Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А, Тетюева С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю на решение Ленинского районного суда г. Перми от 07 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 31 марта 2021 года по административному делу N2а-5453/2020 по административному исковому заявлению Башлыковой Мядины Якубовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю о признании незаконным решения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкиной Н.А, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Башлыкова М.Я. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по Пермскому краю) о признании незаконным уведомления от 12 августа 2020 года N КУВД-001/2020-9836931/1 о приостановлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество - садовый дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты", возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество на основании заявления от 28 июля 2020 и предоставленных документов.
Требования обоснованы тем, что государственный регистратор не наделен полномочиями давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 07 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 31 марта 2021 года, признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество - садовый дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу "данные изъяты", изложенное в уведомлении от 12 августа 2020 N КУВД-001/2020-9836931/1; возложена обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю повторно рассмотреть заявление Башлыковой М.Я от 28 июля 2020 года об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении указанного недвижимого имущества.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (поступила в суд первой инстанции 22 июля 2021 года), административный ответчик выражает несогласие с судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного иска.
Лица, участвующие в деле в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмены принятых судебных актов.
При рассмотрении дела установлено, что Башлыкова М.Я. является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства, площадью 1000+/-8 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты". На указанном земельном участке административным истцом возведен садовый дом общей площадью 101, 2 кв.м.
28 июля 2020 года Башлыкова М.Я. через МФЦ обратилась в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на данный объект недвижимости.
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, 12 августа 2020 года Управлением Росреестра по Пермскому краю было принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в срок до 11 ноября 2020 года, изложенное в уведомлении о приостановлении N КУВД-001/2020-9836931/1. Решение мотивировано тем, что при анализе истории образования вышеуказанного земельного участка установлено, что первичным исходным по отношению к земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежащему истцу, является земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", отнесенный к землям сельскохозяйственного назначения и сформированный как сельскохозяйственные угодья. В связи с указанным, Управление посчитало, что строительство дома на таком участке не предусмотрено законодательством, поскольку фактически объект возведен на землях сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, что допустимо только после изменения категории земель; Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения противоречат целевому назначению земельного участка. В целях осуществления государственно кадастрового учета и государственной регистрации права, истцу было предложено предоставить документ, подтверждающий перевод земельного участка из одной категории в другую с установлением вида разрешенного использования.
Данное уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 12 августа 2020 года N КУВД-001/2020-9836931/1 истцом обжаловано в апелляционную комиссию. Апелляционной комиссией принято решение N 64 от 23 сентября 2020 года об отклонении заявления от 31 августа 2020 года N 59/20-64 об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 12 августа 2020 года N КУВД-001/2020-9836931/1.
Разрешая административные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, установив, что разрешенное использование земельного участка и назначение территориальной зоны позволяет возводить на нем объекты капитального строительства, пришли к выводу о незаконности оспариваемого решения, наличии оснований для возложения на административного ответчика повторно рассмотреть заявление Башлыковой М.Я. от 28 июля 2020 года.
Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами судебных инстанций, рассматриваемая кассационная жалоба не содержит.
Доводы жалобы, сведенные к мнению кассатора о противоречии Правил землепользования и застройки целевому назначению земельного участка и нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, невозможности размещения на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" объектов капитального строительства, а также суждения о том, что установленный органом местного самоуправления вид разрешенного использования земельного участка без соблюдения необходимых процедур влечет за собой нарушение законодательства, фактически повторяют позицию административного ответчика, основанием для отмены судебных актов не являются.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам (статья 263 Гражданского кодекса Российской Федерации). Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (статья 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья (часть 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу части 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
В соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков, что закреплено подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Действие настоящего Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе строительства гаражей для собственных нужд), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество (абзац 2 пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
Указанные законоположения регулируют возможные цели использования земель сельскохозяйственного назначения различными субъектами землепользования, в том числе гражданами для садоводства.
В соответствии с частью 7 статьи 54 Закона N 217-ФЗ для целей применения в названном федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения указанной части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования "садоводство", предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
Действовавшее до 01 января 2019 года законодательство подразделяло земельные участки, в том числе на садовые и дачные земельные участки, на которых было возможно осуществлять возведение жилых строений (статья 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Закона N 217-ФЗ правообладатель садового земельного участка также имеет право размещения садовых домов, жилых домов на таких земельных участках.
Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства (часть 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаются органами местного самоуправления в правилах землепользования и застройки (статья 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статья 11 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, вид разрешенного использования указанного земельного участка установлен- "для садоводства".
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Култаевского сельского поселения земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" расположен в границах территориальной зоны РД "зона ведения гражданами садоводства и огородничества", к основным видам разрешенного использования которой относится "ведение садоводства", который предусматривает возможность размещения для собственных нужд садового дома, жилого дома.
Согласно пункту 13.2 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений), "ведение садоводства" включает в себя осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка "ведение садоводства", установленный в территориальной зоне РД "зона ведения гражданами садоводства и огородничества", предусматривает использование земельного участка в целях, связанных с размещением для собственных нужд садового дома.
Из указанного правового регулирования следует, что градостроительным регламентом территориальной зоны РД допускается размещение садового дома при соблюдении установленных требований.
Государственный регистратор обладал сведениями о том, что Правилами землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, вышеуказанный земельный участок отнесен к территориальной зоне РД, допускающей размещение на этом участке садового дома.
На момент принятия оспариваемого решения документ градостроительного зонирования (Правила землепользования и застройки), утвержденный нормативным правовым актом, в установленном законом порядке также незаконным не признан, и не мог быть переоценен органом регистрации прав в рамках правовой экспертизы.
Учитывая установленные фактические обстоятельства и приведенные положения законодательства, оснований не соглашаться с выводами судов не имеется.
В связи с изложенным, приведенные заявителем доводы в кассационной жалобе не опровергают установленные судами фактические обстоятельства и не свидетельствуют о неверности суждений о незаконности принятого административным ответчиком решения и нарушения им прав административного истца.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые влияли на обоснованность и законность оспариваемых судебных актов, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены судебных актов в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 07 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 31 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 07 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.