Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С. и Гайдарова М.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) "Советская 3" на решение Щелковского городского суда Московской области от 28 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 10 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ТСЖ "Советская 3" к администрации городского округа Щелково Московской области о признании незаконным постановления.
Заслушав доклад судьи Васляева В.С, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ТСЖ "Советская 3" обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать незаконным постановление администрации городского округа Щелково Московской области от 8 апреля 2020 года N 1151 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, город Щелково, ул. Советская, д. 3, собственники которого не в полном объеме осуществляют взносы в фонд капитального ремонта".
Полагало, что поскольку собственники названного многоквартирного дома в установленном порядке (23 марта 2014 года) выбрали способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на специальный счет товарищества, открытый в Банке ВТБ 24 (ЗАО), а в дальнейшем в ПАО Сбербанк России; собранные в качестве взносов на капитальный ремонт денежные средства потрачены на капитальный ремонт общего имущества, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным, вынесенным в нарушение положений Жилищного кодекса Российской Федерации, так как возлагает на указанное товарищество обязанность перечислить денежные средства на счет регионального оператора, что приведет к двойному начислению взносов на капитальный ремонт.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 28 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 10 марта 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, направленной 9 сентября 2021 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции (поступила 21 сентября 2021 года) ТСЖ "Советская 3", не соглашаясь с принятыми судами первой и апелляционной инстанций решениями, просит об их отмене ввиду допущенных нарушений норм материального и процессуального права.
Со ссылкой на положения ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указывает на то, что при принятии оспариваемого постановления не соблюден порядок его официального опубликования и вступления в законную силу, предусмотренный также ст. 41 Устава городского округа Щелково Московской области, закрепляющей необходимость официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта.
Поскольку оспариваемое постановление является муниципальным правовым актом, суды нижестоящих инстанций, по мнению подателя жалобы, в нарушение положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации уклонились от разрешения вопроса о соответствии его положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Считает, что действия ТСЖ "Советская 3" по определению механизма участия собственников жилых помещений при осуществлении расходов, в том числе и на капитальный ремонт, путем открытия специального счета в банковской организации, вопреки выводам судов нижестоящих инстанций, соответствовали положениям Жилищного кодекса Российской Федерации.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 24 сентября 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела допущено не было.
Согласно ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; либо перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В силу ч. 5 данной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Из содержания ч. 1 ст. 172 названного Кодекса следует, что владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта, с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 ст. 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Частью 3 ст. 172 Жилищного кодекса Российской Федерации владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
В случае, если на основании сведений, полученных в соответствии с ч. 3 ст. 172 настоящего Кодекса, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных настоящим Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок (ч. 8 ст. 173 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Московской области от 1 июля 2013 года N 66/2013-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение двух месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Частью 3 ст. 3 Закона Московской области от 1 июля 2013 года N 66/2013-ОЗ закреплено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный ч. ч. 2 и 2.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок, и в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального образования Московской области в течение месяца со дня получения от исполнительного органа государственной власти Московской области, уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора) за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме информации, предусмотренной ч. 4 ст. 7 настоящего Закона, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Из представленных материалов следует, что региональная программа Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2038 годы", в которую включен упомянутый многоквартирный жилой дом утверждена постановлением Правительства Московской области от 27 декабря 2013 года N 1188/58.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 23 марта 2014 года для проведения капитального ремонта общего имущества на специальном счете товарищества в Банке ВТБ 24 (ЗАО) город Москва образован специальный фонд ТСЖ "Советская 3".
Поскольку в установленный ст. 172 Жилищного кодекса Российской Федерации срок (до 30 марта 2014 года) в ГУ Московской области "Государственная жилищная инспекция" документы об избрании собственниками помещений многоквартирного дома способа формирования капитального ремонта на специальном счете ТСЖ не представлены, постановлением администрации городского поселения Щелково от 10 апреля 2014 года N 261 многоквартирный дом по упомянутому адресу включен в перечень многоквартирных домов, для которых фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора.
Уведомление об изменении способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома в государственную жилищную инспекцию направлено ТСЖ "Советская 3" только 13 сентября 2018 года.
Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция", установив, что на специальный счет ТСЖ "Советская 3" за период 2016 - 2020 годы поступило 2 600 рублей, в рамках предоставленных полномочий направило товариществу уведомление о необходимости погашения задолженности (получено 15 октября 2019 года), с одновременным разъяснением того, что если задолженность не будет погашена в течение пяти месяцев с даты получения уведомления, органом местного самоуправления будет принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
В связи с тем, что по состоянию на 15 марта 2020 года задолженность по взносам в фонд капитального ремонта погашена не была, государственная жилищная инспекция направило соответствующее уведомление в администрацию городского округа Щелково, по результатам рассмотрения которого принято оспариваемое постановление от 8 апреля 2020 года N 1151 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Щелково, ул. Советская, 3, собственники которого не в полном объеме осуществляют взносы в фонд капитального ремонта".
Этим же решением постановлено прекратить формирование фонда капитального ремонта на специальном счете и постановлено сформировать его на счете регионального оператора.
Разрешая возникший спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Московского областного суда, проанализировав положения Жилищного кодекса Российской Федерации, а также вышеприведенного Закона Московской области Закона Московской области от 1 июля 2013 года N 66/2013-ОЗ, исследовав установленные по делу обстоятельства, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным, поскольку оно принято уполномоченным органом местного самоуправления, в пределах предоставленной ч. 10 ст. 173 Жилищного кодекса Российской Федерации компетенции, без нарушения порядка и процедуры его принятия на основании информации, предоставленной уполномоченным государственным органом, а именно, государственной жилищной инспекции.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций о том, что в рассматриваемом случае нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца не допущено.
Довод кассационной жалобы о том, что действия ТСЖ "Советская 3" по определению механизма участия собственников жилых помещений при осуществлении расходов, в том числе и на капитальный ремонт, путем открытия специального счета в банковской организации, соответствовали положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, является несостоятельным и не влечет за собой безусловную отмену правильных по существу обжалуемых судебных актов по вышеизложенным основаниям.
Ссылки автора кассационной жалобы о том, что при принятии оспариваемого постановления не соблюден порядок его официального опубликования и вступления в законную силу, поскольку он в силу закона является муниципальным правовым актом, не могут быть приняты во внимание.
Указанные доводы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемых решений, поскольку не опровергают выводы судов, а сводятся к изложению правовой позиции административного истца, выраженной в судах нижестоящих инстанций, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в обжалуемых судебных актах в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 28 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 10 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Советская 3" - без удовлетворения.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение в полном объеме изготовлено 22 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.