Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Авериной Е.Г. и Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Озенбаш А.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) о перерасчете пенсии, по кассационной жалобе Озенбаш А.А, поступившей с делом 15 июля 2021 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 1 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Озенбаш А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное), в котором с учетом уточненных исковых требований просил суд произвести перерасчет страховой пенсии на основании справки о заработной плате от 16 февраля 2011 г. N 4/1602-2011 и индивидуальных сведений о застрахованном лице из системы персонифицированного учета Пенсионного фонда Украины за период с 1993 года по 2001 год, с даты назначения страховой пенсии.
Решением Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым (межрайонное) от 9 июня 2020 г. иск Озенбаш А.А. удовлетворен, суд признал незаконным отказ Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда в Симферопольском районе Республики Крым в принятии и учету справки о заработной плате от 16 февраля 2011 г. N 4/1602-2011 за период работы с 1995 год по 2001 год, возложил обязанность по перерасчету страховой пенсии Озенбаш А.А. с 1 июня 2018 г. с учетом справки о заработной плате от 16 февраля 2011 г. N 4/1602-2011, выданной ООО "Озенбаш" за период работы с 1995 года по 2001 год.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 1 апреля 2021 г. решение суда первой инстанции отменено и вынесено новое постановление об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе истец просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 1 апреля 2021 г, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов ссылается на незаконность отказа суда апелляционной инстанции в удовлетворении исковых требований, вместе со справкой от 16 февраля 2011 г. истцом в Управление были предоставлены ведомости о начислении заработной платы за период с февраля 1993 г. по январь 1998 г, т.е. первичные документы о заработной плате. Кроме того, из Пенсионного органа Украины поступили сведения из системы персонифицированного учета за период с 1999 г. по 2001 г. Расхождений между справками и первичными документами нет. Однако, пенсия истцу была назначена без учета предоставленных истцом сведений о заработной плате. Справка содержит все сведения, предусмотренные Указанием N1-68-У.
Лица, участвующие в деле, на судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, от истца поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его и его представителя.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истец является получателем страховой пенсии с 1 июня 2018 г, назначенной в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В материалах дела имеются свидетельства об изменении фамилии, имени и отчества истца. До 30 января 2002 г. истца звали Джелил А.А.ич, затем личные данные были изменены. Свидетельством об изменении имени серии 1-БК N 017208, выданным повторно 29 декабря 2015 г, подтверждается, что истец после регистрации изменений стал - Джелил А.А... В сентябре 2008 г. истец поменял фамилию на Озенбаш А.А, что подтверждается свидетельством об изменении имени серии 1-АП N 022882, выданным 2 сентября 2008 г.
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации серии 3914 N863753, выданного 15 июня 2015 г. Отделом УФМС России по Республике Крым в Белгородском районе, истец именуется как Озенбаш А.А..
При обращении в УПФР за назначением пенсии истец предоставил, в том числе, справку о заработной плате N1к/300904 от 30 сентября 2004 г, выданную совместным украинско-турецким предприятием " Озенбаш А.А." за период работы с января 1995 года по декабрь 1999 года, подписанную генеральным директором Джалил А.А. (Озенбаш А.А.).
Пенсионный орган посчитал данную справку оформленной с| нарушениями и принял решение о проведении документальной проверки предприятия " Озенбаш А.А.". Однако провести документальную проверку на данном и предприятии не представилось возможным, так как по юридическому адресу предприятие не располагалось, фактическое местонахождения предприятия неизвестно.
Согласно ответу администрации Белогорского района Республики, Крым N 8053/01-7 от 30 ноября 2015 г. документы ООО ЛТД " Озенбаш А.А." на хранение в архив (муниципальный архив) не поступали (т.2 л. д. 68).
В связи с этим пенсия по старости была назначена без учета вышеуказанной справки о заработной плате.
После поступления сведений из Главного управления Пенсионного фонда Украины в г. Киеве (Голосиевского района) о получении Озенбаш А.А. : пенсии по старости, в связи с тем, что Озенбаш А.А. одновременно получал пенсию по старости, назначенную государством Украина и УПФР в Симферопольском районе Республики Крым, ответчик произвел перерасчет пенсии с 1 февраля 2019 г.|
В материалах пенсионного дела, поступившего из Главного управления Пенсионного фонда Украины в г. Киеве (Голосиевского района) имеется справка о заработной плате N 4/1602-2011 от 16 февраля 2011 г. за период с 1993 года по 1997 год, выданная генеральным директором предприятия " Озенбаш А.А.", подписанная истцом, а также имеются сведения из индивидуальной ведомости о застрахованном лице за период с 1999 года по 2007 год.
