Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Юдиной С.В, Шеховцовой Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 20 сентября 2021 года гражданское дело по иску Харламовой Марии Андреевны к Министерству труда и социальной защиты Калужской области о взыскании денежных средств
по кассационной жалобе представителя истца Харламовой Марии Андреевны - Овакимян Л.В.
на решение Калужского районного суда Калужской области от 9 декабря 2020 года по гражданскому делу N2-1-8514/2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 5 апреля 2021 года по гражданскому делу N 33-1044/2021, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, пояснения представителей истца Харламовой М.А. - Павлова М.В. и Овакимян Л.В, действующих на основании доверенности, поддержавших доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Харламова М.А. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Калужской области о возложении обязанности по перечислению денежных средств.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 9 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 5 апреля 2021 года, в удовлетворении исковых требований Харламовой М.А. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Харламова М.А. ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, указывая на наличие оснований для выполнения ответчиком условий договора.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Харламовой М.А, являющейся бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, 30 сентября 2015 года Министерством труда и социальной защиты Калужской области выдано свидетельство N 4749 о праве на получение единовременной денежной выплаты в размере 1411056 рублей, Свидетельство действительно с момента выдачи до 30 апреля 2016 года.
Согласно материалам дела, 8 октября 2015 года между ООО "ВЕСТА" (застройщик) и Харламовой М.А. (участник долевого строительства) заключен договор N 016/10-10(34) участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, находящегося по строительному адресу: "адрес", в соответствии с которым Харламовой М.А. подлежит передаче в собственность однокомнатная квартира, расположенная на 3 этаже, секция N, строительный N, общей площадью 35, 24 кв.м. Цена договора составила 1379646 рублей.
Согласно пункту 4.3 указанного договора денежные средства в размере 1379646 рублей должны быть перечислены Министерством труда и социальной защиты Калужской области на расчетный счет застройщика на основании свидетельства N 4749 от 30 сентября 2015 года, выданного
Министерством труда и социальной защиты Калужской области.
5 октября 2017 года Харламова М.А. уведомлена ООО "ВЕСТА" о расторжении договора N 016/10-10(34) от 8 октября 2015 года в одностороннем порядке, ввиду отсутствия оплаты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23.2 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 2 статьи 23.2 указанного закона средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Предоставление субвенций на обеспечение жильем вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании заявок, представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответственно до 20 января и до 20 июля текущего года.
В силу подпункта 5.4.64 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038, главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований Харламовой М.А, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу, что обязанности по перечислению бюджетных средств в субъект Российской Федерации по представленной органом государственной власти субъекта Российской Федерации заявке в размере сверх установленных Министерству строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации лимитов Правилами предоставления субвенций не установлена, соответственно Министерство вправе принимать решения о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем соответствующих категорий граждан только при наличии в бюджете субъекта средств федерального бюджета, поступивших на указанные цели, и не вправе претендовать на средства федерального бюджета сверх бюджетных средств, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Суды верно исходили из того, что денежные средства для обеспечения жильем бывших несовершеннолетних узников фашизма из федерального бюджета на счет Министерства труда и социальной защиты Калужской области в течение 2016 года и последующие годы не поступали, срок действия свидетельства о праве на получение единовременное денежной выплаты Харламовой М.А. истек 30 апреля 2016 года, договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома с истцом расторгнут 5 октября 2017 года.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614, Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N1038, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов"), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в кассационной жалобе представителем истца доводы о причинении убытков действиями ответчика, нарушившего обязательства по обеспечению Харламовой М.А. жильем, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут.
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемых судебных актах, кассационная жалоба истца не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Калужского районного суда Калужской области от 9 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 5 апреля 2021 года - оставить без изменений, кассационную жалобу Харламовой Марии Андреевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.