Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу защитника индивидуального предпринимателя Чалабиева Нахида Вахида оглы - Подсухина Андрея Ивановича на постановление судьи Первоуральского городского суда Свердловской области от 16 февраля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Чалабиева Нахида Вахида оглы,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Первоуральского городского суда Свердловской области от 16 февраля 2021 года (N 5-145/2021) ИП Чалабиев Н.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения: ботинки мужские (зимние) - цвет черный с серыми вставками, размер 42, 43, 45, стоимостью 1 800 рублей за одну пару в количестве 3 пар; ботинки мужские (зимние) с молнией цвет синий размер 43, 44 стоимостью 1 800 рублей за одну пару в количестве 2 пар; ботинки мужские (осенние) цвет черный, размер 43 стоимостью 1200 рублей в количестве 1 пары; кроссовки мужские кожаные (демисезонные) с белой вставкой на подошве размер 44, 45 стоимостью 1 500 рублей за пару в количестве 2 пар; полуботинки мужские (зимние) размер 43, 44, 45, стоимостью 1 500 рублей за одну пару, в количестве 3 пар; сапоги женские (зимние) количество 6 пар, стоимостью 2 500 рублей (информация на коробке ООО "Экпонента" 109542, г. Москва, Рязанский проспект, д. 86/1, ст. 3, э.3 пом. 4, ком. 30В. Производитель Wenzhou Jienu Footwear Company Limited, артикул страна Китай, продукция сапоги женские, цвет черный, верх искусственная кожа, подкладка: текстиль, подошва: EVA. размер 38 ЕAC).
09 апреля 2021 года в городской суд от ИП Чалабиева Н.В. поступила жалоба на указанное постановление, с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования.
Определением судьи Свердловского областного суда от 02 июня 2021 года ИП Чалабиеву Н.В. отказано в восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование постановления от 16 февраля 2020 года.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Чалабиева Н.В. ставит вопрос об отмене постановления судьи городского суда, считая его незаконным. В жалобе также указано на несогласие с определением судьи Свердловского областного суда от 02 июня 2021 года об отказе в удовлетворении ходатайства ИП Чалабиева Н.В. о восстановлении срока на обжалование постановления от 16 февраля 2021 года.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 28 сентября 2021 года.
Ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен гл. 30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные ст. 30.2-30.8 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что копия постановления судьи Первоуральского городского суда Свердловской области от 16 февраля 2021 года направлена заказной почтой и получена Чалабиевым Н.В. 11 марта 2021 года (л.д. 48а), а также вручена Чалабиеву Н.В. 04 марта 2021 года, о чем в материалах дела имеется расписка (л.д. 49). Жалоба на постановление судьи с ходатайством о восстановлении срока была подана 09 апреля 2021 года, что свидетельствует о пропуске предусмотренного ст. 30.3 КоАП РФ срока обжалования.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17 июля 2012 года N 1339-О, в силу ч. 1 ст. 24.4 КоАП РФ заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения от 25 декабря 2008 года N 990-О-О, от 21 апреля 2011 года N 465-О-О, от 21 июня 2011 года N 749-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1066-О-О и др.).
Делая вывод о пропуске срока, предусмотренного для обжалования постановления, судья областного суда исходил из положений п. 1 ч. 1 ст. 30.1, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, согласно которым жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в вышестоящий суд.
Принимая во внимание дату получения копии постановления, последним днем для обжалования с учетом положений ст. 4.8 КоАП РФ являлось 22 марта 2021 года, в связи с чем судья областного суда, рассмотрев ходатайство о восстановлении срока обжалования, поданное 09 апреля 2021 года, правомерно отказал в его удовлетворении, поскольку срок пропущен, уважительных причин пропуска указанного срока не имеется, причины, указанные Чалабиевым Н.В, таковыми признаны быть не могут.
Приведенные выводы являются правильными и сомнений не вызывают.
