Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Карасовой Н.Х, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Суюновой Т.В, поступившую в суд первой инстанции 03 июня 2021 года, на решение Енотаевского районного суда Астраханской области от 08 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 09 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Суюновой Т.В. к Государственному казенному учреждению Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Енотаевского района" о признании незаконным решения об образовании переплаты компенсации за меры социальной поддержки, возложении обязанности возобновить предоставление мер социальной поддержки.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Суюнова Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Енотаевского района" о признании незаконным решения N 53 от 20.07.2020 об образовании переплаты компенсации за меры социальной поддержки в сумме 126 898 рублей 83 копеек, компенсации за меры социальной поддержки за период с августа 2019 года по март 2020 года по выплаченной мере социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на 3-го и последующего ребенка в сумме 88 925 рублей, ежемесячного пособия на детей в размере 15 232 рублей 15 копеек, возложении обязанности возобновить предоставление мер социальной поддержки и произвести перерасчет по представленным истцом документам.
Решением Енотаевского районного суда Астраханской области от 08 октября 2020 года административные исковые требования Суюновой Т.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 09 декабря 2020 года оставлено без изменения решение Енотаевского районного суда Астраханской области от 08 октября 2020 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Суюнова Т.В. просит отменить обжалуемые судебные акты и направить административное дело на новое рассмотрение.
От Государственного казенного учреждения Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Енотаевского района" поступили возражения, в которых выражено несогласие с доводами кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела усматривается, что Суюнова Т.В. 29 июля 2019 года обратилась в ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Енотаевского района" с заявлениями о предоставлении государственных услуг - мер социальной поддержки по льготной категории: многодетные семьи. К заявлениям Суюновой Т.В. приобщена справка от 25 июля 2019 года о доходах и суммах налога физического лица ее супруга Суюнова В.Р. за 2019 год, подписанная индивидуальным предпринимателем главой КФХ Арефьевым А.В.
ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Енотаевского района" на основании представленных документов, в которых указан доход семьи Суюновой Т.В, произведен расчет среднедушевого дохода семьи административного истца, который составил на дату обращения 2251 рубль 32 копейки, что представляется ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения по Астраханской области, действующей на дату обращения за мерами социальной поддержки.
Решением N 2502 от 07 августа 2019 года Суюновой Т.В. назначено ежемесячное пособие на оплату коммунальных услуг.
Решением N 2502 от 07 августа 2019 года назначено ежемесячное пособие на четверых детей.
Решением N 2502 от 07 августа 2019 года назначена ежемесячная денежная выплата в случае рождения 3-го или последующих детей в соответствии с Законом Астраханской области от 22 декабря 2016 года N 85/2016-03 "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области" на период с 01 августа 2019 года по 31 июля 2020 года.
07 августа 2019 года Суюновой Т.В. направлено единое уведомление N 3585/03-02 о назначении государственных услуг, с указанием размера выплат и сроках назначения.
11 июня 2020 года ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Енотаевского района" от Суюновой Т.В. поступило заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Для определения доходов заявителя и членов его семьи ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Енотаевского района" запрошены сведения о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, о денежном довольствии (денежном содержании), вознаграждении за выполненную работу, оказанную услугу, через единую систему межведомственного электронного взаимодействия из Федеральной налоговой службы.
Из полученных ответов от налогового органа следует, что супруг Суюновой Т.В. - Суюнов В.Р. работал в двух организациях: у ИП главы КФХ Арефьева А.В. и в ООО "Вайлдберриз" с апреля 2019 года по декабрь 2019 года включительно. На основании полученных сведений о суммах дохода ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Енотаевского района" произведен расчет среднедушевого дохода семьи, который составил на дату обращения 11 397 рублей 97 копеек, что превышает величину прожиточного минимума.
По результатам рассмотрения заявления Суюновой Т.В. административным ответчиком принято решение от 13 июля 2020 года об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, на основании абзаца 6 пункта 3.9 Порядка предоставления ежемесячного пособия на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг ввиду несоответствия семьи условиям, предусмотренным пунктом 1.1 раздела 1 настоящего Порядка, т.е. в семье, размер среднедушевого дохода, который превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Астраханской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за ежемесячной денежной выплатой на ребенка.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов заявителя, членов семьи заявителя за последние 12 календарных месяцев, предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцев подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, соответственно расчетный период прекращается с иными мерами социальной поддержки, за которыми Суюнова Т.В. обращалась в период 2019 года.
В июле 2019 года зарегистрированы заявления Суюновой Т.В. о предоставлении государственных услуг, как многодетной семье, суммы предоставленных Суюновой Т.В. доходов семьи не соответствуют доходам, указанным в ответе на межведомственные вопросы из Федеральной налоговой службы России за аналогичный период.
Поскольку Суюнова Т.В. обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки 29 июля 2019 года, расчетным периодом является: апрель, май, июнь 2019 года.
