Дело N 88-17405/2021
N дела суда 1-й инстанции 2-4637/2020
г. Краснодар 30 сентября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никольской О.Л, судей Харитонова А.С. и Ивановой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственной жилищной инспекции Краснодарского края к администрации муниципального образования г. Сочи о понуждении к исполнению предписаний органа государственного жилищного надзора по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Сочи на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 16 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Никольской О.Л, выслушав объяснения представителя государственной жилищной инспекции Краснодарского края - Телюк А.В, судебная коллегия
установила:
государственная жилищная инспекция Краснодарского края обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования г. Сочи о понуждении к исполнению предписаний органа государственного жилищного надзора.
В обоснование заявленных требований указано, что в период с 6 декабря 2018 года по 13 декабря 2018 года государственной жилищной инспекцией Краснодарского края, на основании распоряжения от 4 декабря 2018 года N 4504 проведена проверка в отношении администрации муниципального образования г. Сочи с целью контроля за осуществлением администрацией полномочий, переданных Законом Краснодарского края от 6 декабря 2017 г. N 3700-K3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля".
Согласно акту проверки от 13 декабря 2018 года N 004621 в ходе проведения проверки установлено, что администрацией обязательные требования законодательства при осуществлении отдельных государственных полномочий Краснодарского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля в соответствии с Законом не выполняются, а именно: внеплановые проверки на основании поступивших обращений: Князева А.С, Головатенко Н.В, Лунева Э.Г, Зейтунян А.Д, Подобедова В.В, Федоровой Н.Г, Ялуниной Т.Н, Лапатенковой Л.Ю, Сурковой А.В, Федосова В.И, Штаудингера Р.Н, Ткаченко Ю.А, Щербаковой О.М, Крохалевой Т.А, Новиковой М.В, Шеленко М.И, Мавренков П.Ф, Кешабян К.Л, Парциба Ю.В. не организованы и не проведены.
По результатам проверки администрации муниципального образования г.Сочи выдано предписание от 13 декабря 2018 года со сроком исполнения до 18 января 2019 года.
18 января 2019 года срок исполнения предписания от 13 декабря 2018 года продлен до 1 апреля 2019 года.
4 апреля 2019 года в связи с истечением срока исполнения указанного предписания, государственной жилищной инспекцией Краснодарского края был направлен запрос в администрацию муниципального образования г.Сочи о необходимости предоставить в срок до 10 апреля 2019 года информацию о его исполнении (неисполнении).
В связи с отсутствием информации от администрации муниципального образования г. Сочи о рассмотрении данного запроса государственной жилищной инспекцией Краснодарского края по факту неисполнения предписания от 13 декабря 2018 года были возбуждены дела об административных правонарушениях по части 1ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях в отношении администрации г. Сочи и должностного лица администрации г. Сочи.
Поскольку до настоящего времени ответчик истца о выполнении предписания N003365 от 13 декабря 2018 года не уведомил, государственная жилищная инспекция Краснодарского края просила обязать администрацию муниципального образования г. Сочи выполнить требования, содержащиеся в предписании N 003365 от 13 декабря 2018 года государственной жилищной инспекции Краснодарского края, а именно: организовать и провести внеплановые проверки на основании поступивших обращений Князева А.С, Головатенко Н.В, Лунева Э.Г, Зейтунян А.Д, Подобедова В.В, Федоровой Н.Г, Ялуниной Т.Н, Лапатенковой Л.Ю, Сурковой А.В, Федосова В.И, Штаудингера Р.Н, Ткаченко Ю.А, Щербаковой О.М, Крохалевой Т.А, Новиковой М.В, Шеленко М.И, Мавренкова П.Ф, Кешабян К.Л, Парциба Ю.В.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 16 декабря 2020 года исковые требования государственной жилищной инспекции Краснодарского края удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда 18 марта 2021 года решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 16 декабря 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования г. Сочи просит отменить судебные постановления, производство по делу прекратить, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что администрация г. Сочи является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем, у истца отсутствовали правовые основания для проведения в отношении администрации внеплановой проверки и составления протоколов.