В жалобе заявитель не приводит иных доводов относительно пропуска срока обжалования. Однако обстоятельства, указанные заявителем, с учетом изложенного не являются безусловным основанием для восстановления пропущенного процессуального срока обжалования постановления мирового судьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением продукции, указанной в ч. 4 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 876 утвержден технический регламент Таможенного союза о безопасности продукции легкой промышленности (далее - ТР ТС 017/2011), который устанавливает обязательные на территории Таможенного союза требования к продукции легкой промышленности в целях защиты жизни и здоровья человека, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) продукции.
Согласно п. 2 ст. 1 ТР ТС 017/2011 к продукции легкой промышленности, на которую распространяется действие Технического регламента, относится обувь.
Указанным Техническим регламентом установлены требования к маркировке соответствующей продукции.
В силу ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации устанавливается Правительством Российской Федерации, в том числе в целях охраны жизни и здоровья человека.
Обязательная маркировка обувных товаров установлена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 года N 792-р "Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации" с целью снижения оборота контрафактной продукции.
Согласно п. 9 данного перечня обувные товары с перечисленными в этой норме кодами отнесены к группе товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации с 01 июля 2019 года.
Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 05 июля 2019 года N 860 "Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров" установлено, что на территории Российской Федерации ввод в оборот обувных товаров без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке обувных товаров средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота обувных товаров, не маркированных средствами идентификации, допускается до 01 июля 2020 года, за исключением случаев, предусмотренных подп. "е" и "ж" п. 2 названного постановления.
В п. 2 Правил маркировки обувных товаров обувные товары определены как продукция, включенная в товарную группу "Обувь" с кодами товарной номенклатуры 6401 - 6405, а также в группу товаров, соответствующую кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности: 15.20.11, 15.20.12, 15.20.13, 15.20.14, 15.20.21, 15.20.29, 15.20.31, 15.20.32 и 32.30.12, в которую включены различные типы обуви независимо от ее фасона и размера, конкретного назначения, способа производства или материалов, из которых она изготовлена.
Подпунктом "е" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 05 июля 2019 года N 860 "Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров" установлено, что участники оборота обувных товаров в соответствии с утвержденными данным постановлением правилами при наличии по состоянию на 01 июля 2020 года нереализованных обувных товаров, введенных в оборот до 01 июля 2020 года, в срок до 01 сентября 2020 года осуществляют их маркировку средствами идентификации и представляют сведения о маркировке таких обувных товаров средствами идентификации в информационную систему мониторинга в соответствии с названными правилами.
В соответствии с п. 3 Правил маркировки обувных товаров такие товары подлежат обязательной маркировке средствами идентификации обувных товаров, в том числе в процессе оборота обувных товаров - при вводе в оборот обувных товаров, находившихся в обороте до даты начала обязательной маркировки обувных товаров средствами идентификации (подп. "г").
В силу подп. "в" п. 33 Правил маркировки обувных товаров регистрация обувных товаров в информационной системе мониторинга осуществляется в процессе оборота обувных товаров при наличии не маркированных средствами идентификации обувных товаров, находящихся в обороте на дату начала обязательного нанесения средств идентификации на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров, - участником оборота обувных товаров, осуществляющим оборот данных обувных товаров.
Согласно подп. "б" п. 34 Правил маркировки обувных товаров для регистрации в информационной системе мониторинга обувных товаров, находящихся в обороте до даты начала обязательного нанесения средств идентификации на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров, по которым у заявителя нет возможности указать сведения, предусмотренные подп. "а" данного пункта, заявитель представляет следующие сведения о регистрируемых обувных товарах: идентификационный номер налогоплательщика заявителя; вид обуви (мужская, женская, детская); первые 2 знака кода товарной номенклатуры; способ ввода обувных товаров в оборот (ввезены в Российскую Федерацию, произведены в Российской Федерации).
Пунктом 37 названных правил предусмотрено, что средство идентификации обувных товаров наносится в виде двумерного штрихового кода на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 "Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix". К качеству нанесения средств идентификации обувных товаров предъявляются следующие требования:
- нанесение печатью с использованием метода коррекции ошибок ЕСС-200 в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 "Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix";
- использование ASCII кодирования на основе национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 "Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix".
