Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе
судьи судебной коллегии по административным делам Кольцюка В. М, при секретаре Борковской А. Б, с участием прокурора Лазаревой Е. С, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N3а-101/2021 по частной жалобе административных истцов ФИО25 С.В, ФИО24 Д.А. в лице представителя по доверенности ФИО21 А.В. на определение Владимирского областного суда от 30 июня 2021 года, которым прекращено производство по административному исковому заявлению ФИО25 С.В. и ФИО24 Д.А. о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацев 8, 9, 10, 13, 14 пункта 3, подпунктов 9, 16 пункта 5, подпункта 14 пункта 5 Приложения N2 "Объявление о проведении конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района" к решению Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области от 27 июля 2020 года N667 "О проведении конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района".
Заслушав доклад судьи Кольцюка В. М, заключение прокурора ФИО23 Е. С,
УСТАНОВИЛ:
определением Владимирского областного суда от 30 июня 2021 года прекращено производство по административному делу по административным исковым заявлениям ФИО25 С. В. и ФИО24 Д. А. о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацев 8, 9, 10, 13, 14 пункта 3, подпунктов 9, 16 пункта 5, подпункта 14 пункта 5 Приложения N2 "Объявление о проведении конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района" к решению Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области от 27 июля 2020 года N667 "О проведении конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района".
В частной жалобе административные истцы ФИО25 С. В. и ФИО24 Д. А. в лице представителя по доверенности ФИО21 А. В. просят отменить определение суда, как принятое с неправильным применением норм материального и процессуального права, направить дело в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
В обоснование доводов частной жалобы указано, что оспариваемый нормативный правовой акт до обращения административных истцов в суд, а также в период рассмотрения данного административного дела не утрачивал силу, не был отменен или изменен, а потому не перестал затрагивать права и законные интересы административных истцов относительно реализации ими пассивного избирательного права.
Относительно доводов частной жалобы участвовавшим в деле прокурором, представителем административного ответчика Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области, представителем заинтересованного лица администрации Камешковского района Владимирской области представлены возражения, в которых изложена позиция о законности принятого определения и об оставлении частной жалобы без удовлетворения.
С учетом положений статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судьей апелляционной инстанции единолично в судебном заседании с вызовом лиц, участвующих в деле, которые о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены в соответствии с требованиями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не заявили.
Изучив изложенные в частной жалобе доводы, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора ФИО23 Е. С, полагавшей, что основания для удовлетворения частной жалобы и отмены определения суда первой инстанции отсутствуют, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела, 27 июля 2020 года Советом народных депутатов Камешковского района Владимирской области принято решение N667 "О проведении конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района" (далее также - Решение N667 от 27 июля 2020 года). Решение опубликовано в районной газете "Знамя" N49 от 31 июля 2020 года.
Пунктом 1 Решения N667 от 27 июля 2020 года объявлен конкурс на замещение должности главы администрации Камешковского района, пунктом 2 - назначены дата, время и место проведения этого конкурса, в том числе первого этапа - 21 августа 2020 года, в 14.00 часов, по адресу: город Камешково, улица Свердлова, дом 10, кабинет N42, второго этапа - 24 августа 2020 года, в 09.00, часов по адресу: город Камешково, улица Свердлова, дом 10, кабинет N42. Пунктом 3 Решения N667 от 27 июля 2020 года определены: период приёма документов, подаваемых в конкурсную комиссию для участия в конкурсе на замещение должности главы администрации Камешковского района - с 31 июля 2020 года по 19 августа 2020 года включительно, с понедельника по пятницу, с 8.00 до 12.00 (подпункт 3.1) и место приёма этих документов (подпункт 3.2). В соответствии с пунктом 4 Решения N667 от 27 июля 2020 года администрации Камешковского района предписано разместить объявление о конкурсе на Федеральном портале управленческих кадров. В силу пункта 5 названного Решения в районной газете "Знамя" от 31 июля 2020 года подлежит публикации проект контракта с главой администрации Камешковского района и объявление о проведении конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района согласно приложениям N1 и N2 к данному Решению.
Приложением N1 к Решению N667 от 27 июля 2020 года является "Проект контракта с главой администрации Камешковского района", Приложением к названному проекту контракта - "Должностная инструкция главы администрации Камешковского района", а Приложением N2 к Решению N667 - "Объявление о проведении конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района" (далее также - Приложение N2).
