при подсчете голосов досрочно проголосовавших избирателей соблюдены. Показания свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 не подтвердили конкретные нарушения на избирательных участках, где они являлись наблюдателями от административного истца. Указанное обстоятельство свидетельствует о заинтересованности названных лиц в благоприятном для Стручалина В.Г. исходе дела. Свидетелям, принимавшим участие в голосовании, была предоставлена такая возможность путём включения в дополнительные списки избирателей. Поскольку процедура досрочного голосования не нарушена, оснований для признания бюллетеней избирателей, проголосовавших при проведении досрочного голосования недействительными и отмены решения об итогах голосования на выборах депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13 сентября 2020 года, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
На территории Нижегородской области гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, порядок назначения, подготовки, проведения этих выборов устанавливаются, в том числе Законом Нижегородской области от 6 сентября 2007 года N 108-3 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" (далее также - Закон Нижегородской области N 108-З).
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Статьей 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлен специальный порядок проведения досрочного голосования, согласно пунктам 8 - 13 которой для проведения досрочного голосования используются специальные непрозрачные конверты. Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается избирателем вне места для тайного голосования в такой конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно ТИК, ИКМО с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии.
Запечатанный конверт с бюллетенями хранится у секретаря соответствующей комиссии: в помещении ТИК, ИКМО - до момента передачи конвертов с бюллетенями в участковую комиссию, в помещении участковой комиссии - до дня голосования.
ТИК (ИКМО) не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, передает в каждую нижестоящую участковую комиссию соответствующие список досрочно проголосовавших избирателей с приобщенными к нему заявлениями избирателей о досрочном голосовании, конверты с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей.
Непосредственно после получения списка досрочно проголосовавших избирателей участковой комиссией в списке избирателей напротив фамилий избирателей, проголосовавших досрочно в помещении ТИК, ИКМО, делается отметка: "Проголосовал досрочно". Список досрочно проголосовавших избирателей с приобщенными к нему заявлениями избирателей о досрочном голосовании приобщается к списку избирателей, участников референдума.
Информация о числе избирателей проголосовавших досрочно, отдельно по каждому избирательному участку представляется до дня голосования участковой комиссией, территориальной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию и (или) избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в порядке и сроки, установленные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
В день голосования председатель участковой комиссии перед началом голосования, но после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов (при их использовании) в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, сообщает о числе избирателей, включенных в список избирателей на данном избирательном участке, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт (пункт 13).
После совершения действий, указанных в пунктах 13 и 14 настоящей статьи, председатель участковой комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов (в случае его использования). Если на конверте отсутствуют реквизиты, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, либо из конверта извлечено более одного бюллетеня установленной формы для голосования по соответствующему избирательному округу, все извлеченные из данного конверта избирательные бюллетени по соответствующему избирательному округу признаются недействительными, о чем составляется акт (пункт 15).
Федеральным законом от 23 мая 2020 года N 154-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу 23 мая 2020 года, внесены изменения в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Статья 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ дополнена пунктом 16, которым предусмотрено, что в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме досрочное голосование избирателей, участников референдума на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме может проводиться в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, до дня голосования, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 года N 260/1916-7 утвержден Порядок досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года (далее - Порядок досрочного голосования).
Пунктом 1.2 Порядка досрочного голосования предусмотрены дополнительные формы организации голосования: 1) досрочное голосование в помещении для голосования; 2) досрочное голосование вне помещения для голосования (досрочное голосование на дому); 3) досрочное голосование на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах); 4) досрочное голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено.
Досрочное голосование в соответствии с предусмотренными пунктом 1.2 Порядка досрочного голосования формами организации голосования проводится в течение двух дней, предшествующих дню голосования, с 8 до 20 часов по местному времени (пункт 1.3 Порядка досрочного голосования).
Формы организации голосования, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1.2 Порядка досрочного голосования, применяются, в том числе при проведении основных выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации 13 сентября 2020 года (пункт 1.4 Порядка досрочного голосования).
