Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Шеховцовой Ю.В, Вишневской В.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании 28 сентября 2021 года гражданское дело N 2-160/2020 по иску Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" к Гришину ФИО10 о возмещении материального ущерба
по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия"
на решение Темниковского районного суда Республики Мордовия от 18 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 9 июня 2021 года, заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В,
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение "Лечебное исправительное учреждение N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" обратилось в суд с иском к Гришину Н.Н. о возмещении материального ущерба.
Решением Темниковского районного суда Республики Мордовия от 18 ноября 2020 года в удовлетворении исковых требований Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 9 июня 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Федеральное казенное учреждение "Лечебное исправительное учреждение N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, указывая на то, что материальный ущерб причинен истцу в результате неисполнения ответчиком договора о полной индивидуальной материальной ответственности и положений должностной инструкции, который халатно отнесся к выполнению своих должностных обязанностей по учету, хранению и выдаче вверенного ему имущества, допустил утрату топлива.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела не допущено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, приказом врио начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия от 25 мая 2017 года N 197-лс Гришин Н.Н. с 29 мая 2017 года назначен на должность заместителя начальника Учреждения сроком до 1 марта 2021 года.
Согласно должностной инструкции заместитель начальника Учреждения Гришин Н.Н. осуществляет личный контроль за сохранностью имущества и материальных средств ЛИУ-19.
13 января 2020 года работодателем с Гришиным Н.Н. заключен договор N N о полной индивидуальной материальной ответственности.
С 30 января 2020 года заместитель начальника Учреждения Гришин Н.Н. назначен ответственным лицом за складом горюче-смазочных материалов.
Ввиду прекращения трудовых отношений с оператором заправочных станций Худиковским Р.А, Гришин Н.Н. на основании инвентаризационной описи N N по объектам нефинансовых активов на 31 января 2020 года принял 6016 единиц топлива на общую сумму 265 423 рубля 01 копейка.
Из рапорта старшего оперуполномоченного отдела Учреждения ФИО11 следует, что 7 февраля 2020 года в 8 часов 55 минут заместитель начальника Учреждения Гришин Н.Н. сообщил, что возле емкости с дизельным топливом обнаружены следы разлитого дизельного топлива в большом объеме, а емкость из-под дизельного топлива пуста.
В ходе осмотра и комиссионного снятия остатков дизельного топлива выявлена недостача дизельного топлива марки Евро Сорт С вид 3 (ДТ - К5) в количестве 4000 литров на сумму 167 882 руб. 55 коп, дизельного топлива марки Евро Сорт С (ДТ - К5) в количестве 768 литров на сумму 43 667 рублей 23 копеек, дизельного топлива марки Евро Сорт С в количестве 24, 73 литра на сумму 1063 рубля 39 копеек, общее количество недостачи дизельного топлива составляет 4792, 73 литра на общую сумму 203 613 рублей 17 копеек, что подтверждается инвентаризационной описью N N от 7 февраля 2020 года, протоколом осмотра места происшествия.
В объяснениях от 7 февраля 2020 года Гришин Н.Н. указал, что в связи с увольнением заправщика ФИО12 ему в подотчет переданы запасы склада ГСМ без функции заправщика. После передачи ГСМ замки на емкостях были заменены, ключи от новых замков были у ФИО13. В его отсутствие (1 и 2 февраля 2020 года - выходные, 3 и 4 февраля 2020 года - отгулы) из емкостей исчезло топливо. По данному факту проведена служебная проверка, которой не установлено, куда делось дизельное топливо. Признаков проникновения посторонних лиц на территорию заправки, следов или попыток взлома замков не обнаружено.
На основании приказа врио начальника Учреждения от 13 февраля 2020 года N 63 по данному факту проведена служебная проверка, по результатам которой 13 марта 2020 года составлено заключение, из которого следует, что причиной недостачи дизельного топлива явилось нарушение пункта 74 должностной инструкции со стороны заместителя начальника ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия старшего лейтенанта внутренней службы Гришина Н.Н. в части осуществления личного контроля за сохранностью имущества и материальных средств ЛИУ-19, нарушение договора N 000000004 о полной индивидуальной материальной ответственности от 13 января 2020 года в части бережного отношения к переданному ему для осуществления возложенных на него функций имуществу и принятия мер к предотвращению ущерба, а также своевременного сообщения руководителю обо всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенного ему имущества.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия", суд первой инстанции, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к выводу о недоказанности вины ответчика в причинении ущерба, причинно-следственной связи между поведением работника и наступившим для работодателя ущербом, а также о нарушении процедуры проведения служебной проверки, в связи с чем пришел к выводу о том, что основания для возложения на ответчика полной материальной ответственности за ущерб, причиненный недостачей топлива отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (статей 232, 233, 238, 243, 247 Трудового кодекса Российской Федерации), разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции с изложенными выводами судов первой и апелляционной инстанций соглашается, поскольку указанные выводы основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены материалами дела. Основания и мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к таким выводам, а также доказательства принятые судами во внимание, подробно приведены в оспариваемых судебных постановлениях.
Доводы кассационной жалобы о том, что именно действия ответчика послужили основанием для причинения ущерба учреждению, отклоняются судебной коллегией, поскольку они приведены без учета положений пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", в соответствии с которым к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.
Поскольку указанной совокупности обстоятельств по делу не установлено, вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для возложения на работника обязанности по возмещению работодателю материального ущерба судебная коллегия признает обоснованным.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных постановлений не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Темниковского районного суда Республики Мордовия от 18 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 9 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.