Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Песоцкого В.В, судей Кудрявцевой Е.Н, Лопаткиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Керченского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования городского округа Керчь, неопределенного круга лиц к Акционерному обществу "Камыш-Бурунский железорудный комбинат" о приостановлении деятельности по реконструкции обводного канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов по кассационной жалобе Акционерного общества "Камыш-Бурунский железорудный комбинат" на решение Керченского городского суда Республики Крым от 27 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 2 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Песоцкого В.В, выслушав объяснения представителей Акционерного общества "Камыш-Бурунский железорудный комбинат" Концевого К.И, Плюща А.С, поддержавших доводы кассационной жалобы, а также прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пономареву П.Г. об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Керченский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, муниципального образования городского округа Керчь, неопределенного круга лиц обратился с иском к акционерному обществу "Камыш-Бурунский железорудный комбинат" (далее - АО "КБ ЖРК") о приостановлении деятельности по реконструкции обводного канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов.
В обоснование своих требований истец указал на то, что в 2018 году по заказу АО "КБ ЖРК" разработана проектная документация "Ремонт (восстановление) обводного канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов". Дноуглубительные работы проводятся на северо-восточном, восточном и юго-восточном (устьевом) участках обводного канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов с использованием трёх земснарядов. Выбранный из канала грунт намывается на откосы бермы ограждающей дамбы, песковое предохранительное плато и место бывшего отстойника Нижне-Чурбашского хвостохранилища. Выбранный из канала грунт, в том числе укладывается на откосы и берму ограждающей дамбы Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов, что ведёт к увеличению размеров поперечного сечения и изменению элементов тела дамбы. Работы по расчистке двух участков канала с разработкой грунтов от 3 до 5 м глубиной с приданием природного уклона шириной 105 м по дну, проводимые в водоохраной зоне Керченского пролива Азовского моря и акватории водного объекта рыбохозяйственного назначения 2 категории проводятся в отсутствие согласования с органами Росрыболовства. Дальнейшее осуществление работ по реконструкции линейного объекта является экологически опасной деятельностью, в связи с чем создаёт опасность причинения вреда в будущем для окружающей среды и водных биологических ресурсов, чем нарушает права Российской Федерации, как собственника водных биологических ресурсов. Истец просил приостановить деятельность Акционерного общества "Камыш-Бурунский железорудный комбинат" по реконструкции обводного канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов (кадастровый N) до получения разрешения на строительство, разрешения уполномоченного органа на использование земельного участка и получения согласования с органами Росрыболовства.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 27 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским дела Верховного суда Республики Крым от 2 марта 2021 года, иск удовлетворён.
С АО "КБ ЖРК" взыскана государственная пошлина в доход в бюджет города Керчи в размере 300 рублей и судебные расходы по оплате судебной комплексной экспертизы в пользу ООО "Тезис-Эксперт" в размере 531 303, 50 рублей
В кассационной жалобе АО "КБ ЖРК" поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного и градостроительного законодательства при осуществлении Акционерным обществом "Камыш-Бурунский железорудный комбинат" работ в обводном канале Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов, находящегося в водоохранной зоне Керченского пролива Азовского моря, которой установлено, что дноуглубительные работы проводятся на северо-восточном, восточном и юго-восточном (устьевом) участках обводного канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища с использованием трёх земснарядов. Выбранный из канала грунт по пульпопроводам намывается на откосы бермы ограждающей дамбы, песковое предохранительное плато и место бывшего отстойника Нижнее-Чурбашского хвостохранилища.
На месте переработки выбранного грунта на момент проверки находилось в работе 6 экскаваторов. Выбранный из канала грунт, в том числе укладывается на откосы и берму ограждающей дамбы Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов, что ведёт к увеличению размеров поперечного сечения и изменению элементов тела дамбы.
Основным видом деятельности АО "КБ ЖРК" является сбор и обработка сточных вод, дополнительными видами являются строительство жилых и нежилых зданий, строительство прочих инженерных сооружений, не включённых в другие группировки.
Для осуществления уставных видов деятельности в собственности АО "КБ ЖРК" находится обводной канал Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов, который имеет кадастровый N.