Как следует из пункта 1.7 Порядка досрочного голосования, если при проведении выборов (референдумов), на которых в соответствии с положениями пункта 1.4 Порядка применяется форма организации голосования, указанная в подпункте 1 пункта 1.2 Порядка, предусмотрено проведение досрочного голосования в соответствии с пунктом 2 статьи 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, указанное досрочное голосование проводится в порядке, установленном законом, в период, который начинается за 10 дней до дня голосования и заканчивается за 2 дня до дня голосования.
Оформление процедуры досрочного голосования предусмотрено разделом 6 Порядка досрочного голосования, в пункте 6.1 которого определено до проведения досрочного голосования в соответствии с Порядком пустые переносные (стационарные) ящики для голосования предъявлять лицам, присутствующим в помещении участковой комиссии, после чего их опечатать (пломбировать).
По истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования бюллетени из каждого переносного (стационарного) ящика для голосования помещаются в отдельный сейф-пакет, который опечатывается с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения. На месте опечатывания ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Сейф-пакет помещается в сейф участковой комиссии либо иное специально приспособленное для хранения документов место и не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей, участников референдума. В отношении каждого сейф-пакета составляется акт (приложение N 1 к Порядку досрочного голосования), который хранится вместе с сейф-пакетом. С указанным актом вправе ознакомиться (по желанию - также получить его заверенную копию) члены участковой комиссии с правом решающего голоса, члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели (пункт 6.2).
В случае если после проведенной проверки подтвердится, что число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирателей, участников референдума, получивших бюллетени при проведении голосования с использованием соответствующего ящика для голосования в конкретный день досрочного голосования, указанного в соответствующем акте, все бюллетени по соответствующим выборам, референдуму, находившиеся в данном сейф-пакете, решением участковой комиссии признаются недействительными, что указывается в соответствующем акте (приложение N 2 к Порядку), который прилагается к протоколу об итогах голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, списков кандидатов, а на выборах в органы местного самоуправления также от позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов") (при ее наличии), на квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии (пункт 6.10).
В соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.
Подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса (часть 1 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Результаты выборов на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом (пункта 1 статьи 70 названного Федерального закона).
Судами установлено, что нарушения порядка проведения досрочного голосования, подсчета голосов, установления результатов выборов, не позволяющих установить действительное волеизъявление избирателей, иных нарушений, суду не установлено, в связи с чем основания для удовлетворения административного искового заявления отсутствуют.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Стручалина В.Г. удовлетворению не подлежит.
Доводы кассационной жалобы о нарушении требований закона при проведении досрочного голосования, отклонении судом апелляционной инстанции ходатайств об истребовании необходимых для правильного рассмотрения и разрешения дела доказательств, допросе свидетеля, были предметом обсуждения и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в решении, а также при разрешении заявленного ходатайства.
Имеющиеся в материалах дела доказательства, признаны достаточными для разрешения административного дела. Учтено, что протоколы после их составления и подписания переданы в Территориальную избирательную комиссию, а итоги голосования включены в официально опубликованную сводную таблицу.
Согласно протоколу N окружной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу N число бюллетеней, поданных за ФИО15 - 4778; за Стручалина В.Г. (который идёт следующим по списку по количеству набранных голосов) - 898.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона Нижегородской области N 108-З ФИО15 избран депутатом по одномандатному избирательному округу N.
В пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ. При этом в смысле принципов, на основе которых осуществляется избирательный процесс, отмена результатов выборов судом является крайней мерой, применение которой в каждом конкретном случае должно быть обоснованным и следовать из обстоятельств дела.
С учетом, представленных в дело доказательств, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что нарушений, не позволяющих выявить действительную волю избирателей и влекущих за собой признание итогов голосования недействительными, не допущено, требования Федерального закона от 12 июня 2020 года N 67-ФЗ при подсчете голосов досрочно проголосовавших избирателей, соблюдены.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, всем конкретным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка, выводы судов соответствуют доказательствам, представленным в материалы дела, исследованным согласно статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и основанным на правильном применении норм права.
Оснований для отмены или изменения судебных актов в соответствии с частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 16 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 24 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Стручалина В.Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.