Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А, Тетюева С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 июня 2021 года по административному делу N2а-794/2020 по административному исковому заявлению прокурора города Лабытнанги, действующего в защиту неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации города Лабытнанги, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкиной Н.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, прокурора Ботева В.Ю, полагавшего обжалуемый судебный акт оставить без изменения, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Лабытнанги обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальному учреждению "Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Лабытнанги" (далее - МУ "Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Лабытнанги") о признании незаконным бездействия, выразившегося в несогласовании с Управлением Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу земельных участков с кадастровыми номерами: "данные изъяты" для размещения и устройства снежных "сухих" свалок.
Требования мотивированы пунктом 4.11 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Решением Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 мая 2020 года, требования административного искового заявления прокурора г. Лабытнанги удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования город Лабытнанги, выразившееся в несогласовании с Управлением Роспотребнадзора по ЯНАО шести земельных участков, определенных для размещения и устройства "сухих" снежных свалок, возложил на администрацию муниципального образования город Лабытнанги обязанность принять меры к согласованию с Управлением Роспотребнадзора по ЯНАО шести земельных участков, определенных для размещения и устройства "сухих" снежных свалок.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29 июля 2020 года решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 мая 2020 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении, прокурор в суде первой инстанции просил принять к рассмотрению уточненное административное исковое заявление, в которых просил признать незаконным бездействие администрации города Лабытнанги в непринятии мер по организации в границах муниципального образования города Лабытнанги мест (места) для накопления отходов от зимней уборки снега на территории муниципального образования. Определением суда первой инстанции в принятии указанного административного иска прокурору было отказано.
Решением Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 сентября 2020 года первоначальный административный иск прокурора оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2020 года решение суда первой инстанции отменено с принятием нового решения, которым признано незаконным бездействие администрации города Лабытнанги в непринятии мер по организации в границах муниципального образования города Лабытнанги мест (места) для накопления отходов от зимней уборки снега на территории муниципального образования. На администрацию города Лабытнанги возложена обязанность организовать в границах муниципального образования места (место) для накопления отходов от зимней уборки снега на территории города Лабытнанги способом, предусмотренным пунктом 4.8 СанПиН 2.1.7.3550-19 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 5 декабря 2019 года N 20.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31 марта 2021 года апелляционное определение от 17 декабря 2020 года отменено с возвращением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 июня 2021 года решение городского суда от 16 сентября 2020 года отменено полностью, принято новое решение, которым признано незаконным бездействие администрации г. Лабытнанги Ямало- Ненецкого автономного округа в непринятии мер по организации в границах муниципального образования г. Лабытнанги места (мест) для накопления отходов от зимней уборки от снега территории города Лабытнанги; на администрацию г. Лабытнанги возложена обязанность организовать в границах муниципального образования места (место) для накопления отходов от зимней уборки улиц, способом предусмотренным требованиями СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утверждённого постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (поступила в суд первой инстанции 23 июля 2021 года), административный ответчик выражает несогласие с апелляционным определением от 10 июня 2021 года, ссылаясь на допущенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить апелляционное определение, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принял участие прокурор седьмого отдела (кассационного) Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ботев В.Ю.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмены апелляционного определения.
Как следует из материалов дела, суд первой инстанции разрешилнастоящее административное дело по первоначально заявленным прокурором административным исковым требованиям. Суд первой инстанции, придя к выводу о недоказанности использования указанных в административном иске земельных участков с кадастровыми номерами: "данные изъяты" для размещения и утилизации отходов от зимней уборки улиц, оставил требования прокурора без удовлетворения.
При этом суд первой инстанции отказал прокурору города Лабытнанги в принятии уточненного административного иска, в котором прокурор просил признать незаконным бездействие администрации города Лабытнанги в непринятии мер по организации в границах муниципального образования города Лабытнанги мест (места) для накопления отходов от зимней уборки снега на территории муниципального образования, возложить на администрацию города Лабытнанги обязанность организовать в границах муниципального образования места (место) для накопления отходов от зимней уборки снега на территории города Лабытнанги способом, предусмотренным СанПиН 2.1.7.3550-19, СанПиН 42-128-4690-88, исключающим их попадание в окружающую среду.
Суд апелляционной инстанции, эти выводы суда первой инстанции признал ошибочными, решение суда первой инстанции отменил, принял административный иск с изменёнными требованиями, разрешиладминистративное дело исходя из заявленных прокурором административных исковых требований, в которых прокурор просил признать незаконным бездействие администрации города Лабытнанги в непринятии мер по организации в границах муниципального образования города Лабытнанги мест (места) для накопления отходов от зимней уборки снега на территории муниципального образования, возложить на администрацию города Лабытнанги обязанность организовать в границах муниципального образования места (место) для накопления отходов от зимней уборки улиц, способом предусмотренным требованиями СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утверждённого постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 3.
При разрешении заявленных прокурором вышеуказанных требований, суд апелляционной инстанции, установив, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", предоставленный администрацией города Лабытнанги по договору аренды ООО "Авто-миг" для использования в целях коммунального обслуживания: "Строительство-объекта "Площадка для складирования, утилизации, переработки и обезвреживания отходов", используется для приема и складирования снежных масс (снега) для временного хранения, не оборудован водонепроницаемым покрытием, не обвалован земляным валом, снегоплавильные установки в месте складирования отсутствуют, пришел к заключению о доказанности неправомерного бездействия административного ответчика, выразившегося в непринятии мер по организации в границах муниципального образования г. Лабытнанги места (мест) для накопления отходов от зимней уборки от снега территории города Лабытнанги.
