Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Ефимовой Д.А. и Рыжова В.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дементьевой О.Е. к комитету по архитектуре муниципального образования "Город Саратов" о сохранении жилого помещения в переустроенном виде, по кассационной жалобе комитета по архитектуре муниципального образования "Город Саратов" на решение Кировского районного суда г.Саратова от 1 октября 2020г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 16 марта 2021г, заслушав доклад судьи Ефимовой Д.А, объяснения представителя комитета по архитектуре муниципального образования "Город Саратов" -Гордеевой Е.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя ЖСК "Волжские дали-89" - Шишкина П.А, полагавшим кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
решением Кировского районного суда г. Саратова от 01 октября 2020г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 16 марта 2021г, требования Дементьевой О.Е. к комитету по архитектуре муниципального образования "Город Саратов" о сохранении жилого помещения в переустроенном виде удовлетворены. Квартира, расположенная по адресу: "адрес", площадью 95 кв.м, сохранена в переустроенном состоянии с установленным в квартире индивидуальным отоплением в виде бытового отопительного двухконтурного котла MORA 5112, закрытой камерой сгорания и принудительным дымоотведением, горизонтальной разводкой системы отопления и горячего водоснабжения от бытового отопительного котла.
В кассационной жалобе комитетом по архитектуре муниципального образования "Город Саратов" ставится вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение или неправильное применении норм материального или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении данного дела.
Судом установлено, что Дементьевой О.Е. принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: "адрес", указанный жилой дом является многоквартирным, подключен к сетям централизованного теплоснабжения.
Решением жилищно-строительного кооператива "Волжские дали-89" от 03 апреля 2003 г. Дементьевой О.Е. согласовано переустройство системы отопления в указанной квартире, а именно: отключение батарей от системы центрального отопления, установка бытового двухконтурного отопительного котла MORA 5112 с закрытой камерой сгорания и принудительным дымоотведением, устройство горизонтальной разводки системы отопления и системы горячего водоснабжения от бытового отопительного котла.
Письмом от 15 апреля 2003 г. ОАО "Саратовгаз" разрешило установку бытового отопительного котла с закрытой камерой сгорания и принудительным дымоотведением в указанной квартире Дементьевой О.Е, в утвержденном ОАО "Саратовгаз" проекте предусмотрена возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием квартирных источников тепловой энергии.
Комитет по градостроительству и архитектуре администрации муниципального образования "Город Саратов" в письме от 20 января 2020 г. отказал Дементьевой О.Е. в согласовании проведенных работ по переустройству (установке индивидуального газового отопления) жилого помещения, со ссылкой на положений ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации. В сообщении также указано на необходимость в срок до 01 июня 2020 г. привести жилое помещение в прежнее состояние.
Согласно досудебному исследованию N18/20 от 12 августа 2020г, выполненному ИП Суслов А.М, устройство автономного отопления в указанном жилом помещении соответствует требованиям строительных, противопожарных норм и правил (техническим регламентам и иным нормативным документам), действующим на момент проектирования и переоборудования в 2003 году. Система автономного отопления в вышеуказанной квартире соответствует СП 7.13130.2013 отопление, вентиляция и кондиционирование, требованиям пожарной безопасности, требованиям СНиП 42-01-2002 газораспределительные системы, СНиП 31-01-2003 здания жилые многоквартирные, СП 41-108-2004 поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе и не несет угрозу жизни и здоровью людей. Отключение радиаторов отопления от центральной системы отопления каких-либо неблагоприятных последствий для функционирования общедомовой системы центрального отопления многоквартирного жилого дома не повлекло.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 8, 9, 11 ГК РФ, ст.ст. 25, 26, 29 ЖК РФ, ст. 84 ЖК РСФСР, п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России N 170 от 27 сентября 2003 г.
