Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Хасановой В.С, Руновой Т.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-4096/2020 по иску Айдаровой Гулбурак Камбаралиевны, Бекмаматова Токтомурата Мамадалиевича к Департаменту имущественных отношений Администрации города Тюмени о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению сертификата социальной выплаты в первоочередном порядке, по кассационной жалобе Бекмаматова Токтомурата Мамадалиевича, Айдаровой Гулбурак Камбаралиевны на решение Центрального районного суда города Тюмени от 17 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 08 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бекмаматов Т.М, Айдарова Г.К. обратились в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации города Тюмени о признании незаконными: решения от 31 января 2020 года N N о включении семьи истцов в резервный список; решения об участии в ведомственной целевой Программе от 08 марта 2020 года N N; возложении обязанности по восстановлению нарушенных прав истцов путем выдачи сертификата социальной выплаты в первоочередном порядке в 2020 году.
В обоснование требований указали, что 31 января 2020 года Бекмаматов Т.М, Айдарова Г.К. получили уведомление о том, что их семья включена в Список участников мероприятия ведомственной целевой программы на планируемый 2021 год. Полагают, что ответчик в течение пяти лет безосновательно включает их семью в список участников на планируемый год. Правоотношения у Бекмаматова Т.М. и Айдаровой Г.К. по признанию молодой семьей, нуждающейся в жилых помещениях, возникли на основании Приказа Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени в 2014 году, данный Приказ не аннулирован. В настоящее время семья истцов внесена в сводный список участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, указанная информация размещена на официальном сайте органом местного самоуправления, в связи с чем информация Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени о том, что семья истцов включена в резервный список, не соответствует действительности. Указывают, что истцами был взят ипотечный кредит с целью, чтобы в дальнейшем получить выплаты по целевой программе "Обеспечение доступным жильем молодых семей". Ссылаются на то обстоятельство, что действия ответчика Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени ставят под угрозу получение молодой семьей сертификата, так как одному из членов молодой семьи вскоре должно исполниться 36 лет.
Решением Центрального районного суда города Тюмени от 17 сентября 2020 года исковые требования Бекмаматова Т.М, Айдаровой Г.К. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 08 февраля 2021 года решение Центрального районного суда города Тюмени Тюменской области от 17 сентября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истцы просят отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно приказу от 25 июня 2014 года N 4257 молодая семья Бекмаматова Т.М, с составом семьи 3 человека признана нуждающейся в жилом помещении для целей предоставления социальной выплаты и признания участниками подпрограммы.
Как следует из сообщения Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени 03 марта 2020 года N N, Бекмаматов Т.М, Айдарова Г.К. на основании заявлений от 16 июня 2014 года, 01 марта 2017 года, 17 января 2018 года, 22 февраля 2019 года как молодая семья с составом 4 человека, является участницей мероприятия ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно - коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и приказами Главного управления строительства Тюменской области была включена в резервные списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших получить социальную выплату в 2015, 2016, 2018, 2019, 2020 годах.
20 января 2020 года семья истцов обратилась с заявлением, выразив в нем желание участвовать в мероприятии ведомственной целевой программы на 2021 год, в отношении семьи истцов было принято решение о включении в список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы на планируемый 2021 год по дате подачи первоначального заявления на участие в мероприятии ведомственной целевой программы, то есть с 16 июня 2014 года, с составом семьи 4 человека.
Согласно уведомлению от 31 января 2020 года N N Департаментом имущественных отношений Администрации города Тюмени семья истцов включена в список участников мероприятия ведомственной целевой программы на планируемый 2021 год.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что семья истцов на протяжении всего участия в мероприятии ведомственной целевой программы состояла в резервных Списках молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и не была включена в сводный список молодых семей-участников мероприятия ведомственной целевой программы, а также в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. В этой связи суд пришел к выводу о том, что права истцов обжалуемыми решениями нарушены не были, и не нашел оснований для признания данных решений незаконными. В удовлетворении требования о восстановлении нарушенных прав истцов путем выдачи сертификата на социальную выплату в первоочередном порядке в 2020 году суд отказал как в производном от требований о признании обжалуемых решений незаконными.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Пунктами 24 - 26 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" установлено, что орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники мероприятия ведомственной целевой программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы.
