Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Инженерно-производственная фирма Вектор" Токарева Сергея Николаевича на постановление мирового судьи судебного участка N 6 Центрального судебного района г. Тюмени от 16 февраля 2021 года, решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 18 мая 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" общества с ограниченной ответственностью "Инженерно-производственная фирма Вектор" Токарева Сергея Николаевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 6 Центрального судебного района г. Тюмени от 16 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 18 мая 2021 года, "данные изъяты" общества с ограниченной ответственностью "Инженерно-производственная фирма Вектор" (далее - ООО "ИПФ Вектор", общество, юридическое лицо) Токарев С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо Токарев С.Н. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по данному делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
При рассмотрении дела установлено, что Государственной инспекцией труда в Тюменской области в отношении общества с ограниченной ответственностью "ИПФ Вектор" проведено расследование несчастного случая с "данные изъяты", в ходе которого выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и выдано предписание N 72/7-3314-20-ОБ/10-2623-И/58-5 от 15 октября 2020 года, в котором предписано устранить нарушения трудового законодательства, а именно: п.1 отменить расследование несчастного случая проведенного ранее комиссией предприятия, издать приказ об отмене (ст.ст. 212, 229 Трудового кодекса РФ; Постановления Минтруда РФ от 24.10.2002г. N73 "Расследование и учет несчастных случаев на производстве"), срок исполнения до 19.10.2020г.; п.2 оформить акт формы Н-1 о несчастном случае на производстве на пострадавшего ("данные изъяты" в соответствии с заключением Государственного инспектора труда в Тюменской области от 15.10.2020г. (ст.ст.212, 228-230 Трудового кодекса РФ), срок исполнения до 21.10.2020г.; п.3 утвердить и заверить печатью Акт формы Н-1 о несчастном случае на производстве с "данные изъяты".В. (ст. 230 Трудового кодекса РФ), три экземпляра акта форма Н-1 (оригиналы) предоставить в ГИТ в ТО, срок исполнения до 21.10.2020г.; п.4 один экземпляр Акта форма Н-1 о несчастном случае на производстве направить пострадавшему: "данные изъяты". (ст. 230 -Трудового кодекса РФ), срок исполнения до 23.10.2020г.; п.5 довести обстоятельства несчастного случая до работников ООО "ИПФ Вектор" провести внеплановый инструктаж (п. 2.1.6 "Порядок обучения по охране труда и щ знаний требований охраны труда работников организаций", утв.
Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003г. N1/29, ст.212 Трудового кодекса РФ), издать приказ, с приказом ознакомить работников под роспись, срок исполнения до 30.10.2020г.; п.6 ознакомить с материалами расследования несчастного случая по требованию законного представителя (иного доверенного лица) пострадавшего (ст.229 Трудового кодекса РФ), срок исполнения до 30.10.2020г.; п.7 зарегистрировать данный несчастный случай в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме (ст.230 Трудового кодека РФ), материалы расследования несчастного случая происшедшего с "данные изъяты" хранить 45 лет, срок исполнения до 30.10.2020г.; п.8 по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего ("данные изъяты" работодатель (его представитель) направляет в соответствующую Государственную инспекцию труда сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах по форме 8 (п.36 Постановление Минтруда РФ от 24.10.2002г. N73 "Расследование несчастных случаев на производстве", ст.230.1 Трудового кодекса РФ), срок исполнения до 30.10.2020г; п.9 организовать проведение инструктажей по охране труда (первичный, повторный, внеплановый и др.) работникам (п.2.1.4-2.1.7 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций Утвержденный Постам Минтруда России и Минобразования России от 13. 01. 2003г. N 1/29; ст. 212 Трудового РФ), срок исполнения до 30.10.2020г.; п.10 организовать работу в области системы управления по охране труда, проинформировать всех работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, выполнить пункты 41 и 42 Приказа Министерства труда и социальной защиты России от 19 августа 2016 г..N 438Н, включить информацию о существующем риске повреждения здоровья в трудовой договор работника (ст.ст. 212, 209, 57 Трудового кодекса РФ, Приказ Министерства труда и социальной защиты России от 19 августа 2016 г..N 438Н), срок исполнения
до 20.11.2020г.; п.11 организовать обучение по охране труда специалистам (руководителям): директору "данные изъяты" (член комиссии познаний по охране труда работников) (п.п.3.2-3.7 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01. 2003г. N 1/29; ст.ст. 212, 225, 76 Трудового кодекса РФ), срок исполнения до 20.11.2020г.; п.12 организовать проведение проверки знаний по охране труда всем работникам, не допускать работников без обучения и проверки знаний по охране труда (п.3.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003г. N 1/29, ст.ст. 212, 225, 76 Трудового кодекса РФ), срок исполнения до 20 ноября 2020 года; п.13 организовать проведение обязательного медицинского осмотра (предварительный, периодический) работникам согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального дня РФ от 12 апреля 2011 г..N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных родственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения тельных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями" (ст.ст.212, 76 Трудового кодекса РФ), не допускать работников без обязательного медицинского осмотра, срок исполнения до 20.11.2020г.; п.14 ознакомить с условиями труда всех работников с картами СОУТ под роспись (Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", ст. 219 Трудового кодекса РФ), срок исполнения до 20.11.2020г; п.15 пересмотреть инструкции по охране труда для всех работников (Постановление Минтруда РФ от 17.12.2002 N 80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке
государственных нормативных требований охраны труда", ст.212 Трудового кодекса РФ), работников ознакомить с инструкциями по охране труда под роспись, срок исполнения до 20.11.2020г.; п.16 привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, согласно заключения Государственного инспектора труда от 15.10.2020г. по расследованию несчастного случая с "данные изъяты". (ст.357 Трудового кодекса РФ), срок исполнения до 20.11.2020г.