При передаче (приемке) обувных товаров в рамках сделок, предусматривающих переход права собственности на указанные товары, а также в рамках договоров комиссии и (или) агентских договоров участник оборота обувных товаров, осуществляющий отгрузку (приемку) обувных товаров, формирует уведомление о передаче (приемке) обувных товаров (в форме универсального передаточного документа с указанием вида сделки, в рамках которой осуществляется отгрузка), подписывает его усиленной электронной подписью и направляет в информационную систему мониторинга в срок не более 3 рабочих дней со дня отгрузки (передачи или приемки) обувных товаров, но не позднее дня передачи этих обувных товаров третьим лицам (п. 64 Правил маркировки обувных товаров).
В случае полной приемки обувных товаров участник оборота обувных товаров, осуществляющий приемку обувных товаров, подписывает усиленной электронной подписью уведомление о передаче (приемке) обувных товаров и направляет его в информационную систему мониторинга в срок не более 3 рабочих дней со дня приемки обувных товаров, но не позднее дня передачи этих обувных товаров третьим лицам (п. 65 Правил маркировки обувных товаров).
Маркировка обувных товаров средствами идентификации должна быть на каждой паре обуви, включая все остатки. С 01 июля 2020 года продажа обувных товаров без кодов идентификации запрещена.
Хозяйствующие субъекты, не исполнившие обязанность по осуществлению маркировки отдельных товаров средствами идентификации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 10 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Из материалов дела следует, что при проведении административного расследования, возбужденному определением от 08 декабря 2020 года N 66-11-02/10-15972-2020, в связи с поступившим в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском Нижнесергинском районах и в городе Ревда обращением СРОО "Здоровье и благополучие", письменной информации от ИП Чалабиевой И.А. об имеющихся признаках нарушения ИП Чалабиевым Н.В. требований законодательства Российской Федерации, в части реализации обуви, в том числе, без соответствующей маркировки (оборот обуви без средств идентификации), 24 декабря 2020 года в 10 часов 00 минут установлено, что ИП Чалабиев Н.В. допустил реализацию путем предложения неопределенному кругу потребителей обувных товаров без обязательной маркировки специальными средствами идентификации (код маркировки "Честный знак" отсутствовал).
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела (л.д. 11), определением о проведении фотосъемки, киносъемки, звукозаписи, видеозаписи (л.д. 12), протоколом осмотра принадлежащих ИП помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 09 декабря 2020 года (л.д. 13-14), протоколом ареста товаров от 09 декабря 2020 года (л.д. 8-9), обращением СРОО "Здоровье и благополучие" (л.д. 18), протоколом об административном правонарушении (л.д. 6-7), и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Давая 09 декабря 2020 года объяснения по факту выявленного нарушения, Чалабиев Н.В. указал, что маркировка средствами идентификации, декларация о соответствии и товарно-сопроводительные документы, упаковка отсутствуют (л.д. 8об, 13об).
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ИП Чалабиева Н.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного кодекса.
Действия ИП Чалабиева Н.В. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что 14 сентября 2020 года были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации N 438 от 03 апреля 2020 года "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", является несостоятельным, поскольку проверка была осуществлена на основании обращения СРОО "Здоровье и благополучие" и письменной информации ИП Чалабиевой И.А, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в связи с чем у должностного лица, уполномоченного составлять протоколы об административном правонарушении, в силу требований п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, имелись достаточные основания для возбуждения дела об административном правонарушения.
Вопреки доводам жалобы в силу положений ст. 28.1 КоАП РФ право уполномоченного должностного лица административного органа на возбуждение дела об административном правонарушении не обусловлено обязательным проведением проверки и не исключает возможность возбуждения дела без ее проведения.
