Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Зориной С.А, Малоедовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по кассационной жалобе Маслий Евгении Александровны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2021 года, вынесенное по гражданскому делу N 2-3399/2021 по иску ООО "УК ДЕЗ Восточного жилищного района" к Маслий Евгении Александровне о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Зориной С.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ООО "Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилищного района" обратилось в суд с иском к Маслий Е.А. о возложении обязанности предоставить в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу представителям управляющей компании доступ в квартиру N "данные изъяты", расположенную по адресу: "данные изъяты", взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб, а также неустойки в размере 3 000 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда.
В обоснование иска указано, что истец осуществляет управление многоквартирным домом N "данные изъяты", ответчик является собственником квартиры N "данные изъяты" указанного дома. Актом обследования от 13 мая 2020 года управляющей компанией установлены отступления от проектных характеристик в результате производства ремонтных работ по переустройству и перепланировке в принадлежащей ответчице квартире. Претензия о необходимости приведения квартиры в нормативное состояние, с требованием об устранении нарушений, выразившихся в самовольном изменении ответчиком внутридомовых инженерных систем, оставлена без ответа. На требование управляющей компании о предоставлении доступа в квартиру Маслий Е.А. ответила отказом.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2021 года, исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилищного района" удовлетворены частично, на Маслий Е.А. возложена обязанность в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу предоставить допуск представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилищного района" в жилое помещение - квартиру N "данные изъяты" в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, взыскать с Маслий Е.А. в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилищного района" неустойку в размере 1 000 рублей за каждый день неисполнения настоящего решения суда, начиная со дня следующего за последним днём срока исполнения обязательства по допуску представителей общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилищного района" в жилое помещение - квартиру N "данные изъяты" ХМАО-Югры. Также судом постановлено взыскать с Маслий Е.А. в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилищного района" расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на его незаконность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки не сообщили. При этом информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2021 года решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 марта 2021 года оставлено без изменения, проверке по доводам кассационной жалобы подлежат оба судебных акта.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии установленных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Маслий Е.А. является собственником квартиры N "данные изъяты", расположенной в доме N "данные изъяты"
Многоквартирный жилой дом N "данные изъяты" в городе Сургуте обслуживает ООО "Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилищного района".
Маслий Е.А. произвела в квартире ремонтно-строительные работы, разрешение на их проведение получила в установленном порядке и согласовала. Данных о приеме таких работ компетентными лицами не представлено.
При осмотре квартиры N 38, расположенной по адресу: улица "данные изъяты" после произошедшей аварийной ситуации управляющая компания установила, что в квартире имеются отступления от согласованных Маслий Е.А. работ. ООО "Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилищного района" составлен акт, в котором отражены выявленные недостатки.
Из акта следует, что в квартире были изменены системы отопления, водоснабжения, водоотведения и вентиляции. Произведено переустройство комнаты и кухни с отступлением от проектных характеристик и с нарушением санитарно-строительных норм и правил. Нарушен воздухообмен. Изменена система вентиляции, что влияет на работу внутридомовой системы в целом.
Истец направил в адрес ответчицы претензию и предложил в определенный срок привести квартиру в нормативное состояние, устранить выявленные в акте недостатки. Данная претензия оставлена без ответа.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, сославшись на положения ст. 31 и 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), исходил из того, что истец имеет право на осмотр внутриквартирного оборудования для профилактики и предупреждения аварийных ситуаций или возможных нарушений прав граждан в будущем.
Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству, юридически значимые по делу обстоятельства судом определены верно.
Так, согласно ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25 (далее - Правила пользования жилыми помещениями), которые предписывают немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию.
Обязанность поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, Правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме ч. 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации возложена на собственника жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пп. 1, 2, 4 ч. 1.1 указанной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей и должно обеспечивать:
соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Согласно чч. 6, 7, 8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (ч. 10 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно подп. "а", "б" и "г" п. 10 Правил содержания общего имущества, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 приведенных правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (пп. 11пп. 11, 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с подп. "б" п. 32 Правил N 354 исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги - абзац седьмой п. 2 данных правил) имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
В силу подп. "е" п. 34 Правил N 354 потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в п. 85 данных правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
По смыслу приведенных норм требования по осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта носят обязательный характер, относятся как к зданию и сооружению в целом, так и к входящим в состав таких объектов системам инженерно-технического обеспечения и их элементам, внутриквартирному оборудованию и являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации этих систем, оборудования, обеспечивающей его безопасность. При этом техническое состояние внутриквартирного оборудования, которое должно соответствовать установленным требованиям и быть готово для предоставления коммунальных услуг, является условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) (подп. "е" п. 3 Правил N 354).
Приведенные нормы определяют порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; обеспечения выполнения требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем и предусматривают обязанность исполнителя осуществлять эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путем осуществления периодических осмотров, для чего он имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя.
Исходя из указанных положений истец, как управляющая организация многоквартирного дома, исполняя свои обязанности по контролю за техническим и санитарным состоянием внутриквартирного оборудования, вправе требовать от собственника квартиры предоставления доступа в жилое помещение.
То обстоятельство, что работы по перепланировке жилого помещения были приняты в установленном законом порядке свидетельствует только о соблюдении ответчиком процедуры, предусмотренной главы 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, однако данное обстоятельство не лишает управляющую организацию права осмотра жилого помещения, которое предусмотрено вышеуказанными нормами материального права и не освобождает ответчика от корреспондирующей обязанности по предоставлению доступа в помещение.
Доводы кассационной жалобы о том, что управляющая организация имеет право требовать допуска в занимаемое потребителем помещение у представителей исполнителя имеется только в связи с оказанием коммунальных услуг либо тогда, когда такое требование обусловлено аварийной ситуацией или жалобами других потребителей на нарушение их законных прав основано на неверном толковании норм материального права.
Как было указано выше, такое право имеется у представителей исполнителя в силу прямого указания в законе, не зависит от конкретных обстоятельств и установлено, в том числе, для профилактики и предупреждения аварийных ситуаций или возможных нарушений прав граждан в будущем.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Маслий Евгении Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.