25 декабря 2020 года на основании распоряжения руководителя Государственной инспекцией труда в Тюменской области N 72/8-331-20-И/12-6517-И/58-5 проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "ИПФ Вектор" по результатам которой установлено, что ранее выданное предписание N 72/7-3314-20-ОБ/10-2623-И/58-5 от 15 октября 2020 года в установленный срок не исполнено в полном объеме.
Результаты проверки отражены в акте проверки N 72/8-331-20-И/12-7064-И/58-5 от 25 декабря 2020 года. Так, не исполнены следующие пункты предписания п.1 -п.10, п.16, исполнены не в полном объеме -п.11, п.13, п.15.
По факту выявленного правонарушения должностным лицом Государственной инспекцией труда в Тюменской области 18 января 2021 года в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ИПФ Вектор" Токарева С.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Токарев С.Н, занимающий должность "данные изъяты", и который согласно представленным полномочиям обладает организационно-распорядительными и хозяйственными функциями, при этом, имеет право действовать без доверенности при осуществлении деятельности по управлению обществом, является ответственным должностным лицом и по смыслу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности несет административную ответственность за нарушение вышеуказанных требований закона.
Установив обстоятельства дела на основе представленных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств, которым судьями дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что бездействие "данные изъяты" Токарева С.Н. образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.
Оснований для оценки выданного предписания как незаконного, либо неисполнимого по доводам жалобы не усматривается. Выданное предписание содержит указание на конкретные нарушения требований; предписанием установлен срок, достаточный для их выполнения.
Доводы жалобы о том, что 19 ноября 2020 года была направлена руководителю Государственной инспекцией труда в Тюменской области жалоба на предписание N 72/7-3314-20-ОБ/10-2623-И/58-5 от 15 октября 2020 года, с которым (предписанием) Общество не согласилось в части, поэтому срок его исполнения приостанавливается, несостоятельны.
Срок исполнения предписания был установлен до 19 октября 2020 года (по п.1), 21 октября 2020 года (п.2, п.3), 23 октября 2020 года (п.4), 30 октября 2020 года (п.5-п.9), 20 ноября 2020 года (п.10-п.16). Направление жалобы на предписание вышестоящему должностному лицу не является обстоятельством, освобождающим от выполнения предписания.
Ссылки в жалобе на то, что 19 ноября 2020 года вместе с жалобой также были представлены доказательства исполнения предписания в части, в которой предписание не обжаловалось, не свидетельствует об исполнении требований предписания в полном объеме в установленный в нем срок.
Кроме того, данных об обращении с письменным мотивированным ходатайством о продлении срока исполнения предписания в выдавший его орган, не имеется. То обстоятельство, что должностным лицом административного органа было вынесено предписание от 25 декабря 2020 года, об ином не свидетельствует. Неисполнение предписания от 15 октября 2020 года явилось основанием к выдаче нового предписания N 72/8-331-20-И/12-7065-И/58-5 от 25 декабря 2020 года с установлением нового срока устранения ранее выявленных нарушений, что, вопреки доводам жалобы, нельзя расценить как продление срока устранения выявленных нарушений в рамках ранее выданного предписания.
В материалы дела не представлено объективных сведений о том, что "данные изъяты" Общества были приняты все исчерпывающие и своевременные меры для устранения выявленных нарушений и выполнения предписания. Сведений о том, что в период до истечения срока, установленного для устранения выявленных нарушений, исполнить предписание было невозможно по объективным причинам, также не представлено и в материалах дела не имеется.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств, а также толкованием правовых положений, регулирующих указанные правоотношения, основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание "данные изъяты" обществу с ограниченной ответственностью "ИПФ Вектор" Токареву С.Н. назначено, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судей нижестоящих инстанций о виновности указанного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в жалобе не приведено, процессуальных нарушений не допущено, нормы материального права применены правильно.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы и отмены вынесенных по делу судебных постановлений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 6 Центрального судебного района г. Тюмени от 16 февраля 2021 года, решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 18 мая 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" общества с ограниченной ответственностью "Инженерно-производственная фирма Вектор" Токарева Сергея Николаевича, оставить без изменения, жалобу Токарева Сергея Николаевича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Печенкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.