Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Юдиной С.В, Шеховцовой Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании посредством веб-конференцсвязи с использованием ресурса "Скайп" 20 сентября 2021 года гражданское дело по иску Кармайкина Геннадия Васильевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить период работы и период службы в рядах Советской Армии в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, и назначить страховую пенсию
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия
на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 января 2021 года по гражданскому делу N 2-91/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 20 апреля 2021 года по гражданскому делу N 33-605/2021, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, пояснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Лисевцовой К.В, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Кармайкин Г.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации городском округе Саранск Республики Мордовия (далее по тексту - ГУ-УПФР в ГО Саранск Республики Мордовия) о признании незаконным и отмене решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить период работы и период службы в рядах Советской Армии в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, и назначить страховую пенсию.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 20 апреля 2021 года, исковые требования Кармайкина Г.В. удовлетворены: признано незаконным и отменено решение ГУ-УПФР в ГО Саранск Республики Мордовия об отказе о включении в специальный стаж период работы, в назначении досрочной страховой пенсии по старости; на ответчика возложена обязанность включить период работы в качестве электрогазосварщика 4 разряда на Саранском литейном заводе "Центролит" имени 50-летия ВЛКСМ" с 17 мая 1983 года по 19 октября 1983 года, период прохождения службы по призыву в Советской Армии с 29 октября 1983 года по 28 октября 1985 года, назначить Кармайкину Г.В. страховую пенсию по старости с 18 марта 2020 года. С ответчика в пользу истца взысканы судебные расходы в сумме 300 рублей.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ГУ-УПФР в ГО Саранск Республики Мордовия ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на отсутствие доказательств полной занятости истца на работах с тяжелыми условиями труда.
Заслушав доклад судьи, выслушав участника процесса, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, 13 марта 2020 года Кармайкин Г.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ-УПФР в ГО Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с тяжелыми условиями труда.
Решением ГУ-УПФР в ГО Саранск Республики Мордовия от 26 мая 2020 года N 60514/20 Кармайкину Г.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа 12 лет 6 месяцев, по мнению ответчика, стаж истца составляет 11 лет 1 месяц 3 дня.
В специальный стаж истца, в том числе, не засчитан период работы с 17 мая 1983 года по 19 октября 1983 года (5 месяцев 3 дня) в качестве электрогазосварщика на Саранском литейном заводе "Центролит", так как в соответствии со Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 (далее - Список N 2 от 26 января 1991 года N 10), правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются "электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности" (раздел XXXIII "Общие профессии", позиция 23200000-19756). Документы, подтверждающие занятость на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, не представлены. Организация ликвидирована.
При этом ответчиком возможность включения в специальный стаж истца периода его службы в рядах Советской Армии по призыву с 29 октября 1983 года по 28 октября 1985 года не была предметом рассмотрения.
Как следует из трудовой книжки, Кармайкин Г.В. 20 июля 1983 года принят электрогазосварщиком по 4 разряду в литейный цех N 4 Саранского литейного завода "Центролит" имени 50-летия "ВЛКСМ", 20 октября 1983 года уволен на основании пункта 3 статьи 29 КЗОТ РСФСР (призыв или поступление работника на военную службу).
Согласно материалам дела, с 29 октября 1983 года по 28 октября 1985 года Кармайкин Г.В. проходил службу в рядах Советской Армии по призыву.
Как следует из архивной справки от 5 августа 2019 года на основании приказа по Саранскому литейному заводу "Центролит" от 13 мая 1983 года N 74 к-р Кармайкин Г.В. принят электрогазосварщиком по 2 разряду с оплатой труда по системе ВАЗа по ставке N 1 в литейный цех N 4 с 17 мая 1983 года.
В документах архивного фонда ОАО "Центролит" в лицевых счетах по начислению заработной платы рабочим и служащим Саранского литейного завода "Центролит" за 1983 года значится Кармайкин Г.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, электрогазосварщик цеха N 4, представлены сведения о его заработной плате за май - ноябрь 1983 года.
Согласно акту проверки от 17 декабря 2018 года, в лицевых счетах 1983 года значится Кармайкин Г.В. - электрогазосварщик, заработная плата начисляется в полном объеме.
Сведения о принятии Кармайкина Г.В. на работу электрогазосварщиком 2 разряда в цех N4 с 17 мая 1983 года содержатся в личной карточке на имя истца Саранского литейного завода "Центролит".