В соответствии с пунктом 27 Правил после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года N 78-чт списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой, программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления. Списки формируются исходя из даты и времени подачи молодой семьей заявления на участие в мероприятии ведомственной целевой программы; в первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники мероприятия ведомственной целевой программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие трех и более детей.
В соответствии с пунктом 4.2 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, уполномоченный исполнительный орган государственной власти Тюменской области на основании списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы из средств областного и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), и резервный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - резервный список). Молодые семьи включаются в сводный и резервный списки в той же последовательности, в которой были включены в список, сформированный органом местного самоуправления. Сводный и резервный списки формируются по муниципальным образованиям.
После доведения ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету Тюменской области на планируемый (текущий) год, до исполнительных органов государственной власти Тюменской области уполномоченный исполнительный орган государственной власти Тюменской области на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в областном и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансироваыие мероприятия ведомственной целевой программы, утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (далее - список претендентов).
В соответствии с пунктом 4.4 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, если молодые семьи, включенные в резервный список на получение социальных выплат в планируемом году, не получили свидетельство в текущем году и обстоятельства, имеющие значение для расчета размера и (или) предоставления социальной выплаты (выезд на постоянное место жительства в иное муниципальное образование, изменение семейного положения, состава семьи (за исключением рождения (усыновления) ребенка (детей), смерти одного из членов молодой семьи, приобретения одним из супругов гражданства Российской Федерации), достижение предельного возраста супругов или одного из родителей в неполной семье, указанного в пункте 1.4 настоящего Порядка), не изменились, молодые семьи включаются органами местного самоуправления в список на планируемый год в соответствии с датой и временем регистрации заявлений на участие в мероприятии ведомственной целевой программы.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Обращаясь с кассационной жалобой, Бекмаматов Т.М, Айдарова Г.У. указывают, что они не предъявляли требования к Главному управлению строительства Тюменской области, при этом, в решении суда указано на предъявление требований к Главному управлению строительства Тюменской области. Считают, что для рассмотрения настоящего дела необходимо было выяснить, были ли внесены изменения ответчиком в приказ 2014 года о включении истцов в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилье" на 2011-2015 годы, был ли направлен данный приказ истцам. Приводят доводы об отсутствии уведомлений со стороны ответчика об исключении семьи истцов из списков претендентов на участие в целевой программе на 2015, 2016, 2018, 2019 годы. Также указывают на не рассмотрение судом ходатайства представителя истцов от 29 мая 2020 года, затягивание процесса рассмотрения дела на 4 месяца. Обращают внимание на то, что представителем истцов при ознакомлении с делом 15 июля 2020 года было обнаружено отсутствие в материалах дела повестки третьим лицам, сведений о направлении запроса ответчику об истребовании дела истцов по программе молодая семья. Полагают, что действия ответчика по вручению представителю истцов отзыва на исковое заявление лишь 17 июля 2020 года нарушают принцип равноправия сторон при рассмотрении дела в суде, поскольку ответчиком отзыв был составлен по истечении четырех месяцев е момента получения им копии искового заявления. Указывают, что на официальном сайте органа местного самоуправления семья истцов из четырех человек состоит в сводном списке молодых семей за N 1460. Настаивают на несоответствии фактов, содержащихся в протоколе судебного заседания, имеющейся в деле аудиозаписи.
Считают, что судом не дана должная оценка тому, что представитель истцов подтвердил суду отсутствие ежегодных заявлений на продолжение участия в программе "Молодая семья" и отсутствие приказов, заявляя о необходимости исследования материалов дела о включении истцов в программу "Молодая семья", однако этот факт был скрыт судом, в протоколах судебных заседаний данные сведения отсутствуют. Ссылаются на нарушение судом статьи 181 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушение прав истцов ввиду не исследования в судебном заседании документов.
