Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующей Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гайдовой Надежды Ивановны на решение Дзержинского районного суда Калужской области от 30 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 31 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Гайдовой Надежды Ивановны к Кондровской городской Думе городского поселения "Город Кондрово" об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гайдова Н.И, будучи депутатом городской Думы городского поселения "Город Кондрово", обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить решение Кондровской городской Думы городского поселения "Город Кондрово" от 14 мая 2020 года N 150 "О выдвижении инициативы процедуры перехода к исполнению полномочий городской управы городского поселения "Город Кондрово" администрацией муниципального района "Дзержинский район".
В обоснование требований административным истцом со ссылкой на абзац 3 части 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что образование местной администрацией муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено уставами муниципального района и указанного поселения. Изменение структуры органов местного самоуправления города Кондрово Дзержинского района Калужской области согласно пункту 2 статьи 7 Устава городского поселения "Город Кондрово" осуществляется путем внесения изменений в указанный Устав. Между тем, Кондровская городская Дума как представительный орган власти не наделена полномочиями по инициированию процедуры принятия оспариваемого решения от 14 мая 2020 года N 150 "О выдвижении инициативы процедуры перехода к исполнению полномочий городской управы городского поселения "Город Кондрово" администрацией муниципального района "Дзержинский район". Указанное решение затрагивает права и законные интересы административного истца, поскольку возлагает дополнительные обязанности в части осуществления своих прав, которые ранее не были предусмотрены действующими в городском поселении правовыми актами.
Решением Дзержинского районного суда Калужской области от 30 ноября 2020 года, оставленным без изменений апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 31 марта 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной 26 августа 2021 года через суд первой инстанции, Гайдова Н.И. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает, что процедура изменения структуры органов поселения должна быть определена только после внесения изменений в устав соответствующего муниципального образования. Считает, что образование местной администрацией муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации поселения, это право, а не обязанность. При этом, оспаривает процедуру принятия решения и вступления его в силу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
В части 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об организации местного самоуправления, Федеральный закон N 131-ФЗ) установлено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 34 Закона об организации местного самоуправления уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно части 1 Устава муниципального района "Дзержинский район" Калужской области муниципальное образование "Дзержинский район" Калужской области наделено статусом муниципального района Законом Калужской области от 28 декабря 2004 года N 7-ОЗ "Об установлении границ муниципальных образований, расположенных на территории административно-территориальных единиц "Бабынинский район", "Боровский район", "Дзержинский район", "Жиздринский район", "Жуковский район", "Износковский район", "Козельский район", "Малоярославецкий район", "Мосальский район", "Ферзиковский район", "Хвастовичский район", "Город Калуга", "Город Обнинск", и наделении их статусом городского поселения, сельского поселения, городского округа, муниципального района". Дзержинское Районное Собрание муниципального района "Дзержинский район" является представительным органом указанного муниципального района.
Исходя из части 3 названного Устава городское поселение "Город Кондрово" входит в состав муниципального района.
В статье 23 Устава городского поселения "Город Кондрово" (далее - Устав) установлено, что городская Дума является представительным коллегиальным выборным органом местного самоуправления и состоит из 15 депутатов (пункты 1, 2). Компетенция городской Думы определена статьей 24 Устава городского поселения "Город Кондрово".
В части 1 статьи 35 Устава (в редакции от 21 января 2016 года, действовавшей до принятия оспариваемого решения) установлено что, городская Управа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Кондрова, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.
Руководство городской Управой на принципах единоначалия осуществляет Глава городской Управы (часть 2 статьи 35 Устава в редакции от 21 января 2016 года).
В соответствии с частью 4 статьи 35 Устава (в редакции от 21 января 2016 года) структура, полномочия и порядок деятельности структурных подразделений городской Управы определяются положениями об этих подразделениях, утверждаемыми городской Думой.
В соответствии с Регламентом Кондровской городской Думы городского поселения "Город Кондрово" (далее Регламент) очередные заседания созываются Главой городского поселения не реже одного раза в три месяца, Глава поселения определяет дату, время, место проведения заседания и вопросы, выносимые на рассмотрение городской Думы (пункт 2.6).
Внеочередное заседание может быть созвано Главой городского поселения (в его отсутствие - заместителем председателя городской Думы) по своей инициативе, по инициативе Главы городской Управы или по инициативе не менее 5 депутатов городской Думы (пункт 2.7 Регламента).
Повестка дня заседания формируется Главой городского поселения на основании предложений депутатов, постоянных комиссий городской Думы, фракций, Главы городской Управы (пункт 2.1 Регламента).