Суюновым В.Р. в апреле, мае и июне 2019 года получены следующие доходы: (11399 + 78126, 08) + (11307 + 17240, 32) + (11821, 18 + 71681, 92) = 2 01576 рублей 26 копеек: 3 мес.: 6 чел. = 11198 рублей 68 копеек.
Ежемесячное пособие на оплату коммунальных услуг, ежемесячное пособие на детей, ежемесячная денежная выплата в случае рождения 3-го или последующих детей, предоставляется при условии, что среднедушевой доход семьи является ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения по Астраханской области, действующей на дату обращения.
Согласно Постановлению Правительства Астраханской области от 24 апреля 2019 года N 145-П "О величине прожиточного минимума за 1 квартал 2018 года" величина прожиточного минимума на дату обращения Суюновой Т.В. установлена в расчете на душу населения в размере 10 257 рублей.
Из материалов дела усматривается, что доход семьи Суюновой Т.В. на дату обращения - 29 июля 2019 года превышает величину прожиточного минимума.
При оформлении документов 29 июля 2019 года о предоставлении мер социальной поддержки Суюновой Т.В. написано заявление, в котором указано, что в случае возникновения изменений заявитель обязуется в течение двух недель сообщить в Центр о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты. Однако, Суюнова Т.В. не сообщила сведения о доходах ее супруга Суюнова В.Р. в ООО "Вайлдберриз", в связи с чем, произошла переплата: ежемесячного пособия на оплату коммунальных услуг, по категории "многодетная семья, имеющая среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного на территории Астраханской области" за период с 01 августа 2019 года по 31 марта 2020 года, в размере 22 741 рубля 68 копеек; ежемесячной денежной выплаты на 3-го и последующих детей; за период с 01 августа 2019 года по 31 марта 2020 года 88 925 рублей; ежемесячного пособия на детей, за период 01 августа 2019 года по 31 марта 2020 года в размере 15 232 рублей 10 копеек.
Общая сумма излишне выплаченного пособия на детей, пособия на оплату коммунальных услуг и ежемесячной денежной выплаты на 3-го и последующих детей составляет 126 898 рублей 83 копейки.
В соответствии с пунктом 3.3 Постановления Правительства Астраханской области от 22 апреля 2020 года N 174-П "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно" центр социальной поддержки населения муниципального района в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, направляет в уполномоченные органы государственной власти и иные организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы (сведения), межведомственные запросы о представлении документов (сведений), предусмотренных перечнем документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной выплаты, согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
В соответствии с абзацем 7 пункта 5 Постановления Правительства Астраханской области от 18 января 2018 года N9-П "О порядке предоставления ежемесячного пособия на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Астраханской области", абзаца 11 пункта 4 Постановления Правительства Астраханской области от 30 декабря 2014 года N 668-П "О порядке назначения и выплаты пособия на ребенка", абзаца 7 пункта 2.1 Постановления Правительства Астраханской области от 28 декабря 2017 года N 545-П "О порядке и условиях предоставления ежемесячной денежной выплаты в случае рождения после 1 января 2018 года (включительно) третьего ребенка или последующих детей" один из супругов представляет в учреждение документы, подтверждающие доходы членов многодетной семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за ежемесячным пособием.
В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 2 Закона Астраханской области от 22 декабря 2016 года N85/2016-ОЗ "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области" право на меры социальной поддержки имеют многодетные семьи, нуждающиеся в поддержке и имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения по Астраханской области, действующей на дату обращения за мерами социальной поддержки.
Исходя из положений части 6 статьи 5 Закона Астраханской области "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области" в случае предоставления заявителем документов, содержащих недостоверные сведения, влияющие на предоставление мер социальной поддержки, социальной помощи, либо неисполнения обязанности, установленной частью 5 настоящей статьи, излишне выплаченная сумма взыскивается с получателя мер социальной поддержки, социальной помощи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Получатель мер социальной поддержки, социальной помощи обязан известить уполномоченный орган об изменении сведений, содержащихся в ранее представленных им документах, влекущем за собой прекращение предоставления либо изменение объема предоставляемых мер социальной поддержки, социальной помощи в течение 10 рабочих дней со дня наступления таких изменений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, законодательством Астраханской области (часть 5 статьи 5 З Закона Астраханской области "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области").
Исходя из содержания вышеуказанных норм закона, законодателем определен орган, правомочный разрешать вопрос о выплате мер социальной поддержки многодетным семьям, нуждающимся в поддержке и имеющим среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения по Астраханской области, которым является центр социальной поддержки населения муниципального района, который вправе запрашивать сведения, подтверждающие предоставленные данные о доходам семьи.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суды нижестоящих инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что действия административного ответчика не противоречат требованиям действующего законодательства, центр социальной поддержки действовал в соответствии с частью 6 статьи 5 Закона Астраханской области "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области", в соответствии с которой отсутствовали основания для произведения выплаты мер социальной поддержки, в связи с чем права и законные интересы административного истца не были нарушены.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Енотаевского районного суда Астраханской области от 08 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 09 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 07 сентября 2021 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.Х. Карасова
В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.