Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Кольцюка В.М, с участием прокурора Бобылевой О.А, при секретаре Борковской А.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-122/2021 по апелляционной жалобе Гришина "данные изъяты" на решение Тамбовского областного суда от 14 мая 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Гришина "данные изъяты" к Котовскому городскому Совету народных депутатов о признании недействующим в части положения "О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Котовска Тамбовской области", утверждённого решением Котовского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2016 года N 276, в редакции решений Котовского городского Совета народных депутатов от 23 июля 2020 года N 867, от 1 октября 2020 года N 26, от 29 октября 2020 года N 51.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И, выслушав объяснения представителя административного истца Шевцова К.Н, представителя Котовского городского Совета народных депутатов Чемеркиной О.В, заключение прокурора Бобылевой О.А, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Котовского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2016 года N 276 утверждено Положение "О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Котовска Тамбовской области" (далее по тексту - Положение). Указанное решение опубликовано на официальном сайте "Тамбовский областной портал" (www.top68.ru) 25 ноября 2016 года, в выпуске N 49 газеты "Наш вестник" 7 декабря 2016 года.
Решениями Котовского городского Совета народных депутатов от 23 июля 2020 года N 867, от 1 октября 2020 года N 26 и от 29 октября 2020 года N 51 в указанное положение были внесены изменения:
о дополнении части 2 раздела 2 Положения абзацем шестым, согласно которому в решении городского Совета о проведении конкурса "назначается председатель, заместитель председателя и секретарь конкурсной комиссии из числа членов конкурсной комиссии, назначенных городским Советом" (абзацы 3-4 пункта 1 решения Котовского городского Совета народных депутатов от 23 июля 2020 N 867);
в части 3 раздела 2 Положения изменен минимальный срок предоставления документов, который может быть установлен решением о проведении конкурса, исчисляемый в календарных днях - цифра "35" заменена цифрой "30" (подпункт 1 пункта 1 решения Котовского городского Совета народных депутатов от 1 октября 2020 года N 26);
об изложении абзаца второго части 2 раздела 3 Положения в следующей редакции: "Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов конкурсной комиссии. Председатель, заместитель председателя и секретарь конкурсной комиссии назначаются городским Советом из числа членов конкурсной комиссии, назначенных городским Советом" (абзацы 6-7 пункта 1 решения Котовского городского Совета народных депутатов от 23 июля 2020 N 867);
об изложении абзаца второго части 2 раздела 7 Положения в следующей редакции: "Перечень вопросов для тестирования разрабатывается и утверждается городским Советом" (абзац 21 пункта 1 решения Котовского городского Совета народных депутатов от 23 июля 2020 N 867);
Кроме того, Положение дополнено разделом 3.1 по проведению заседания комиссии в дистанционной режиме (подпункт 1 пункта 1 Решения Котовского городского Совета народных депутатов от 29 октября 2020 года N 51).
Гришин А.Н. обратился в Тамбовский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом дополнений, уточнений просил признать недействующими абзац шестой части 2 раздела 2, часть 3 раздела 2, предложение второе абзаца второго части 2 раздела 3, раздел 3.1, абзац второй части 2 раздела 7 Положения "О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Котовска Тамбовской области", абзацы 3, 4, 6, 7, 21 пункта 1 решения Котовского городского Совета народных депутатов от 23 июля 2020 года N 867, подпункт 1 пункта 1 решения Котовского городского Совета народных депутатов от 1 октября 2020 года N 26, подпункт 1 пункта 1 решения Котовского городского Совета народных депутатов от 29 октября 2020 года N 51.
В обоснование заявленных требований указал, что он является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, так как обладает пассивным избирательным правом и планировал участвовать в конкурсном отборе на должность главы города Котовска. Согласно статье 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), статье 29 Устава города Котовска к полномочиям представительного органа отнесены вопросы установления порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, общего числа членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании, назначения половины членов конкурсной комиссии. Административный истец полагает, что, поскольку иных полномочий представительного органа федеральное законодательство, законы субъекта, Устав города Котовска не содержат, наделение городского Совета полномочиями по назначению председателя, заместителя председателя, секретаря конкурсной комиссии и утверждению вопросов для тестирования необоснованно расширяет полномочия данного органа, в то время как они являются внутренними вопросами организации деятельности конкурсной комиссии и должны решаться комиссией самостоятельно без участия Котовского городского Совета народных депутатов. Установленное правовое регулирование приводит к вмешательству в деятельность конкурсной комиссии и создаёт условия для проявления коррупции. Решающее влияние городского Совета в проведении конкурса обесценивает роль конкурсной комиссии в организации и проведении конкурса, делает бессмысленным участие представителей главы администрации области в ее деятельности, а также нарушает предусмотренные законодательством права граждан на участие в конкурсе, объективное и беспристрастное оценивание и рассмотрение их кандидатур.