Все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Кроме того, на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции (4kas.sudrf.ru) заблаговременно размещена информация о дате и времени судебного заседания.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с подпунктом 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Пунктом 4.1 Положения о государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - Инспекция), утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 5 октября 2006 г. N 861, установлено, что в случаях выявления нарушений требований ЖК РФ, Инспекция вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению в случае выявления нарушения обязательных требований ЖК РФ.
Согласно части 3 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что в период с 6 декабря 2018 года по 13 декабря 2018 года государственной жилищной инспекцией Краснодарского края, на основании распоряжения от 4 декабря 2018 года N 4504 проведена проверка в отношении администрации муниципального образования г. Сочи с целью контроля за осуществлением администрацией полномочий, переданных Законом Краснодарского края от 6 декабря 2017 г. N 3700-K3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля".
Согласно акту проверки от 13 декабря 2018 года N 004621 в ходе проведения проверки установлено, что администрацией обязательные требования законодательства при осуществлении отдельных государственных полномочий Краснодарского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля в соответствии с Законом не выполняются, а именно: внеплановые проверки на основании поступивших обращений: Князева А.С, Головатенко Н.В, Лунева Э.Г, Зейтунян А.Д, Подобедова В.В, Федоровой Н.Г, Ялуниной Т.Н, Лапатенковой Л.Ю, Сурковой А.В, Федосова В.И, Штаудингера Р.Н, Ткаченко Ю.А, Щербаковой О.М, Крохалевой Т.А, Новиковой М.В, Шеленко М.И, Мавренков П.Ф, Кешабян К.Л, Парциба Ю.В. не организованы и не проведены.
По результатам проверки администрации муниципального образования г.Сочи выдано предписание от 13 декабря 2018 года со сроком исполнения до 18 января 2019 года.
18 января 2019 года срок исполнения предписания от 13 декабря 2018 года продлен до 1 апреля 2019 года.
4 апреля 2019 года в связи с истечением срока исполнения указанного предписания, государственной жилищной инспекцией Краснодарского края был направлен запрос в администрацию муниципального образования г.Сочи о необходимости предоставить в срок до 10 апреля 2019 года информацию о его исполнении (неисполнении).
В связи с отсутствием информации от администрации муниципального образования г. Сочи о рассмотрении данного запроса государственной жилищной инспекцией Краснодарского края по факту неисполнения предписания от 13 декабря 2018 года были возбуждены дела об административных правонарушениях по части 1ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях в отношении администрации г. Сочи и должностного лица администрации г. Сочи.
Выданные ответчику предписания направлены на защиту прав и законных интересов граждан: Князева А.С, Головатенко Н.В, Лунева Э.Г, Зейтунян А.Д, Подобедова В.В, Федоровой Н.Г, Ялуниной Т.Н, Лапатенковой Л.Ю, Сурковой А.В, Федосова В.И, Штаудингера Р.Н, Ткаченко Ю.А, Щербаковой О.М, Крохалевой Т.А, Новиковой М.В, Шеленко М.И, Мавренкова П.Ф, Кешабян К.Л, Парциба Ю.В.
С учетом всех обстоятельств по делу, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска государственной жилищной инспекции Краснодарского края, поскольку администрацией муниципального образования г. Сочи доказательств о выполнении предписания от 13 декабря 2018 года N003365, вынесенного в рамках полномочий, предоставленных Инспекции Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и их толковании.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов суда о фактических обстоятельствах, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные частью 3 статьи 390 ГПК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Нарушений норм права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
При таких обстоятельствах решение Центрального районного суда г.Сочи от 16 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 марта 2021 года подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 16 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации г. Сочи - без удовлетворения.
Председательствующий О.Л. Никольская
Судьи А.С. Харитонов
О.Н. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.