Строительные работы на обводном канале Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов проводятся на основании проекта "Ремонт (восстановление) обводного канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов", разработанной ООО "КубаньПроектИнжиниринг", а также проектов, разработанных ООО "ПромТехСтрой-Безопасность": "Технический отчёт по устойчивости гидротехнического сооружения (далее - ГТС) Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов при реализации проекта по ремонту (восстановлению) обводного канала" и "Технический отчёт по восстановлению (ремонту) обводного канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища".
Обводной канал Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов относится к линейному объекту, а производимые строительные работы относятся к категории реконструкции линейного объекта, для производства которых необходимо получение разрешение на выполнение строительных работ.
По сообщению Службы по экологическому и техническому надзору Республики Крым указанный линейный объект - обводной канал Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов является постоянным гидротехническим сооружением.
Камыш-Бурунский железорудный комбинат осуществлял добычу полезного ископаемого - железной руды с 1939 года по 1994 год. Эксплуатация Нижне-Чурбашского хвостохранилища по прямому назначению в настоящее время не осуществляется.
Правилами безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов и Техничесим отчётом по устойчивости ГТС Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов при реализации проекта по ремонту (восстановлению) обводного канала, разработанного ООО "ПромТехСтрой-Безопасность, установлено, что накопитель после заполнения до проектной отметки и прекращения работ по заполнению подлежит консервации (ликвидации) в соответствии с проектом.
На момент проверки на участке канала протяжённостью 1, 4 км работы в соответствии с проектной документацией "Ремонт (восстановление) обводного канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов", разработанной ООО "КубаньПроектИнжиниринг", не проводились. Контуры ремонтируемых участков канала N N 1, 2 и 3 не приведены в соответствие с проектом. Береговые линии в плане и профиле имеют уступы и перепады в результате неравномерной выборки грунта, посередине канала на участке N 3 невыбранный грунт образует косу.
АО "КБ ЖРК" не произвёло расчёт и согласование размера вреда, который может быть причинён жизни, здоровью, имуществу физических и юридических лиц в результате возможной аварии гидротехнического сооружения; не провело преддекларационное обследование обводного канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов, по результатам которого определяется необходимость декларирования безопасности данного гидротехнического сооружения; не разработало и не утвердило декларацию безопасности обводного канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов, критерии безопасности гидротехнического сооружения, правила эксплуатации обводного канала, не приняло меры по внесению в российский регистр гидротехнических сооружений сведений об обводном канале Нижне- Чурбашского хвостохранилища шламов.
Согласно имеющейся в материалах дела справке Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым дноуглубительные работы в юго-восточном устье обводного канала осуществляются в водоохранной зоне Керченского пролива Азовского моря.
Согласно сведениям ООО "Крымский проектно-изыскательский институт по мелиорации и водохозяйственному строительству "Крымгипроводхоз", а также имеющейся информации Азовско-Черноморского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Главрыбвод" обводной канал Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов является водным объектом, а также рыбохозяйственным водоёмом 2-й категории. В данный водоём возможно попадание водных биологических ресурсов из озера Чурбашского по каналу. Специальные межевые знаки, обозначающие вынесение используемого для проведения работ земельного участка на местности, отсутствуют.
Согласно сообдщению ООО "Крымский проектно-изыскательский институт по мелиорации и водохозяйственному строительству "Крымгипроводхоз" от 14 марта 2019 года критериями, определяющими грань между капитальным ремонтом и реконструкцией линейных объектов, являются изменения класса, категории, первоначально установленных показателей функционирования объектов, изменение границ полосы отвода или охранных зон. Изменение хотя бы одного из указанных критериев влечёт переквалификацию капитального ремонта в реконструкцию. Анализируемая проектная документация содержит мероприятия, которые ведут к изменению первоначально установленных показателей функционирования объекта, а именно пропускной способности, буферной ёмкости канала, изменения продольного и поперечного профилей сооружения и т.д, о чём имеются указания в проектной документации. Мероприятия, предусмотренные проектной документацией, не соответствуют виду капитальный ремонт и должны быть определены как реконструкция. Необходимо внести соответствующие изменения в представленную проектную документацию, учитывая, что фактически проектом предусмотрена реконструкция объекта. Изменение вида строительства на реконструкцию повлечёт необходимость доработки содержания имеющихся разделов и одновременной подготовки недостающих разделов проектной документации.
В представленной проектной документации отсутствует декларация безопасности гидротехнического сооружения, которая в обязательном порядке разрабатывается одновременно с подготовкой проектной документации.