Оспариваемые нормы являются ничем иным как вмешательством в деятельность конкурсной комиссии и вступают в противоречие с частью 7 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ).
Установление 30-дневного срока приема может негативно отразиться на реализации прав граждан, изъявивших желание участвовать в конкурсе, поскольку одним из документов, необходимых для участия в конкурсе, является справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, которая в силу пунктов 10 и 11 административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного приказом МВД России от 27 сентября 2019 N 660, предоставляется в срок 30 дней, при этом при необходимости получения дополнительной информации срок рассмотрения соответствующего заявления может быть продлен не более чем на 30 дней. Сокращение минимального срока приема документов до 30 дней создает препятствия для допуска граждан к участию в конкурсе и может повлечь нарушение пассивного избирательного права граждан, затрудняет и ставит под сомнение саму возможность представления названной справки в установленный Положением о конкурсе срок. Вышеперечисленные положения противоречат абзацу второму части 2.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и части 3.2 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Разделом 3.1 Положения о конкурсе предусмотрено проведение заседаний конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы города Котовска в дистанционном режиме посредством использования средств видеоконференцсвязи или листа голосования, в то время как Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и Устав города Котовска не предусматривают дистанционный порядок работы конкурсной комиссии по избранию главы муниципального образования.
Решением Тамбовского областного суда от 14 мая 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Гришина А.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Гришин А.Н. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Ссылается на отсутствие в резолютивной части решения указания на опубликование решения или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании. Вывод суда о том, что председатель, заместитель председателя и секретарь конкурсной комиссии могут назначаться Котовским городским Советом народных депутатов из числа членов конкурсной комиссии, также назначенных городским Советом, отнесение к полномочиям Котовского городского Совета народных депутатов полномочий по разработке и утверждению перечня вопросов для тестирования, противоречит действующему законодательству. Судом неверно оценен довод административного истца о несоответствии действующему законодательству установленного Положением 30-дневного срока приема документов, поскольку возможность установления данного срока может негативно отразиться на реализации прав граждан, изъявивших желание участвовать в конкурсе. Кроме того, дистанционное участие члена конкурсной комиссии на заседании не означает его личное присутствие, что не позволяет установить правомочность такого заседания конкурсной комиссии ставит под сомнение принятые конкурсной комиссией в ходе такого заседания решения.
От прокуратуры Тамбовской области, Котовского городского Совета народных депутатов поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых указано, что решение суда является законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оценив содержание оспариваемых норм положения "О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Котовска Тамбовской области", утверждённого решением Котовского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2016 года N 276, а также решений Котовского городского Совета народных депутатов от 23 июля 2020 года N 867, от 1 октября 2020 года N 26, от 29 октября 2020 года N 51, вносящих изменения в положение, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у административного истца Гришина А.Н. как лица, желающего принять участие в конкурсе, права на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании названных нормативных правовых актов недействующими в части нарушения его прав.
В соответствии со статьей 12 и частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Частями 1 и 4 статьи 7 названного федерального закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, приведенному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов (пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 5 части 2 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; в случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию.
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Он должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования. В городском округе, городском округе с внутригородским делением половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 2.1 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ).
Частью 3 статьи 43 поименованного закона предусмотрено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 27 Устава города Котовска, утверждённого решением Котовского городского Совета народных депутатов от 26 июня 2014 года N 804, определена структура органов местного самоуправления города, в которую входят: представительный орган - Котовский городской Совет народных депутатов, глава муниципального образования - глава города Котовска Тамбовской области, администрация города - администрация города Котовска Тамбовской области.
Городской Совет является представительным органом города, действует на коллегиальной основе, состоит из 15 депутатов, избираемых населением на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при "данные изъяты" голосовании и может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов (статья 28 Устава города Котовска).
К полномочиям городского Совета согласно пунктам 1, 4, 30 статьи 29 Устава города Котовска относится принятие нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы местного значения, внесение в них изменений и дополнений, избрание главы города, назначение половины членов конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы города.
В соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 41 Устава города Котовска глава города избирается городским Советом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на 5 лет и возглавляет администрацию города. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города устанавливается решением городского Совета. Общее число членов конкурсной комиссии устанавливается городским Советом, при формировании комиссии половина ее членов назначается городским Советом, а другая половина - главой администрации Тамбовской области.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что Положение, определяющее порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Котовска Тамбовской области, а также изменяющие его нормативные правовые акты приняты Котовским городским Советом народных депутатов в пределах представленных полномочий с соблюдением установленного порядка, официально опубликованы на официальном сайте "Тамбовский областной портал" (www.top68.ru), в газете "Наш вестник", выпуск N 49 газеты "Наш вестник" 7 декабря 2016 года, выпуск N 31 (9404) от 29 июля 2020 года, выпуск N 41 (9414) от 7 октября 2020 года, выпуск N45 (9418) от 4 ноября 2020 года, и вступили в силу.
Оценивая содержание оспариваемых положений на предмет их соответствия законодательству, имеющему большую юридическую силу, и отказывая в удовлетворении административных исковых требований Гришина А.Н, суд первой инстанции исходил из того, что назначение городским Советом председателя, заместителя председателя и секретаря конкурсной комиссии из числа членов конкурсной комиссии, назначенных городским Советом, утверждение им вопросов для тестирования в силу действующего правового регулирования является допустимым, предоставление справки об отсутствии судимости одновременно с другими документами в установленный срок не менее 30 календарных дней после опубликования решения о проведении конкурса не представляет собой трудновыполнимое условие для допуска граждан к участию в конкурсе и не влечет нарушение их пассивного избирательного права, а проведение заседаний конкурсной комиссии дистанционно допускается только по организационным вопросам в исключительных случаях введения на территории Тамбовской области режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с приведенными выводами суда.
В силу пункта 1, абзаца шестого пункта 2 раздела 2, абзаца второго пункта 2 раздела 3 Положения конкурс по отбору кандидатур на должность главы города объявляется решением Котовского городского Совета народных Депутатов о проведении конкурса, которым, в числе прочего, назначается председатель, заместитель председателя и секретарь конкурсной комиссии из числа членов конкурсной комиссии, назначенных городским Советом.
К компетенции городского Совета отнесено и утверждение перечня вопросов для тестирования кандидатов на предмет наличия теоретических знаний федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов области в сфере осуществления местного самоуправления, Устава города Котовска с не менее чем тремя вариантами ответов (абзац второй пункта 2 раздела 7 Положения).
В соответствии с частью 2.1 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ определение порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, установление общего числа членов конкурсной комиссии относится к компетенции представительного органа местного самоуправления. Названной нормой установлено, что половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Иных требований к порядку формирования и деятельности комиссии, назначения председателя, его заместителя, секретаря комиссии действующее федеральное и региональное законодательство не содержат.
Согласно содержанию оспариваемого Положения (разделы 5-9) председатель комиссии, его заместитель, секретарь выполняют организационные, технические функции и каких-либо преимуществ, особых полномочий при определении результатов конкурса не имеют, следовательно, сам по себе порядок их назначения права граждан на участие в конкурсе на должность главы города не ограничивает и, вопреки доводам административного истца, итоги проведения конкурса не предопределяет.
В соответствии с абзацем 7 и абзацем 8 части 2.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения, что позволяет представительному органу муниципального образования установить разумно обоснованные недискриминационные требования, предъявляемые к проверке уровня образования и квалификации лица, участвующего в конкурсе на замещение должности главы муниципального образования, в данном случае, путем разработки и утверждения Котовским городским Советом перечня вопросов для тестирования.
Судебная коллегия находит несостоятельным суждение административного истца о том, что утверждение перечня вопросов для тестирования городским Советом фактически обеспечивает прохождение конкурсного отбора только теми кандидатами, в которых заинтересован Котовский городской Совет, поскольку каких-либо объективных данных, указывающих на создание оспариваемыми нормами каких-либо преимуществ конкретным кандидатам, не имеется. Предполагаемое нарушение должностными лицами установленного порядка проведения конкурса основанием для признания правовой нормы недействующей не являются.