Приведенные доводы аналогичны правовой позиции истцов в суде первой и апелляционной инстанций. Необоснованность данных доводов подробно мотивирована в оспариваемых судебных постановлениях. У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришли суды первой и апелляционной инстанции, не имеется.
Доводы о том, что истцы не предъявляли требования к Главному управлению строительства Тюменской области, были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанции, обоснованно не приняты во внимание, поскольку Главное управление строительства Тюменской области было привлечено судом к участию в деле в качестве соответчика на стадии подготовки дела к судебному разбирательству в соответствии с положениями статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы истцов о нарушении норм процессуального права в части не разрешения ходатайств представителя истцов от 29 мая 2020 года, вручения истцам возражений ответчиков в судебном заседании 17 июля 2020 года, длительном рассмотрении спора, не истребовании и не исследовании документов, не влекут безусловную отмену принятых решений.
17 июля 2020 года спор по существу не разрешен, судебное разбирательство было перенесено на другую дату, и истцы имели реальную возможность ознакомиться с доводами, изложенными в возражениях, и сформировать позицию относительно данных доводов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе относительно длительности рассмотрения дела, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм процессуального права, фактически сводятся к правовой аргументации позиции истцов, изложенной в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла своё отражение в судебных постановлениях.
Судами правомерно отмечено, что гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены настоящим Кодексом, а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству (часть 1 статьи 154 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковое заявление Бекмаматова Т.М. и Айдаровой Г.К. поступило в Центральный районный суд г.Тюмеии 20 мая 2020 года. 17 июля 2020 года по делу в качестве ответчика было привлечено Главное управление строительства Тюменской области, в связи с чем в соответствии с абзацем вторым части 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации двухмесячный срок рассмотрения дела начал течь заново. Окончательное решение по делу принято 17 сентября 2020 года, то есть в срок, установленный законом.
При разрешении ходатайств сторон, суд, исходя из процессуальной позиции сторон и объема имеющихся в деле доказательств, признал их достаточными для разрешения дела по существу.
Вопреки доводам истцов в кассационной жалобе, все представленные в дело доказательства, в соответствии с положениями статьи 181 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации были исследованы судом перед принятием решения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суды обоснованно указали, что семья истцов продолжает оставаться участником мероприятия ведомственной целевой программы, не установлено обстоятельств исключения их из числа таких участников, при этом само по себе отсутствие в деле заявлений истцов, которыми они ежегодно подтверждали свое желание участвовать в мероприятии, на правильность разрешения спора не повлияло, поскольку истцы включены в 2020 году в число участников мероприятия ведомственной целевой программы и поставлены в резервный список молодых, семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, с датой постановки с первоначального их обращения на социальную выплату в 2014 году.
Судами установлено, что информация о включении семьи истцов ежегодно лишь в резервный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году истцам, была направлена. При этом не установлено, что формирование сводного и резервного списков происходило с нарушением правил очередности. К категориям семей, подлежащих первоочередному включению в списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, семья истцов не относится.
Отказывая в удовлетворении иска, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что семья истцов поставлена на учет в установленном порядке и включена в список молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату, на 2021 год, в связи с чем пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истцов.
Материалы дела не содержат доказательств об исключении семьи истцов из списка молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату.
Иные доводы жалобы направлены на несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, фактически являются субъективным мнением истцов о том, как должно быть рассмотрено дело, оценены имеющиеся доказательства и каков должен быть его результат. Между тем, стороны не вправе требовать отмены решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены решения.
В силу статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относится к компетенции суда первой и апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции не наделен правом переоценивать представленные сторонами доказательства, а также принимать новые доказательства и устанавливать новые обстоятельства, на что по существу и направлены доводы кассационной жалобы.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно, нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену судебных постановлений, не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений судами норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Тюмени от 17 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 08 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бекмаматова Токтомурата Мамадалиевича, Айдаровой Гулбурак Камбаралиевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.