В частности, пунктом 3, состоящим из 16 абзацев Приложения N2 к Решению N667 от 27 июля 2020 года предусмотрено, что участники конкурса должны иметь навыки (абзац 1):
- по организации личного труда и планированию рабочего времени (абзац 2);
- владение оргтехникой и средствами коммуникации (абзац 3);
- владение современными средствами, методами и технологиями работы с информацией и документами (абзац 4);
- владение официально - деловым стилем современного русского языка (абзац 5);
- по охране труда (абзац 6);
- организационно-распорядительной деятельности, планирования, взаимодействия, координации и контроля деятельности (абзац 7);
- системного подхода в решении поставленных задач (абзац 8);
- принятия управленческих решений и контроля их выполнения (абзац 9);
- прогнозирования последствий принимаемых решений (абзац 10);
- анализа и обобщения информации, представления его результатов (абзац 11);
- проведения семинаров, совещаний, публичных выступлений по актуальным проблемам служебной деятельности (абзац 12);
- выстраивания межличностных отношений и мотивации поведения подчинённых служащих, формирования эффективного взаимодействия в коллективе (абзац 13);
- руководства подчинёнными служащими, заключающегося в умении определять перспективные и текущие цели и задачи деятельности подразделения; распределять обязанности между муниципальными служащими; принимать конструктивные решения и нести ответственность за их реализацию; оптимально использовать потенциальные возможности подчинённых служащих, технические возможности и ресурсы для обеспечения эффективности и результативности служебной деятельности (абзац 14);
- служебного взаимодействия с органами государственной власти области и органами местного самоуправления (абзац 15);
- другие навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей (абзац 16).
Пунктом 5 Приложения N2 к Решению N667 от 27 июля 2020 года установлен перечень документов, необходимых для участия в конкурсе, среди которых:
- медицинская справка (врачебное профессионально-консультативное заключение) по форме 086/у, утверждённой приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года N834н (подпункт 9 пункта 5);
- справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (подпункт 14 пункта 5);
- программа (концепция) эффективного управления муниципальным образованием Камешковский район в произвольной форме объёмом не более 5 страниц машинописного текста (подпункт 16 пункта 5).
ФИО25 С. В. обратился во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня принятия пункт 3, в части абзацев 2, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, подпункты 9, 16 пункта 5, подпункт 14 пункта 5 Приложения N 2 к Решению N667 от 27 июля 2020 года в той мере, в которой данной нормой установлена обязанность представить справку об отсутствии (наличии) судимости одновременно с другими документами, установленными пунктом 5, в течение 24 дней, пока проходит конкурс.
ФИО24 Д. А. обратился во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня принятия подпункты 9 и 14 пункта 5 Приложения N2 к Решению N667 от 27 июля 2020 года, в той мере, в которой данной нормой установлена обязанность представить справку об отсутствии судимости одновременно с другими документами, установленными пунктом 5, в течение 24 дней, пока проходит конкурс.
Определением суда от 23 июня 2021 года административные дела по названным административным исковым заявлениям объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
Определением Владимирского областного суда от 30 июня 2021 года производство по настоящему административному делу в части требований ФИО25 С. В. о признания недействующими со дня вступления решения в законную силу абзацев 2, 4, 7, 11, 12, 15, 16 пункта 3 Приложении N2 к Решению N667 от 27 июля 2020 года прекращено в связи принятием судом отказа административного истца ФИО25 С. В. в лице представителя по доверенности ФИО21 А. В. от административного искового заявления в указанной части.
Уточнив заявленные административные исковые требования ФИО25 С. В. и ФИО24 Д. А. просили суд признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацы 8, 9, 10, 13, 14 пункта 3, подпункты 9, 16 пункта 5, подпункт 14 пункта 5 Приложения N2 "Объявление о проведении конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района" к решению Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области от 27 июля 2020 года N667 "О проведении конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района", в той мере, в которой данной нормой устанавливается обязанность предоставить в конкурсную комиссию справку об отсутствии (наличии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования одновременно с другими документами в течение 19 дней после опубликования решения о проведении конкурса Приложения N2 к Решению N667 от 27 июля 2020 года.