Доводы Гришина А.Н. о том, что оспариваемые предписания являются вмешательством в деятельность конкурсной комиссии и содержат коррупциогенные факторы, обоснованно отклонены судом первой инстанции со ссылкой на часть 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, так как из содержания Положения не следует, а при проведении антикоррупционной экспертизы не выявлено установление для правоприменителя необоснованно широких пределов усмотрения, возможность необоснованного применения исключений из общих правил, наличие неопределенных, трудновыполнимых и (или) обременительных требований.
Также судом правильно отклонено утверждение о несоответствии оспариваемых норм части 7 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливающей запрет на вмешательство в деятельность комиссий, организующих и проводящих выборы и референдумы, со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан, так как Положение о проведении конкурса не допускает вмешательство в деятельность комиссии, а приведенное положение федерального закона не имеет отношение к порядку проведения конкурса на должность главы города.
Не может быть принято во внимание и суждение представителя административного истца о том, что оспариваемые положения свидетельствуют о фактическом ограничении полномочий главы администрации Тамбовской области, поскольку в силу положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ местное самоуправление в пределах решения вопросов местного значения самостоятельно. Глава администрации Тамбовской области с требованиями о признании Положения о порядке проведения конкурса недействующим ввиду нарушения компетенции не обращался, административный истец правом на обращение в суд в защиту прав органов государственной власти Тамбовской области не наделен.
Судом обоснованно отказано в удовлетворении требований о признании недействующей части 3 раздела 2 Положения в части установления минимального срока предоставления документов на конкурс, который может быть установлен решением о проведении конкурса, 30 календарных дней вместо ранее установленных 35 дней.
Согласно подпункту 8 пункту 3 раздела 4 Положения о порядке проведения конкурса гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, должен лично представить в комиссию вместе с заявлением и иными документами справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.
В силу пунктов 10, 11, 82 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 сентября 2019 N 660, срок предоставления такой государственной услуги не должен превышать 30 календарных дней, при этом при необходимости получения дополнительной информации срок рассмотрения заявления может быть продлен не более чем на 30 дней.
Из содержания оспариваемой нормы в совокупности с пунктами 1, 2 этого же раздела усматривается, что ею конкретный срок предоставления кандидатами на должность главы городского округа документов на участие в конкурсе не установлен. Положением предусмотрено, что срок предоставления документов устанавливается решением Котовского городского Совета народных депутатов о проведении конкурса и не может быть менее 30 календарных дней.
Таким образом, названная норма какие-либо трудновыполнимые условия для допуска граждан к участию в конкурсе не устанавливает и не ограничивает прав граждан на участие в конкурсе, предусмотренный ею минимальный срок соответствует сроку предоставления государственной услуги и не исключает возможность представления названной справки в установленный решением Совета срок одновременно с другими документами, необходимыми для допуска к участию в конкурсе.
Довод Гришина А.Н. о противоречии установленного разделом 3.1 Положения порядка проведения заседаний в заочном (дистанционном) режиме нормам Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ обоснованно отклонен судом как несостоятельный.
Согласно пунктам 1, 8 раздела 3.1 Положения названный порядок проведения заседания комиссии допускается только для решения организационных вопросов при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории Тамбовской области при наличии соответствующих технических условий.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Частью 2 статьи 11 поименованного закона прописаны полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, при этом законом не предусмотрена возможность изменения порядка их работы в условиях действия режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, в том числе порядка работы различных комиссий и комитетов по вопросам, касающимся реализации прав граждан.
Вместе с тем, действующее законодательство не ограничивает в случае установления на конкретной территории режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации возможность проведения заседаний комиссий и комитетов по организационным вопросам, непосредственно не касающимся реализации прав граждан, в дистанционном порядке при наличии соответствующих технических условий.
При таком положении судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые правовые нормы приняты представительным органом местного самоуправления в пределах полномочий, положениям федерального и регионального законодательства, уставу муниципального образования не противоречат, права и законные интересы административного истца не нарушают.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и в целом сводятся к несогласию с выводами, изложенными в решении суда, которые судебная коллегия находит правильными.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", пунктом 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" вопрос об опубликовании решения или сообщения о его принятии разрешается судом с учетом конкретных обстоятельств дела; обязательному официальному опубликованию подлежит решение суда либо сообщение о решении о признании нормативного правового акта или его части недействующими, в связи с чем, ссылка административного истца на отсутствие в резолютивной части решения указания на необходимость его опубликования или сообщения о нем при отказе в удовлетворении административного иска основанием для отмены решения служить не может.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для отмены или изменения судебного решения не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тамбовского областного суда от 14 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гришина "данные изъяты" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна: Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.