До начала выполнения работ необходимо получение разрешения на строительство, произведение регистрация декларации о начале работ (в зависимости от принятого в проекте документации класса опасности гидротехнического сооружения).
В соответствии с информацией, предоставленной администрацией города Керчи, у АО " КБ ЖРК" отсутствуют документы на право использования земельного участка муниципальной собственности площадью 325 га, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый квартал N
Согласно экспертному заключению Федерального государственного бюджетного учреждения "ЧерАзтехмордирекция" (далее - ФГБУ "ЧерАзтехмордирекция") от 22 февраля 2019 года при сравнительном анализе результатов проведённых лабораторных исследований, проб природной воды, отобранных из обводного канала с ПДК загрязняющих веществ, установленных для водоёмов рыбохозяйственного значения и фоновыми значениями, выявлено превышение допустимого значения содержания следующих загрязняющих веществ: магний - в 1, 2-1, 45 раз; медь - в 7, 4-12; свинец - в 1, 1-7, 5; цинк - в 1, 3-1, 47.
В соответствии с заключением от 13 марта 2019 года N 53, выполненного экспертами Федерального государственного бюджетного учреждения "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю, по результатам испытаний (измерений) проб грунта, изымаемого из канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов, в нем установлено содержание алюминия, бария, бора, ванадия, висмута, кадмия, кальция, марганца, меди, натрия, никеля, свинца, фосфора, хрома, цинка, железа, кобальта.
Согласно заключению судебной комплексной строительно-технической и землеустроительной экспертизы N контур кадастровых границ канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища, сведения о которых содержатся Государственном кадастре недвижимости Российской Федерации (далее - ГКН), имеет значительные расхождения с контуром старого русла канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища согласно сведениям топографической карты Главного управления геодезии и картографии СССР, составленной институтом УКРГИИГИС в 1981 году.
Протяжённость (по оси) канала согласно сведениям ГКН составляет 4 912, 0 м. При проверке сведений из ГКН протяжённость (по оси) канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища составила 4 916, 301 м. Периметр канала составляет по контуру кадастровых границ 10 042, 585 м, площадь по контуру кадастровых границ 540 145, 063 кв.м.
Контур фактических границ уреза воды объекта исследования - канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища, кадастровый N, расположенного по адресу: "адрес" на дату проведения экспертизы имеет расхождения с контуром старого русла канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища, согласно сведений топографической карты Главного управления геодезии и картографии СССР, составленной институтом УКРГИИГИС в 1981 году.
Протяжённость (по оси) русла канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища, кадастровый N, расположенного по адресу: "адрес", согласно сведений топографической карты Главного управления геодезии и картографии СССР составляет 5 341, 419 м, периметр канала - 12 391, 716 м, площадь - 327 057, 373 кв.м.
Канал Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов с кадастровым N, расположенный по адресу: "адрес", является линейным объектом.
На дату экспертизы результат производимых строительных работ (земляных работ) на сооружении с назначением - 1, 9 "сооружение горнорудных предприятий", канале Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов с кадастровым N, расположенном по адресу: "адрес", входящего в состав объекта капитального строительства Нижне-Чурбашское хвостохранилища, изменяет параметры протяжённости и площади, что соответствует понятию реконструкции.
Проектная документация "Ремонт (восстановление) обводного канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов", разработанная ООО "ПроТехСтрой-Безопасность" не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Для производства строительных работ по реконструкции объекта капитального строительства обводного канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес", требуется получение разрешения на выполнение строительных работ, утверждённых постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N2040-6/14 в редакции Постановления Государственного Совета Республики Крым от 24 декабря 2014 года N 387-1/14.
Земельный участок, на котором расположен исследуемый канал Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов с кадастровым N по адресу: "адрес" находится в границах кадастрового квартала N
На дату проведения экспертного исследования противопаводковые мероприятия по планово-предупредительному ремонту согласно утверждённому графику не вполняются, так как участок канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища, который проходит вдоль городского пляжа в направлении пос. "данные изъяты", не участвует в процессе водоотведения, защиты от подтопления и заболачивания гидротехнического сооружения Нижне-Чурбашского хвостохранилища.
Участок канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища, который проходит вдоль автодороги в направлении пос. "данные изъяты", и автодороги на городской пляж, который участвует процессе водоотведения, защиты от подтопления и заболачивания гидротехнического сооружения Нижне- Чурбашского хвостохранилища и отвода дренажных вод из гидротехнического сооружения Нижне-Чурбашского хвостохранилища, является последним участком в данном процессе и проведение строительных работ по расчистке данного участка канала является нецелесообразным.