Вопреки доводам жалобы оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку отсутствует совокупность условий, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
Наказание назначено ИП Чалабиеву Н.В. с учетом положений статей 3.1, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного ИП Чалабиевым Н.В. правонарушения малозначительным, а равно иных оснований для прекращения производства по делу не имеется, поскольку совершенное правонарушение посягает на установленный порядок осуществления налогового контроля в сфере оборота отдельных видов товаров (продукции), в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, на общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением контроля за законностью оборота подлежащей маркировке продукции, а также на права потребителей такой продукции.
Судья городского суда, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь положениями КоАП РФ, обоснованно не усмотрел таких оснований и совокупности условий, необходимых в соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ для замены вида назначенного ИП Чалабиеву Н.В. административного наказания, признав, что реализация обуви при отсутствии маркировки с учетом требований законодательства, предъявляемых к таким товарам, может создавать возникновение угрозы причинения вреда здоровью людей.
Принимая во внимание фактические обстоятельства, связанные с допущенным нарушением, назначенное ИП Чалабиеву Н.В. административное наказание в виде административного штрафа соответствует тяжести совершенного правонарушения и направлено на достижение целей, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Вопреки доводам жалобы о нарушении правил подведомственности при рассмотрении дела судьей городского суда, нарушений требований ст. 23.1 КоАП РФ не установлено.
Обстоятельств, которые в силу п. 3-4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении жалобы не установлено.
Вместе с тем имеются основания для изменения обжалуемого постановления судьи городского суда.
За совершение вмененного административного правонарушения судья городского суда назначил ИП Чалабиеву Н.В. дополнительное административное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения - обуви, оставив при этом без внимания положения ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ, согласно которым не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
Частью 3 ст. 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно.
При этом согласно п. 2.1 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предложение для реализации (продажи) товаров без обязательной маркировки специальными средствами идентификации запрещено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 2014 года N 180 утвержден Перечень товаров легкой промышленности, изъятых из незаконного оборота или конфискованных при производстве по уголовным делам или делам об административных правонарушениях и подлежащих уничтожению, в который включена обувь.
В силу приведенных выше норм конфискация как дополнительное административное наказание не может быть применена в отношении находящихся в незаконном обороте товаров легкой промышленности, указанных в протоколе осмотра помещений, и включенных в названный Перечень, они подлежат уничтожению.
При изложенных обстоятельствах в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ обжалуемое постановление подлежит изменению путем замены указания на конфискацию предмета административного правонарушения - изъятой 09 декабря 2020 года обуви - указанием на ее уничтожение в установленном порядке.
Руководствуясь статьями 30.13-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Первоуральского городского суда Свердловской области от 16 февраля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Чалабиева Нахида Вахида оглы, изменить, заменить указание на конфискацию предметов административного правонарушения - ботинки мужские (зимние) - цвет черный с серыми вставками, размер 42, 43, 45, стоимостью 1 800 рублей за одну пару в количестве 3 пар; ботинки мужские (зимние) с молнией цвет синий размер 43, 44 стоимостью 1 800 рублей за одну пару в количестве 2 пар; ботинки мужские (осенние) цвет черный, размер 43 стоимостью 1200 рублей в количестве 1 пары; кроссовки мужские кожаные (демисезонные) с белой вставкой на подошве размер 44, 45 стоимостью 1 500 рублей за пару в количестве 2 пар; полуботинки мужские (зимние) размер 43, 44, 45, стоимостью 1 500 рублей за одну пару, в количестве 3 пар; сапоги женские (зимние) количество 6 пар, стоимостью 2 500 рублей (информация на коробке ООО "Экпонента" 109542, г. Москва, Рязанский проспект, д. 86/1, ст. 3, э.3 пом. 4, ком. 30В. Производитель Wenzhou Jienu Footwear Company Limited, артикул страна Китай, продукция сапоги женские, цвет черный, верх искусственная кожа, подкладка: текстиль, подошва: EVA. размер 38 ЕAC) указанием на уничтожение обуви в установленном порядке.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу защитника Подсухина Андрея Ивановича - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Тетюев С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.