Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Юдиной С.В, Филатовой В.Ю, с участием прокурора Юнусовой А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании 13 сентября 2021 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новоузенского района Саратовской области, действующего в защиту прав и законных интересов Синицына Александра Викторовича, к государственному учреждению здравоохранения Саратовской области "Новоузенская районная больница" о взыскании стимулирующей выплаты
по кассационной жалобе государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Новоузенская районная больница"
на решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 26 ноября 2020 года по гражданскому делу N2-438-1/2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 18 февраля 2021 года по гражданскому делу N 33-1433/2021, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, пояснения представителя ответчика государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Новоузенская районная больница" Герасимовой С.А, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения прокурора по доводам кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Новоузенского района Саратовской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов Синицына А.В. к государственному учреждению здравоохранения Саратовской области "Новоузенская районная больница" (далее по тексту - ГУЗ СО "Новоузенская РБ") о взыскании стимулирующей выплаты, в обоснование которых указал, что проведенной прокуратурой Новоузенского района проверкой установлено, что 13 июля 2020 года водитель скорой помощи ГУЗ СО "Новоузенская РБ" Синицын А.В. осуществлял госпитализацию в медицинское учреждение ФИО7, у которого имелось подозрение на заражение новой коронавирусной инфекцией COVID-19. 16 июля 2020 года при проведении анализа, у Нурикенова Т.Ж. выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484 Синицыну А.В. полагалась выплата в размере 25000 рублей, как водителю скорой медицинской помощи, осуществлявшему перевозку лица, у которого выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, поскольку Синицын А.В. фактически участвовал в выявлении заболевшего с признаками ОРВИ, оказывая ему медицинскую помощь, а равно непосредственно работал с гражданином, у которого выявлена коронавирусная инфекция. Однако указанная выплата Синицыну А.В. не произведена, в связи с чем, просил взыскать с ГУЗ СО "Новоузенская РБ" в пользу Синицына А.В. стимулирующую выплату в размере 25000 рублей.
Решением Новоузенского районного суда Саратовской области от 26 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 18 февраля 2021 года, исковые требования прокурора Новоузенского района Саратовской области, действующего в защиту прав и законных интересов Синицына А.В, удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ГУЗ СО "Новоузенская РБ" ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение судами, норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на отсутствие оснований для выплаты стимулирующей выплаты, так как по состоянию на 13 июля 2020 года у больного ФИО7 не было подтвержденного диагноза COVID-19, т.к. имелись признаки ОРВИ, следовательно, истец 13 июля 2020 года не оказывал помощь лицу, у которого имелся подтвержденный диагноз COVID-19.
Заслушав доклад судьи, выслушав участников процесса, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела не допущено.
Как установлено судом, 13 июля 2020 года водитель скорой помощи ГУЗ СО "Новоузенская РБ" Синицын А.В. осуществлял госпитализацию ФИО7 в инфекционное отделение ГУЗ СО "Новоузенская РБ" с диагнозом острая респираторная вирусная инфекция; осложненная двухсторонняя полисегментарная пневмония.
Из материалов дела следует, что 15 июля 2020 года ФИО7 выписан из ГУЗ СО "Новоузенская РБ", в связи с ухудшением состояния здоровья с переводом в ГУЗ "Областная клиническая больница".
Как следует из медицинской карты N ГУЗ "Областная клиническая больница", 15 июля 2020 года ФИО7 поставлен предварительный диагноз, U07.2 Основной: Новая коронавирусная инфекция, возбудитель не идентифицирован, среднетяжелое течение. Осложнения основного Л8.8 Внебольничная двусторонняя полисегментарная пневмония (вирусная), тяжелое течение.
В тот же день у ФИО7 отобран биоматериал.
16 июля 2020 года согласно результатам лабораторных исследований ФКУ здравоохранения "Российского научно-исследовательского противочумного института "Микроб" у ФИО7 выявлен положительный результат новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В силу абзаца 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абзац 7 части 2 статьи 22
Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 названного постановления оно
распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 года.
Согласно пункту 3 Правил, средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иного межбюджетного трансферта, направляются на обеспечение в апреле - октябре 2020 года выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их структурных подразделениях (в том числе, оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также в организациях, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Подпунктом "а" пункта 11 Правил предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в частности, водителям скорой медицинской помощи - 25000 рублей в месяц.
В силу пункта 12 Правил локальный нормативный акт медицинской организации принимается в связи с наличием граждан, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и устанавливает:
а) перечень наименований структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера;
б) перечень должностей медицинских и иных работников структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера;
в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью независимо от количества отработанных смен (часов), но не выше размеров, указанных в пункте 11 настоящих Правил;
г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.
Из разъяснений Министерства здравоохранения Российской Федерации, изложенных в письме от 21 мая 2020 гола N 16-3/И/1-6965 следует, что стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484, полагаются медицинским работникам стационарных подразделений, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе, транспортных организаций, работающих в указанных бригадах для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
Стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484 в размерах, установленных в пункте 11 Правил, являются "единовременными", выплачиваются в полном размере независимо от количества отработанных смен и/или часов, в том числе, за апрель, за "риск" работы с больными с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. В частности, это касается медицинских и иных работников, работающих неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором.
Стимулирующая выплата в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484, полагается медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах скорой медицинской помощи, сформированных в соответствии с Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 года N 198н, для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, в соответствии с требованиями Временного порядка организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденного приказом Минздрава России от 19 марта 2020 года N 198н.
Таким образом, спорная стимулирующая выплата положена медицинским работникам и водителям специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция; является единовременной выплатой и выплачивается в полном размере независимо от количества отработанных смен и/или часов за риск работы с больными новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Временным порядком организации оказания скорой, в том числе, скорой специализированной, медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года N 198н (приложение N 2), на руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководителей медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе, скорую специализированную, медицинскую помощь возложена обязанность: утвердить схемы маршрутизации пациентов с ОРВИ и внебольничной пневмонией в медицинские организации, специально созданные для данного контингента пациентов, с назначением ответственных лиц, исключив возможность госпитализации указанных пациентов в терапевтические, пульмонологические отделения и отделения анестезиологии и реанимации иных медицинских организаций; определить общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования прокурора Новоузенского района Саратовской области, действующего в защиту прав и законных интересов Синицына А.В, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу, что ответчиком не представлено доказательств того, что выявленный 16 июля 2020 года у ФИО7 в результате молекулярно-генетических исследований коронавирус не находится в причинно-следственной связи с ранее установленными у него 13 июля 2020 года диагнозами "острая респираторная вирусная инфекция", "осложненная двухсторонняя полисегментарная пневмония", которые в силу пункта 3.6 СП 3.1.3597-20 относятся к симптоматике новой коронавирусной инфекции.
В обжалуемых судебных актах приведено правильное толкование норм материального права (статей 21, 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484, приказа Минздрава России от 19 марта 2020 года N 198н), подлежащих применению к спорным правоотношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные ГУЗ СО "Новоузенская РБ" в кассационной жалобе доводы об отсутствии оснований для выплаты спорной стимулирующей выплаты истцу, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводом суда, изложенным в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленных судом. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 26 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 18 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Новоузенская районная больница" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.