Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Кольцюка В.М, при секретаре Борковской А.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-1150/2021 по апелляционной жалобе Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Московского городского суда от 18 мая 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Русь-Импорт-Комплект" о признании незаконными действий Государственного бюджетного учреждения "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве по перерасчету кадастровой стоимости объекта недвижимости, обязании устранить нарушения прав, свобод и законных интересов.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И, выслушав объяснения представителя административного истца Жебеля В.В, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Русь-Импорт-Комплект" (далее - ООО "Русь-Импорт-Комплект") обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, указав следующее.
Решением Московского городского суда от 24 октября 2019 года, измененным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 мая 2020 года, кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес" установлена в размере рыночной стоимости по состоянию 1 января 2018 года в размере 747 753 746 рублей. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, полученной административным истцом 10 ноября 2020 года, кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 4 августа 2020 года на основании акта об утверждении кадастровой стоимости от 13 августа 2020 года "данные изъяты" была увеличена до 807 559 545 рублей 47 копеек; сведения о новой кадастровой стоимости внесены 18 августа 2020 года. Полагает, что законных оснований для изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости не имелось, поскольку изменение качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости не происходило. Полагает, что действия ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) по перерасчету кадастровой стоимости в отношении спорного объекта недвижимости по состоянию на 4 августа 2020 года являются незаконными, совершенными с существенными нарушениями действующего законодательства, нарушающими права и законные интересы административного истца.
Решением Московского городского суда от 18 мая 2021 года административные исковые требования ООО "Русь-Импорт-Комплект" удовлетворены. Действия ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости в акте N "данные изъяты" от 13 августа 2020 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" "данные изъяты" по состоянию на 4 августа 2020 года в размере 807 559 545 рублей 47 копеек, действия Управления Росреестра по Москве по формированию и направлению в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", по внесению 18 августа 2020 года в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости согласно акту об утверждении кадастровой стоимости N "данные изъяты" от 13 августа 2020 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 807 559 545 рублей 47 копеек признаны незаконными.
Суд обязал ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Русь-Импорт-Комплект" путём аннулирования акта об определении кадастровой стоимости N "данные изъяты" от 13 августа 2020 года в части, определяющей кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 4 августа 2020 года; обязал Управление Росреестра по Москве исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 807 559 545 рублей 47 копеек, определённой по состоянию на 4 августа 2020 года и внесённой в Единый государственный реестр недвижимости 18 августа 2020 года на основании акта об утверждении кадастровой стоимости N "данные изъяты" от 13 августа 2020 года, оставив в Едином государственном реестре недвижимости в качестве актуальных сведения о кадастровой стоимости, установленной решением Московского городского суда от 24 октября 2019 года по делу N 3а-2937/2019 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 747 753 746 рублей.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Москве просит решение суда изменить в части признания незаконными действий Управления по внесению 18 августа 2020 года в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" на основании акта об утверждении кадастровой стоимости, изданного ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", отказав в удовлетворении административного иска в указанной части. В обоснование доводов указывает на то, что полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, наделено ГБУ "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования". В силу положений действующего законодательства Управление Росреестра по Москве при поступлении сведений о кадастровой стоимости объекта из ГБУ "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" обязана их внести в Единый государственный реестр недвижимости. Действующее законодательство не наделяет Управление Росреестра по Москве и его территориальные управления какими-либо функциями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости и не уполномочено проверять законность оснований для принятия решений ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" об установлении и изменении кадастровой стоимости.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, не сообщивших о причинах неявки и не просивших об отложении рассмотрения дела.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
В силу части 2 статьи 1 названного закона Единый государственный реестр недвижимости содержит достоверные систематизированные сведения об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с названным законом сведений.
Согласно подпункту 15 пункта 4, подпункту 1 пункта 5 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся в числе основных сведений об объекте недвижимого имущества номер этажа здания или сооружения, на котором расположено помещение, в числе дополнительных сведений - сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав (подпункт 6 пункта 5 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 4, 6, 7 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Определение кадастровой стоимости в названном порядке осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, направленных подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением.
По результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости в форме электронного документа, включающий в том числе систематизированные сведения об определении кадастровой стоимости.
Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости размещает акт об определении кадастровой стоимости на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляет данный акт в орган регистрации прав для внесения сведений о кадастровой стоимости, указанных в данном акте, в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Русь-Импорт-Комплект" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес", номер, тип этажа - подвал N 1, подвал N 2, этаж N 1, этаж N 2, этаж N 4, этаж N 5, этаж N 7 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 13 января 2021 года N "данные изъяты"). Сведения об объекте внесены в Единый государственный реестр недвижимости 26 декабря 2013 года.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 года" кадастровая стоимость помещения утверждена по состоянию на 1 января 2018 года в размере 1 205 312 790 рублей 56 копеек.
На основании решения Московского городского суда от 24 октября 2019 года (дело N 3а-2937/2019) 4 августа 2020 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости помещения в размере рыночной по состоянию на 1 января 2018 года в размере 747 753 746 рублей.
В связи с поступлением из Управления Росреестра по Москве 7 августа 2020 года информации о внесении изменений в ЕГРН в отношении сведений о характеристиках помещения с кадастровым номером "данные изъяты", а именно в сведениях об этаже расположения помещения добавилось значение "подвал", ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" произвел перерасчет кадастровой стоимости, которая согласно акту об определении кадастровой стоимости N "данные изъяты" от 13 августа 2020 года на дату определения 4 августа 2020 года составила 807 559 545 рублей 47 копеек.
18 августа 2020 года органом регистрации соответствующие сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Удовлетворяя административные исковые требования собственника помещения и признавая действия Управления Росреестра по Москве и ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что уточнение этажа расположения объекта недвижимости путем добавления значения "подвал", не является основанием для пересмотра кадастровой стоимости согласно Порядку определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года N 514.
Судебная коллегия находит приведенные выводы правильными, основанными на верном применении норм материального права.
Согласно пункту 1 поименованного порядка, который устанавливает правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, основанием для этого являются:
а) осуществление государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;
б) внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) о ранее учтенном объекте недвижимости;
в) осуществление государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений:
о значении площади (в отношении земельного участка, здания, помещения, машино-места);
о проектируемом значении основной характеристики (в отношении объекта незавершенного строительства);
о степени готовности (в отношении объекта незавершенного строительства);
о категории земель (в отношении земельного участка);
о виде разрешенного использования (в отношении земельного участка);
о назначении, проектируемом назначении (в отношении здания, помещения, объекта незавершенного строительства);
об основной характеристике (в отношении объекта незавершенного строительства);
о кадастровой стоимости объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса (в отношении единого недвижимого комплекса).
Таким образом, внесение дополнений в сведения об этаже расположения помещения не могло служить основанием для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание непредставление административными ответчиками доказательств факта внесения 4 августа 2020 года соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости, в то время как административным истцом подтверждено наличие достоверных сведений об этаже размещения объекта, в том числе указание на подвал N 1 и N 2, в его кадастровом паспорте, составленном по состоянию на 3 марта 2014 года, в свидетельстве о государственной регистрации права от 25 октября 2007 года (перечень помещений), в экспликации Центрального ТБТИ города Москвы.
При таком положении суд пришел в правильному выводу о незаконности действий органа регистрации прав, бюджетного учреждения, направленных на осуществление пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", наличии оснований для аннулирования акта об определении кадастровой стоимости, исключении данных из Единого государственного реестра недвижимости о незаконно установленном размере кадастровой стоимости с восстановлением сведений, внесенных на основании решения суда.
Выводы суда должным образом мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам, положениям действующего законодательства, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не находит.
Доводы апелляционной жалобы о соответствии требованиям закона действий Управления Росреестра по Москве по внесению 18 августа 2020 года в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании акта об утверждении кадастровой стоимости ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" при установленных обстоятельствах подлежат отклонению. Судом установлено, что нарушение прав административного истца произошло в связи с направлением управлением в бюджетное учреждение неподтвержденных сведений о внесении изменений в ЕГРН и дальнейшем включении необоснованно установленной кадастровой стоимости в реестр, следовательно, названные действия не могут быть признаны соответствующими закону.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение Московского городского суда законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены или изменения не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 18 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна: Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.