Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу Каноатова Мехриддина Кадриддиновича на постановление судьи Курганского городского суда Курганской области от 29 декабря 2017 года, решение судьи Курганского областного суда от 04 июля 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Каноатова Мехриддина Кадриддиновича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Курганского городского суда Курганской области от 29 декабря 2017 года (N 5-975/2017), оставленным без изменения решением судьи Курганского областного суда от 04 июля 2018 года (N 71-119/2018), Каноатов М.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Каноатов М.К. просит изменить указанные судебные акты, исключить назначение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 04 октября 2021 года.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", с учетом положений ч. 2 этой же статьи, законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с абз. 1, 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном ст. 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со ст. 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст. 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных
программ на русском языке, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 29 декабря 2917 года в 11 часов 10 минут в ходе проверки документов в отделе иммиграционного контроля УВМ УМВД России по Курганской области по адресу: "данные изъяты", выявлен гражданин Республики "данные изъяты" Каноатов М.К, который в нарушение ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" находился на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право иностранного гражданина на пребывание в Российской Федерации, которому 18 февраля 2016 года на основании пп. 4 ст. 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" был закрыт въезд на территорию Российской Федерации сроком до 01 декабря 2018 года.
Факт совершения Каноатовым М.К. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, а также не оспаривается самим Каноатовым М.К.: протоколом об административном правонарушении от 29 декабря 2017 года (л.д. 3); выпиской из информационной базы ЦБДУИГ "Мигрант" (л.д. 4); справкой Министерства юстиции Российской Федерации ФКУ ИК-1 УФСИН России по Курганской области N 044557 серии 3Р по форме "Б" (л.д. 6), а также иными материалами дела, которым судьей районного суда была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Имеющиеся в материалах дела доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и в своей совокупности являются достаточными для установления вины Каноатова М.К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Каноатова М.К. в соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все необходимые сведения. Права, предусмотренные ст. 24.2, 25.1КоАП РФ и ст. 51 Конституции Российской Федерации, Каноатову М.К. разъяснены. Копия протокола вручена в установленном законом порядке. В графе "объяснения и замечания лица, привлекаемого к административной ответственности" Каноатовым М.К. лично указано - "могу сам уехать".
Доводы жалобы о проживании в Российской Федерации двоих несовершеннолетних детей - "данные изъяты" года рождения, не являются безусловным основанием для неприменения к Каноатову М.К. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации на момент его назначения (с учетом позиции лица, привлекаемого к административной ответственности, в ходе рассмотрения дела).
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Указанное право на уважение личной и семейной жизни не является абсолютным, может быть в определенных ситуациях ограничено законом. Приведенные нормативные положения, в том числе в их интерпретации Европейским Судом по правам человека, не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории, в то же время нормы между народного права указывают на необходимость соблюдения ряда положений, касающихся того, что применяемые меры в сфере возможного ограничения права на уважение личной и семейной жизни, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
При назначении Каноатову М.К. административного наказания требования ст. 4.1 КоАП РФ судьей городского суда были соблюдены, учтен характер административного правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела.
Как следует из материалов дела, Каноатов М.К. незаконно пребывает на территории Российской Федерации, надлежащих мер к устранению сложившейся противоправной ситуации и легализации своего пребывания на территории данного государства не принял, официально не трудоустроен, постоянного места работы и источника дохода не имеет.
Содержащиеся в материалах дела данные свидетельствуют о том, что Каноатов М.К. 22 сентября 2017 года осужден Петуховским районным судом Курганской области по "данные изъяты" на 1 год лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Согласно свидетельствам об установлении отцовства, Каноатов М.К. 29 августа 2016 года признан отцом "данные изъяты" признан отцом "данные изъяты" (л.д. 8). Согласно судебному приказу мирового судьи судебного участка N 4 Дзержинского судебного района города Нижнего Тагила Свердловской области от 18 сентября 2014 года по заявлению филиала N 6 ГКУЗ СО "Специализированный дом ребенка" города Нижний Тагил с Каноатова М.К. взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего сына "данные изъяты" в размере ? всех видов заработка и (или) иного дохода ежемесячно, начиная с 18 сентября 2014 года до его совершеннолетия.
При этом при составлении протокола об административном правонарушении Каноатов М.К. не указывал на то обстоятельство, что у него имеются несовершеннолетние дети, в объяснениях указал, что может выехать сам. При рассмотрении дела об административном правонарушении судье городского суда Каноатов М.К. в присутствии защитника Козлова С.А. пояснил, что вину признает, просил назначить наказание в виде штрафа с контролируемым самостоятельным выездом, доводов о его участии в воспитании и материальном обеспечении детей не приводил. В справке об освобождении из мест лишения свободы от 29 декабря 2017 года указано, что Каноатов М.К. следует к месту жительства - в Республику "данные изъяты".
Распоряжением Минюста России от 17 января 2018 года пребывание (проживание) Каноатова М.К. в Российской Федерации признано нежелательным. Доказательства отмены распоряжения в установленном законом порядке в деле отсутствуют.
Анализ собранных по делу доказательств, фактических данных о жизнедеятельности Каноатова М.К, грубо игнорирующего требования миграционного законодательства на протяжении длительного периода времени, позволяет прийти к выводу о том, что постановление судьи городского суда в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Каноатову М.К. этой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Таким образом, административное наказание, назначенное Каноатову М.К, является обоснованным. Приложенные к жалобе документы (справки, характеристика) не свидетельствуют об отсутствии оснований для назначения дополнительного наказания Каноатову М.К. по состоянию на 29 декабря 2017 года.
Срок давности и порядок привлечения Каноатова М.К. к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу п. 2-4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Курганского городского суда Курганской области от 29 декабря 2017 года, решение судьи Курганского областного суда от 04 июля 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Каноатова Мехриддина Кадриддиновича, оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Тетюев С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.