Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Булатовой Е.Е, судей Филатовой В.Ю, Вишневской В.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 6 августа 2021 года гражданское дело по иску Фотиной в.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Людиновском районе Калужской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии по старости, установлении факта постоянного проживания на территории с правом на отселение, возложении обязанности назначить пенсию по старости, по кассационной жалобе Фотиной Л.В. на решение Людиновского районного суда Калужской области от 29 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 19 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Фотина Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Людиновском районе Калужской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии по старости, установлении факта постоянного проживания на территории с правом на отселение, возложении обязанности назначить пенсию по старости.
Решением Людиновского районного суда Калужской области от 29 декабря 2020 года установлен факт постоянного проживания Фотиной Л.В. 18 октября 1970 года рождения, на территории зоны с правом на отселение в результате радиоактивного загрязнения вследствие аварии на ЧАЭС, в период с 26 апреля 1986 года по 31 августа 1988 года, с 25 июня 1989 года по 25 июля 1989 года, с 24 января 1990 года по 10 февраля 1991 года. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 19 апреля 2021 года решение Людиновского районного суда Калужской области от 29 декабря 2020 года изменено, установлен факт постоянного проживания Фотиной Л.В. в период с 26 апреля 1986 года по 10 февраля 1991 года на территории зоны с право на отселение - в поселке Еленский Хвастовичского района Калужской области.
В кассационной жалобе Фотина Л.В. просит решение Людиновского районного суда Калужской области от 29 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 19 апреля 2021 года отменить, направить дело на новое рассмотрение, в связи с нарушением судом норм материального права.
В возражениях на кассационную жалобу представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Людиновском районе Калужской области (межрайонное) считает доводы жалобы необоснованными.
Учитывая, что Фотина Л.В. обжалует судебные постановления в части отказа в назначении досрочной пенсии, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность судебных постановлений только в обжалуемой части.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в неизмененной части и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия полагает жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст, являющийся общеустановленным пенсионным возрастом, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.
Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 этого же закона, или Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
В силу статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение или в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N12441 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
На основании статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30-37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1.
Положениями статей 32-37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрен порядок применения норм снижения пенсионного возраста при назначении пенсии по старости.
Статья 33 указанного закона предусматривает, что пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
При этом условия назначения пенсии по старости указанным гражданам зависят от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.
Законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом, что связано с различиями в масштабах радиоактивного влияния на организм человека (уровень радиационного загрязнения соответствующей территории и длительности постоянного проживания (работы) на ней).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона.
Согласно статье 34 приведенного Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 данного Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В примечании к статье 35 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно справке администрации муниципального образования сельское поселение "Поселок Еленский" Хвастовичского района Калужской области N 581 от 9 ноября 2020 года Фотина Л.В. была зарегистрирована по месту проживания в поселке Еленский Хвастовичского района Калужской области в зоне с правом на отселение с 26 апреля 1986 года по 10 февраля 1991 года.
С 10 февраля 1991 года по настоящее время Фотина Л.В. зарегистрирована по месту жительства в селе Хвастовичи Хвастовичского района Калужской области, который отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (распоряжение Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N 237-р, постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997 года N 1582, постановление Правительства РФ от 8 октября 2015 года N 1070), о чем свидетельствует справка администрации сельского поселения "Село Хвастовичи" Хвастовичского района Калужской области N 1081 от 3 августа 2020 года.
В соответствии с удостоверением N N, выданным Министерством труда и социальной защиты 30 сентября 2020 года, Фотина Л.В. проживала в зоне с правом на отселение, в населенном пункте поселок Еленский Хвастовичского района Калужской области в период с 26 апреля 1986 года по 10 февраля 1991 года.
Согласно диплому серии N Фотина Л.В. в период с 1 сентября 1988 года по 24 июня 1989 года обучалась в СПТУN 74 города Щелково Московской области, в период с 26 июля 1989 года по 23 января 1990 года работала в должности швеи 3 разряда в Ивантеевском производственном трикотажном объединении им. Дзержинского.
13 октября 2020 года Фотина Л.В. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Людиновском районе Калужской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости с учетом снижения возраста на 5 лет в связи с проживанием в зоне с правом на отселение.
Решением ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Людиновском районе Калужской области (межрайонное) от 19 октября 2020 года N 187073/20 в назначении пенсии Фотиной Л.В. отказано, в связи с отсутствием права на снижение пенсионного возраста на 5 лет.
Принимая решение об установления факта постоянного проживания Фотиной Л.В. в поселке Еленский Хвастовничского района Калужской области, зоне с правом на отселение, в период с 26 апреля 1986 года по 31 августа 1988 года, с 25 июня 1989 года по 25 июля 1989 года, с 24 января 1990 года по 10 февраля 1991 года, суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что факт постоянного проживания в указанные периоды подтверждается совокупностью исследованных доказательств.
Отказывая в удовлетворении требований об установлении факта постоянного проживания истца в зоне с правом на отселение в периоды с 1 сентября 1988 года по 24 июня 1989 года, являющиеся временем обучения в СПТУ N 47 города Щелково Московской области, и с 26 июля 1989 года по 23 января 1990 года, периоды работы в Ивантеевском производственном трикотажном объединении, и возложении на пенсионный орган обязанности назначить пенсию, суд первой инстанции, исходил из того, что истец, работая в организации на территории, не относящейся к установленным законом зонам, не могла постоянного проживать в поселке Еленский Хвастовичского района Калужской области и наличие регистрации по месту жительства Фотиной Л.В. не является безусловным доказательством проживания истца во весь спорный период в зоне с правом на отселение и не свидетельствуют с достоверностью о фактическом проживании истца по месту регистрации.