Исходил из того, что осуществленное Дементьевой О.Е. переустройство жилого помещения не нарушает права и законные интересы граждан и не создает угрозу жизни или здоровью, в связи с чем пришел к выводу, что само по себе отсутствие разрешения органа местного самоуправления на переустройство жилого помещения не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием. Дополнительно указал, что выполненный проект переустройства на установку отопительного газового котла от 22 апреля 2003г. разработан с учетом схемы теплоснабжения, которая предусматривает переход дома на индивидуальные источники теплоснабжения. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда о возможности сохранения системы отопления в квартире истца в переустроенном виде.
С выводами судов согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Поскольку переход на автономное отопление жилого помещения в многоквартирном жилом доме требует переустройства жилого помещения, оно должно производиться в соответствии с нормами главы 4 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (часть 1).
При этом, решение о согласовании является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (части 5, 6).
На основании пункта 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
В силу части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, определено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 года N 787 "О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", а требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 154.
Для принятия решения о переустройстве жилых помещений путем отключения от централизованной системы отопления и установления индивидуальных источников тепловой энергии, должны учитываться и иные требования законодательства.
Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 51 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 года N 787, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: а) наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; б) наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; в) температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; г) давление теплоносителя - до 1 МПа.
Схема теплоснабжения представляет собой документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления (пункт 20 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Схема теплоснабжения разрабатывается на основе документов территориального планирования поселения, городского округа, утвержденных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, и в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 154.
Согласно Требованиям к схемам теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N154, в схему теплоснабжения включаются условия применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, определение условий организации централизованного и индивидуального отопления.
Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается лишь при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации N808 от 2 августа 2019г. утверждена схема теплоснабжения муниципального образования "Город Саратов" до 2030 года.
С учетом изложенного, по данному делу юридически значимым и подлежащим доказыванию являлось выяснение вопроса: предусмотрено ли схемой теплоснабжения города Саратов использование индивидуальных источников теплоснабжения в помещениях многоквартирного дома по адресу "адрес", подключенного к централизованной системе отопления; предусмотрен ли указанной схемой теплоснабжения города Саратов перевод жилых помещений, расположенных в спорном доме с центральным отоплением, на отопление от индивидуальных источников тепловой энергии.
Однако суд первой инстанции, рассматривая дело, данные обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора в нарушение требований статьи 198 (часть 4) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не установил.
Ссылаясь на утвержденный проект ОАО "Саратовгаз", которым предусмотрена возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, а также на экспертное исследование N 18/20 от 12 августа 2020 г. о соответствии устройства автономного отопления в "адрес" требованиям строительных, противопожарных норм и правил, техническим регламентам и иным нормативным документам, суд первой инстанции не дал какой-либо оценки содержанию данных доказательств относительно возможности перехода на отопление жилого помещения истца с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии в соответствии со схемой теплоснабжения всего дома, учитывая, что схема теплоснабжения, в частности экспертом, не исследовалась.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, указывая на возможность перехода жилого помещения истца на индивидуальный источник теплоснабжения, также не исследовал Схему теплоснабжения муниципального образования "Город Саратов". При отсутствии доказательств того, что общая схема теплоснабжения в соответствующем многоквартирном доме позволяет устанавливать и использовать индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, сослался лишь на пояснения представителя истца и третьего лица ЖСК "Волжские дали 89" о том, что переустройство системы отопления в квартире истца не влияет на общедомовую систему отопления, поскольку в доме установлена система отопления, которая эффективно работает.
Кроме того, следует учитывать, что отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального источника отопления предполагает изменение общедомовой инженерной системы отопления, относящейся к общему имуществу многоквартирного дома, на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме в установленном законом порядке (пункт 3 статьи 36, пункт 2 статьи 40, статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем обстоятельства наличия согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на изменение общедомовой инженерной системы отопления судом не устанавливались.
С учетом изложенного, принятые по делу судебные постановления не отвечают требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 16 марта 2021г. с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное, и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 16 марта 2021 г. отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.