Решения городской Думы по вопросам избрания Главы поселения, заместителя председателя городской Думы, удаления Главы поселения в отставку, утверждения бюджета, отчета о его исполнении, планов и программ развития городского поселения, установления местных налогов и сборов, принятия Регламента городской Думы, внесения в него изменений и дополнений, иных решений, обязательных для исполнения на территории городского поселения, считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 8 депутатов. По другим вопросам, не оговоренным специально настоящим Регламентом, решения городской Думы считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа присутствующих депутатов (пункт 5.3 Регламента).
Согласно пункту 1 статьи 59 Устава городского поселения "Город Кондрово" решения городской Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Кондрова, вступают в силу после их официального опубликования, если в самом решении не определен иной порядок его вступления в силу. Иные решения городской Думы, а также постановления и распоряжения Главы города вступают в силу с момента их принятия, если в самом решении (постановлении, распоряжении) не определен иной порядок его вступления в силу.
Как следует из материалов дела, 14 мая 2020 года Кондровской городской Думой городского поселения "Город Кондрово" принято решение N 150 "О выдвижении инициативы процедуры перехода к исполнению полномочий городской Управы городского поселения "Город Кондрово" администрацией муниципального района "Дзержинский район", которым постановлено: 1) наделить полномочиями по инициированию процедуры перехода к исполнению администрацией муниципального района "Дзержинский район" полномочий городской Управы городского поселения "Город Кондрово" Кондровскую городскую Думу; 2) инициировать процедуру перехода к исполнению администрацией муниципального района "Дзержинский район" полномочий городской Управы городского поселения "Город Кондрово"; 3) направить настоящее решение в Дзержинское районное Собрание муниципального района "Дзержинский район"; 4) в случае принятия положительного решения Дзержинский районным Собранием муниципального района "Дзержинский район" по поддержке выдвинутой инициативы городского поселения "Город Кондрово" незамедлительно приступить к разработке проекта Решения по внесению изменений и дополнений в Устав городского поселения "Город Кондрово"; 5) настоящее решение вступает в силу с даты его подписания и подлежит обязательному опубликованию в газете "Кондрово за неделю"; 6) контроль за исполнением настоящего решения возложить на главу городского поселения "Город Кондрово" Петрухину Т.В.
Согласно протоколу заседания Кондровской городской Думы городского поселения "Город Кондрово" от 14 мая 2020 года на заседании присутствовали 10 депутатов, рассмотрению подлежал вопрос "О выдвижении инициативы процедуры перехода к исполнению полномочий городской Управы городского поселения "Город Кондрово" администрацией муниципального района "Дзержинский район". За принятие решения проголосовало 7 человек, против 2 человека, воздержался 1 человек.
Решение Кондровской городской Думы городского поселения "Город Кондрово" от 14 мая 2020 года N 150 опубликовано в газете "Кондрово за неделю", направлено в Дзержинское Районное Собрание.
Решением Дзержинского Районного Собрания от 19 мая 2020 года N 553 постановлено поддержать инициативу городской Думы муниципального образования городское поселение "Город Кондрово" о возложении исполнения полномочий местной администрации городского поселения "Город Кондрово" на администрацию муниципального района "Дзержинский район".
Решением Кондровской городской Думы городского поселения "Город Кондрово" от 22 июля 2020 года N 161 "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования городское поседение "Город Кондрово", опубликованным в газете "Кондрово за неделю" 10 сентября 2020 года N 35, постановлено внести изменения и дополнения в Устав муниципального образования городское поседение "Город Кондрово", в том числе часть 1 статьи 7 Устава дополнена частью 1.1 следующего содержания: "1.1. Городская Управа городского поселения "Город Кондрово" не образуется. Полномочия городской Управы городского поселения "Город Кондрово", являющегося административным центром муниципального района "Дзержинский район", в соответствии с Уставом городского поселения "Город Кондрово" и решением городской Думы городского поселения "Город Кондрово" от 14 мая 2020 года N 150 "О выдвижении инициативы процедуры перехода к исполнению полномочий городской Управы городского поселения "Город Кондрово" администрацией муниципального района "Дзержинский район".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, с учетом приведенных выше правовых норм, установленных по делу обстоятельств, пришел к выводу, что процедура, порядок рассмотрения спорного вопроса, принятия и вступления в законную силу оспариваемого решения соблюдены и соответствуют действующему законодательству; решение от 14 мая 2020 года N 150 принято полномочным органом местного самоуправления при необходимом кворуме, в соответствии с законом.
Доводы кассационной жалобы были предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов суда первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах, иное толкование норм материального права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дзержинского районного суда Калужской области от 30 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 31 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гайдовой Надежды Ивановны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 15 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.