Суд апелляционной инстанции, учитывая, что временное проживание в период учебы и осуществления трудовой деятельности вне жилого помещения, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства, не может рассматриваться как смена места постоянного проживания и порождать либо прекращать права, предоставление которых обусловлено постоянным проживанием, изменил решение суда и установилфакт постоянного проживания Фотиной Л.В. в период с 26 апреля 1986 года по 10 февраля 1991 года на территории зоны с правом на отселение - в поселке Еленский Хвастовичского района Калужской области.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для досрочного назначения пенсии, судебная коллегия исходила из того, что период проживания истца в зоне с правом на отселение с 26 апреля 1986 года по 10 февраля 1991 года дает право истцу на снижение пенсионного возраста на основании статьи 33 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на 3 года (2 года - первоначальная величина, 1 - год дополнительная величина).
Судебная коллегия указала на то, что 10 февраля 1991 года истец изменила место жительства и с указанного периода проживает в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом - в селе Хвастовичи Хвастовичского района Калужской области, что является самостоятельным основанием для уменьшения истцу пенсионного возраста на 3 года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" при наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям.
В связи с тем, что одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору, судебная коллегия исходила из того, что произвести суммирование величин уменьшения возраста за проживание в разных зонах радиоактивного загрязнения не представляется возможным, а порядок суммирования величин уменьшения возраста за проживание в загрязненной зоне, статус которой в период такого проживания был изменен Правительством Российской Федерации, разъясненный в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года N 403-О, на истца не распространяется.
Судебная коллегия считает выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для суммирования величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости, основанными на неправильном применении норм материального права.
Из материалов дела следует, что Фотина Л.В. одновременно относится к двум категориям, определенным в статье 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС": гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение и гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Приведенные судом апелляционной инстанции ссылка на положения части 2 статьи 3 указанного Закона, согласно которой при наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям; при этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору, ошибочно расценены судом, как содержащие запрет на суммирование льгот при определении пенсионных прав лиц, проживающих в разные периоды времени на разных территориях зон радиоактивного загрязнения.
Указанной нормой предусмотрен запрет на возмещение одинакового вреда и предоставление одинаковых мер социальной поддержки в случае наличия у гражданина права на их получение по разным основаниям.
Проживание в разные периоды время в разных зонах радиоактивного загрязнения к таким условиям не относится.
Напротив, право на назначение пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения. При этом полученная величина снижения пенсионного возраста не должна превышать предельную величину, установленную соответствующей статьей Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
С учетом изложенного выше, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии права истца на льготу по суммарному снижению пенсионного возраста на 5 лет не основаны на приведенных выше нормах права, поскольку ни Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ни Федеральным законом от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ни Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не установлен запрет на суммирование дополнительных величин снижения пенсионного возраста за проживание (работу) в зонах радиоактивного загрязнения, поскольку право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения, независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией, так как вред, причиненный в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения, должен возмещаться в адекватном размере.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Фотина Л.В. обратилась за досрочным назначением страховой пенсии по старости в возрасте 50 лет.
Исходя из приложения 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", определяющего возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с частью 1 статьи 8, пунктами 3 и 4 части 2 статьи 10, пунктом 21 части 1 статьи 30 (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости по достижении соответствующего возраста) и пунктом 6 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в 2020 году для женщин - 55 лет + 24 месяца, в связи с чем право на пенсионное обеспечение у истца может быть реализовано с учетом указанного Приложения.
Согласно представленной в материалах дела копии паспорта, Фотина Л.В. родилась 18 октября 1970 года.
С учетом приложения 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по общему правилу право на пенсионное обеспечение Фотиной Л.В. должно было наступить в возрасте 57 лет.
Таким образом, учитывая возможность уменьшения общеустановленного пенсионного возраста Фотиной Л.В. в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", право на пенсию у нее возникнет при достижении возраста 52 лет, то есть 18 октября 2022 года. В этой связи, принятые судебные акты, в соответствии с которыми Фотиной Л.В. отказано в удовлетворении заявленных требований о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, являются правильными, за исключением приведенных выше выводов, содержащихся в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе изменить либо отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", если все юридически значимые для правильного разрешения дела обстоятельства установлены нижестоящими судебными инстанциями, но допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, кассационному суду общей юрисдикции надлежит принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанции (пункт 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 19 апреля 2021 года подлежит изменению путем исключения из мотивировочной части указанного судебного постановления выводов суда о невозможности суммирования дополнительных величин снижения пенсионного возраста за проживание (работу) в различных зонах радиоактивного загрязнения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 19 апреля 2021 года изменить, исключив из мотивировочной части указанного судебного постановления выводов суда о невозможности суммирования дополнительных величин снижения пенсионного возраста за проживание (работу) в различных зонах радиоактивного загрязнения.
В остальной части решение Людиновского районного суда Калужской области от 29 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 19 апреля 2021 года - оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.