Контур кадастровых границ канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес", район Аршинцево, сведения о которых содержатся ГКН, имеет расхождения с контуром фактических границ уреза воды канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес", район Аршинцево (контур кадастровых границ, сведения о которых содержатся в ГКН, участка канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес", район Аршинцево, проходящего вдоль городского пляжа в направлении "адрес", расположен в месторасположении ранее существовавшего отстойника Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов; контур кадастровых границ, сведения о которых содержатся в ГКН - участка канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища, кадастровый N, расположенного по адресу: "адрес", район Аршинцево, проходящего вдоль автодороги в направлении городского пляжа, расположен в месторасположении дамбы Нижне-Чурбашского хвостохранилища; контур кадастровых границ, сведения о которых содержатся в ГКН, а именно участка обводного канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища, кадастровый N, расположенного по адресу: "адрес", район Аршинцево, проходящего вдоль автодороги в направлении "адрес", расположен в месторасположении ранее существовавшего русла и отстойника Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов).
Фактическая протяжённость канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища, кадастровый N, расположенного по адресу: "адрес", район Аршинцево, составляет 5 625, 381 м, периметр канала - 17 013, 845 м, площадь - 574 969, 413 кв.м.
Проводимые строительные работы по реконструкции канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов, кадастровый N, расположенного по адресу: "адрес", район Аршинцево, создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Геометрические характеристики и параметры гидротехнического сооружения - обводного канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища, после его строительства и ввода в эксплуатацию не могли иметь пропускную способность и сечение не соответствующие гидрологическим расчётам, указанным в Томе II "Технический отчёт по результатам обследования части обводного канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища", выполненном в 2018 году ООО "П"ГС-Безопасность".
Гидрологические расчёты, характеризующие геометрические параметры канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища, не являются эксплуатационной технической документацией.
Проведение текущего ремонта, который охватывают небольшие объёмы исправлений и не требуют сложных технических мероприятий или конструктивных изменений, производится на гидротехническом сооружении по мере возникновения необходимости заделки неглубоких трещин, промоин, исправление оплываний откосов и осуществляется силами эксплуатационного персонала хранилища.
Капитальный ремонт сооружений выполняется в соответствии с проектом, в котором разрабатываются способы производства ремонтных работ, намечаются сроки, указываются необходимые материалы и стоимость ремонта. Для составления проекта привлекаются специализированные проектные и научно-исследовательские организации. Выполнение капитального ремонта производится специализированными ремонтно-строительными организациями.
График проведения текущего ремонта составляется по результатам визуальных наблюдений за состоянием хранилища. План капитального ремонта составляется на основании результатов общих и внеочередных осмотров сооружений и данных наблюдений.
Проведение противопаводковых мероприятий эксплуатирующей организацией гидротехнического сооружения необходимо проводить в соответствии с запланированным графиком на основании результатов общих и внеочередных осмотров и данных полученных наблюдений сооружений, входящих в состав гидротехнического сооружения.
Приведение геометрических параметров обводного канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища в соответствии с Техническим отчётом по результатам обследования части обводного канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища, Том II, не является текущим ремонтом гидротехнического сооружения, а предпроектными разработками по созданию нового линейного сооружения - обводного канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что АО "КБ ЖРК" осуществляет деятельность по реконструкции обводного канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов с кадастровым номером 90:19:010102:358 без разрешения на строительство, разрешения уполномоченного органа на использование земельного участка, а также без получения согласования с органами Росрыболовства, в связи с чем удовлетворил требования прокурора.
С данными выводами согласился и суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции при установленных обстоятельствах данного дела соглашается с принятыми судебными актами.
Суды нижестоящих инстанций правомерно руководствовались статьями 39.1, 39.33, 60 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 48, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52 "О животном мире", Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пришли к правомерному выводу о том, что действиями ответчиками нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку производятся с нарушениями природоохранного и градостроительного законодательства, что создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и являются несостоятельными, поскольку доказательства по делу проверены судами и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно, не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 27 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 2 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Акционерного общества "Камыш-Бурунский железорудный комбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Песоцкий
Судьи Е.Н. Кудрявцева
Н.А. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.