Согласно заключению Государственной экспертизы условий труда от 29 декабря 2020 года N 42 - С/20 условия работы Кармайкина Г.В. в период с 17 мая 1983 года по 19 октября 1983 года в качестве газоэлектрогазосварщика 4 разряда на Саранском литейном заводе "Центролит" имени 50-летия "ВЛКСМ" относились к особым условиям труда, выполняемая им работа соответствует работе по профессии "электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности", предусмотренной Списком N2 от 26 января 1991 года N 10 (раздел XXXIII "Общие профессии", позиция 23200000-19756).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях).
Пунктом 2 части первой статьи 30 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В силу части второй статьи 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (части третьей).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N2 от 26 января 1991 года N 10; для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года, применяется Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (далее - Список N2 от 22 августа 1956 года N1173).
В соответствии со Списком N 2 от 22 августа 1956 года N 1173 разделом XXXII "Общие профессии" право на льготное пенсионное обеспечение имели электросварщики и их подручные, газосварщики и их подручные.
Списком N2 от 26 января 1991 года N 10 предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют "газосварщики" (код 23200000-11620), "электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности" (код 23200000-19756), "электросварщики ручной сварки" (код 23200000-19906) (раздел XXXIII "Общие профессии").
Таким образом, до 1 января 1992 года работа в качестве газосварщика и электросварщика может засчитываться в специальный стаж без уточнения вида сварки, а после 1 января 1992 года работа по данной профессии может быть засчитана в специальный стаж при условии занятости на определенных видах сварочных работ, в связи с чем для включения в специальный стаж периода работы до 1 января 1992 года необходимо подтверждение соответствующих условий работы не требовалось.
Согласно письму Госкомтруда СССР от 20 апреля 1967 года N 653-ИГ профессия сварщика по характеру выполняемой работы и условиям труда одинакова с профессиями газосварщика и электросварщика, поэтому право сварщиков на льготную пенсию определяется по тем же условиям, что и электросварщиков.
Списком N 2 от 22 августа 1956 года N 1173 не предусматривалось ограничения газосварщиков и электросварщиков для включения их работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии каких-либо условий работ по сварке, в том числе, по степени механизации их работы (ручная, полуавтоматическая и автоматическая).
Из информационного письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации N3073-17, Пенсионного фонда Российской Федерации N06-27/7017 от 2 августа 2000 года "О праве на льготное пенсионное обеспечение электросварщиков" следует, что правом на пенсию в связи с особыми условиями труда по разделу XXXIII Списка N2 пользуются электросварщики, которые в соответствии с ЕТКС (выпуск 2) выполняют работы по дуговой и газовой сварке (резке) металлов и металлических изделий. "Электрогазосварщик" и "газоэлектросварщик" - это разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N2 раздела XXXIII как электрогазосварщики, то есть при документальном подтверждении их занятости в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Согласно ЕТКС тарифно-квалификационные характеристики работ "электросварщика ручной сварки" и "электрогазосварщика" практически идентичны, отличие заключается в том, что "электрогазосварщик" проводит работы на ручной дуговой электросварке, работы с применением газосварки (выпуск 2).
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 предусмотрены наименования профессии "электросварщик ручной сварки" (код 19906 5 1-6 02 7212), "электрогазосварщик" (код 19756 2 1-6 02 7212).
Разрешая спор, удовлетворяя заявленные Кармайкиным Г.В. исковые требования о включении в специальный стаж спорных периодов и назначении досрочной пенсии, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, в том числе, записям трудовой книжки истца, архивной справке от 5 августа 2019 года, заключению Государственной экспертизы условий труда от 29 декабря 2020 года, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу, что факт занятости истца на работах с тяжелыми условиями труда и характер выполняемой работы подтвержден представленными истцом доказательствами.
Суды верно исходили из того, что после прохождения службы в рядах Советской Армии по призыву у истца следовала работа, дающая право на льготное пенсионное обеспечение, что соответствует требованиям подпункта "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590.
В связи с чем, судами на ответчика возложена обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию с 18 марта 2020 года при достижении 55 лет, ввиду наличия требуемого специального стажа более 12 лет 6 месяцев.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные ответчиком в жалобе доводы об отсутствии доказательств полной занятости истца на работах с тяжелыми условиями труда, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемых судебных актах, кассационная жалоба ответчика не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 20 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия ? без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.