Прекращая производство по настоящему административному делу суд первой инстанции пришел к выводу, что на момент подачи ФИО25 С. А. и ФИО24 Д. А. административных исковых заявлений о признании указанного Приложения N2 не действующим в части с даты принятия, которые поступили в областной суд 6 ноября 2020 года и 5 ноября 2020 года соответственно, Приложение N2 к Решению N667 от 27 июля 2020 года уже являлось недействующим, поскольку было принято на определенный период, в данном случае на период со дня объявления конкурса, приема документов и проведения конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района Владимирской области, состоящего из двух этапов, второй этап которого закончился 24 августа 2020 года, с направлением в тот же день решения конкурсной комиссии N3 от 24 августа 2020 года о внесении кандидатур на рассмотрение Совета народных депутатов Камешковского района, который своим решением от 24 августа 2020 года N682 назначил с 25 августа 2020 года на должность главы администрации Камешковского района Владимирской области ФИО22 А. З, тем самым в оспариваемой части нормативный правовой акт утратил силу, не затрагивал права и законные интересы административных истцов.
Также судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ФИО25 С. А. и ФИО24 Д. А. участия в вышеуказанном конкурсе не принимали, поскольку ФИО25 С. А. вообще не подавал документы для участия в этом конкурсе, а ФИО24 Д. А. пропустил сроки подачи этих документов.
Суд апелляционной инстанции полагает, что данные выводы суда первой инстанции основаны на материалах дела, а обжалуемое определение постановлено в соответствии с требованиями процессуального законодательства, соответствует обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 2 статьи 194, пункту 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что производство по делу подлежит прекращению, если оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Прекращая производство по делу суд первой инстанции верно исходил из того, что предметом судебной проверки может быть только нормативный правовой акт, который влечет нарушение прав и законных интересов административных истцов. Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки, за исключением случаев, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц.
Статьей 44 Устава Камешковского района Владимирской области установлено, что главой администрации Камешковского района является лицо, назначаемое Советом на должность главы администрации по контракту, порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации района устанавливается Советом. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекты контракта не позднее чем за 20 дней до проведения конкурса. Лицо назначается на должность главы администрации района Советом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Положением о проведении конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района, утверждённым решением Совета народных депутатов Камешковского района Владимирской области от 27 апреля 2011 года N21, предусмотрено, что о проведении конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района принимается решение Совета, в котором указываются: сведения о дате, времени и месте проведения конкурса; условия проведения конкурса; сведения о проекте контракта; место (адрес), срок представления и перечень документов, необходимых для участия в конкурсе; форма проведения конкурса; контактная информация (пункт 4.1); решение о проведении конкурса публикуется не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса в районной газете "Знамя" (пункт 4.2).
Во исполнение предоставленных полномочий Советом народных депутатов Камешковского района Владимирской области 27 июля 2020 года было принято Решение N667, содержащее, в том числе оспариваемое административными истцами в части Приложение N2.
Поскольку на дату обращения административных истцов с настоящим иском в суд Решение N667 от 27 июля 2020 года было реализовано, на основании решения конкурсной комиссии N3 от 24 августа 2020 года решением Совета народных депутатов Камешковского района от 24 августа 2020 года N682 назначен глава администрации Камешковского района, на момент подачи заявителями административных исков, рассмотрения и разрешения данного административного дела оспариваемое в части Решение N667 от 27 июля 2020 года "О проведении конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района" с Приложениями 1 и 2 было исключено из правового регулирования порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района Владимирской области, являлось недействующим как утратившее силу и не нарушало их права, свободы и законные интересы. При этом сведения о том, что оспариваемые положения были ранее применены к административным истцам, отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы представителя административных истцов о том, что оспариваемый нормативный акт нарушает их пассивное избирательное право является заблуждением и подлежат отклонению, поскольку оспариваемое в части Решение N667 от 27 июля 2020 года с Приложениями 1 и 2 не регулировало избирательный процесс, а определяло условия и порядок проведении конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района.
Указанное в своей совокупности позволяет суду апелляционной инстанции прийти к выводу, что суд первой инстанции обоснованно прекратил производство по настоящему административному делу.
При таких обстоятельствах, определение суда надлежит оставить без изменения, оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам частной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Первый апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение Владимирского областного суда от 30 июня 2021 года оставить без изменения, частную жалобу административных истцов ФИО25 С.В, ФИО24 Д.А. в лице представителя по доверенности ФИО21 А.В. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Кольцюк В. М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.