Позиция суда апелляционной инстанции основана на правильном толковании и применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам административного дела.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - ФЗ "Об охране окружающей среды") каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (пункт 1 стати 4 ФЗ "Об охране окружающей среды".
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 ФЗ "Об охране окружающей среды" основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 11 части 1 статьи 16) и Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) (пункт 2 статьи 7) организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относят к вопросам местного значения городского округа.
Пунктами 24 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесены участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
Так, пункт 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дает понятие благоустройства территории как деятельности по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленной на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно Правил благоустройства территории муниципального образования город Лабытнанги, утвержденных решением Городской Думы МО город Лабытнанги от 15 марта 2017 года N 296, вывоз снега разрешается только на специально отведенные места отвала (п. 11.3.11); складирование убранного снега и льда на территории муниципального образования не допускается, снег следует немедленно вывозить на специальные места отвала (снегосвалки) (п.11.3.2); места отвала снега после снеготаяния должны быть очищены от мусора, благоустроены и сданы уполномоченному органу администрации города Лабытнанги в сфере имущественных и земельных отношений (п. 11.3.12).
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0), то есть снег.
Правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", предусматривающим, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Согласно положениям пункта 1 статьи 2, статей 11, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения санитарных правил.
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила (часть 2 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21 Закона N 52-ФЗ).
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4.8 санитарно-эпидемиологических правил и норм "СанПиН 2.1.7.3550-19 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 5 декабря 2019 года N 20 (действующих до 01 января 2021 года), складирование собранного снега допускается осуществлять на специально отведенные площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованные сплошным земляным валом или вывозить снег на снегоплавильные установки.
Пунктом 34 СанПиН 2.1.3.684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года, предусмотрено, что собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.
Настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Положения приведенного законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Доказательств, свидетельствующих о том, что на территории города Лабытнанги имеются специальные площадки, отвечающие требованиям санитарных правил, на которых может складироваться снег, собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, в материалах дела не имеется.
При изложенных обстоятельствах, с учетом приведенного правового регулирования и установленных фактических обстоятельств, заявленные требования прокурора судом апелляционной инстанции обоснованно удовлетворены.
Доводы жалобы заявителя о том, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", находящийся по адресу: ЯНАО, г. Лабытнанги, государственная собственность на который не разграничена, предоставлен по договору аренды ООО "Авто-миг" для использования в целях коммунального обслуживания: "Строительство-объекта "Площадка для складирования, утилизации, переработки и обезвреживания отходов", собственником площадки для складирования, утилизации, переработки и обезвреживания отходов на земельном участке с географическими координатами 66.3380563, 66.6442213 является ООО "Автомиг-плюс", который имеет лицензию на осуществление деятельности в сфере обращения с отходами, как и доводы о том, что приказом департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 02 августа 2016 года N 101-од утверждена Территориальная схема обращения с отходами на 2016-2025 г.г, не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного акта. Как установлено судом апелляционной инстанции, указанный земельный участок не оборудован водонепроницаемым покрытием, не обвалован земляным валом, снегоплавильные установки в месте складирования отсутствуют.
Приведенные доводы, как и ссылки заявителя на то, что иными юридическими лицами осуществляется вывоз снега и его складирование на указанный земельный участок, не опровергают установленные фактические обстоятельства об отсутствии на территории города площадки, отвечающей требованиям санитарных правил, на которой может складироваться собранный снег.
С учетом установленных фактических обстоятельств, само по себе заключение 14 мая 2019 года договора аренды земельного участка между администрацией города и юридическим лицом, не свидетельствует о принятии администрацией исчерпывающих мер, направленных на организацию отвечающего требованиям санитарных правил места для складирования снега, собранного при уборке территории города в зимний период, и об отсутствии оспариваемого бездействия администрации города Лабытнанги.
Вопреки приведенным доводам жалобы, обеспечение соблюдения санитарных норм и правил относится к полномочиям органов местного самоуправления. Из правового анализа пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что за земельные участки, расположенные на территории городского округа, отвечает орган местного самоуправления такого округа, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.
Вышеприведенное правовое регулирование не предполагает освобождение органов местного самоуправления от участия в реализации публичных правомочий по организации в границах муниципального образования мест для складирования снега, собранного при уборке территории города в зимний период, отвечающих требованиям санитарных правил, в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду. Непринятие указанных мер, и как следствие, размещение отходов на территории, не оборудованной для этих целей, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, правовая позиция администрации об отсутствии незаконного бездействия, приведенная в суде апелляционной инстанции, правомерно отклонена судом апелляционной инстанции, как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречащая представленным в материалы дела и исследованным доказательствам.
Ссылки в жалобе на процессуальные нарушения, допущенные судом апелляционной инстанции, которые по мнению автора жалобы, свидетельствуют о наличии оснований для отмены апелляционного определения, подлежат отклонению.
Вопреки доводам жалобы, определением судебной коллегии, занесенным в протокол судебного заседания от 17 мая 2021 года, административный иск прокурора с изменёнными требованиями, принят к рассмотрению; из обжалуемого акта не следует, что он принят о правах и обязанностях юридических лиц, указанных заявителем в кассационной жалобе.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые влияли на обоснованность и законность оспариваемого судебного акта, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанции были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены апелляционного определения. Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Лабытнанги - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 17 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.