Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Юдиной С.В, Шеховцовой Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием вебконференц-связи с помощью ресурса "Скайп" 20 сентября 2021 года гражданское дело по иску Баранова Сергея Васильевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения в части отказа во включении периода работы в специальный стаж, возложении обязанности включить период работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия
на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 января 2021 года по гражданскому делу N 2-64/2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 20 апреля 2021 года по гражданскому делу N 33-630/2021, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, пояснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Чигиревой К.В, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Баранов С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее по тексту - ГУ- УПФР в ГО Саранск Республики Мордовия) о признании незаконным и отмене решения в части отказа во включении периода работы в специальный стаж, возложении обязанности включить период работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 января 2021 года производство по делу в части исковых требований о включении Баранову С.В. в специальный стаж периода работы в должности старшего пионервожатого в МОУ "Лицей N 7" с 12 октября 1990 года по 6 апреля 1991 года, а также периода обучения в МГУ им. Н.П. Огарева с 7 апреля 1991 года по 16 января 1994 года прекращено, в связи с отказом истца от иска в данной части.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 20 апреля 2021 года, исковые требования Баранова С.В. удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ГУ- УПФР в ГО Саранск Республики Мордовия просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывая на отсутствие оснований для включения спорного периода работы истца в специальный педагогический стаж.
Заслушав доклад судьи, выслушав пояснения участника процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, 16 октября 2020 года Баранов С.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ- УПФР в ГО Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ГУ- УПФР в ГО Саранск Республики Мордовия от 29 октября 2020 года N229280/20-639 Баранову С.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях) из-за отсутствия требуемого специального стажа, 25 лет, по мнению ответчика, имеется 22 года 8 месяцев 4 дня.
В специальный стаж Баранова С.В. не засчитан, в том числе, период работы с 12 октября 1990 года по 6 апреля 1991 года в должности старшего пионервожатого в МОУ "Лицей N7", поскольку отсутствует работа на должностях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"; должность старшего пионервожатого не предусмотрена соответствующими Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.
Согласно трудовой книжке, Баранов С.В. 12 октября 1990 года принят на работу на должность старшего пионерского вожатого в школу N7 г. Саранска в соответствии с приказом от 12 октября 1990 года N119, 6 апреля 1991 года уволен по собственному желанию.
Решением Государственной экзаменационной комиссии МГУ им. Н.П. Огарева от 17 июня 1995 года Баранову С.В. присвоена квалификация "историка, преподавателя истории, обществознания и правоведения".
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Правовые основания и условия назначения досрочной пенсии лицам, занимавшимся педагогической деятельностью, установлены пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно которой страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Баранова С.В, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, в том числе, справке МОУ "Лицей N7" от 15 января 2021 года N1, уточняющим справкам МОУ "Лицей N7" от 11 декабря 2019 года N 4, от 25 ноября 2020 года N5, лицевым счетам по начислению заработной платы истцу, тарификационным спискам школы N7 за 1990 - 1991 годы, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периода работы Баранова С.В. с 12 октября 1990 года по 6 апреля 1991 года, в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку истец, работая в должности старшего пионервожатого, имел педагогическую нагрузку в количестве 6 часов в неделю в качестве учителя географии в МОУ "Лицей N7".
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности)", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные ГУ- УПФР в ГО Саранск Республики Мордовия в жалобе доводы об отсутствии оснований для включения спорного периода в специальный стаж, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылки ответчика в кассационной жалобе на отсутствие в материалах дела надлежащих доказательств осуществления истцом в спорный период педагогической деятельности, судебная коллегия находит несостоятельными, т.к. всем представленным сторонами доказательствам в их совокупности, в том числе, показаниям свидетелей, по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемых судебных актах, кассационная жалоба ответчика не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 20 апреля 2021 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.