При сравнении двух справок о заработной плате и сведений из индивидуальной ведомости о застрахованном лице, было установлено, что сумма заработной платы за один и тот же период в представленных документах различны, в связи с этим пенсионный орган пришел к выводу, что данные документы содержат недостоверные сведения.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что представленная истцом справка от 16 февраля 2011 г. содержит все сведения, предусмотренные Указанием Министерства социальной защиты населения РФ от 20 августа 1992 г. N1-68-У "О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии", которым утверждена форма справки о заработке для рекомендации ее всем предприятиям, учреждениям, организациям.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, счет их основанными на неправильном толковании норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального икона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с новым Федеральным законом продолжают применяться нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ), в части, ему не противоречащей.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии, применяемый при исчислении страховой пенсии, определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд до 1 января 2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, который действует с 1 января 2015 г.
Пунктом 6 названного Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, Правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
До 1 января 2015 г. действовал Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного постановления Минтруда РФ N 16, Пенсионного Фонда РФ N 19па от 27 февраля 2002 г.
Из положений пункта 13 указанного Перечня следует, что в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, предусмотренных настоящим Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами.
В соответствии с Указанием Минсоцзащиты РФ от 20 августа 1992 г. N 1-68-У "О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии", справка о заработной плате, учитываемая при исчислении пенсии, должна содержать информацию о денежных единицах, в которых выплачивалась сумма заработка. Предприятиям, организациям, учреждениям разъяснено, что при оформлении справки периоды, принятые в подсчет заработка (денежного довольствия), следует указывать раздельно по каждому календарному году.
Если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов.
В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы.
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно пункту 22 данных Правил территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них съедений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из совместного Письма Министерства труда и социального развития РФ N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 г. следует, что в случае невозможности назначения и перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, в частности, в результате наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.
Как разъяснено в подпункте 8 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными" органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
Из искового заявления истца следует, что проверку предприятия провести невозможно, так как предприятие прекратило свою деятельность в 2007 году в связи с его банкротством и каких-либо документов о его деятельности в настоящее время не сохранено.
В связи с тем, что предприятие прекратило свою деятельность в связи с банкротством в 2007 году, истец не имел права выдавать какие-либо справки и документы от имени предприятия в 2011 году, то есть после его банкротства.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные документы выдаются правопреемником, вышестоящим и органом или организациями, осуществляющими хранение и использование архивных документов, располагающими необходимыми сведениями (пункт 104 Приказ Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н).
Таким образом, удовлетворение требований возможно лишь при условии, что представленные документы бесспорно подтверждают фактический заработок работника на указанном предприятии в спорный период, что вытекает из основного принципа пенсионного обеспечения - результатами труда каждого гражданина на основании его индивидуального трудового стажа и заработка.
Таких доказательств в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Поскольку представленная истцом справка о заработной плате от 16 февраля 2011 г. N 4/1602-2011 не содержит оснований выдачи, сведения о заработной плате лицевыми счетами не подтверждены, то есть документ не соответствует требованиям, предъявляемым для оформления справок, не может служить основанием к перерасчету размера пенсии. Кроме того, справка выданная истцом после банкротства предприятия, не могла быть принята пенсионным органом в качестве оснований к перерасчету пенсии.
Требование истца о перерасчете размера пенсии на основании индивидуальных сведений о застрахованном лице из системы персонифицированного учета Пенсионного фонда Украины за период с 1993 года по 2001 год также не подлежит удовлетворению, поскольку в представленных доказательства имеются сведения из системы персонифицированного учета Пенсионного фонда Украины за период с 1999 года по 2014 года, с 2000 года по 2014 год.
Сведения из системы персонифицированного учета Пенсионного фонда Украины за период с 1993 года по 2000 год в материалы дела не представлены сторонами.
Единственными первичными документами о размере заработка за период его работы с февраля 1993 года по январь 1998 года, являются платежные ведомости, однако требований о перерасчете пенсии с учетом платежных ведомостей истец не заявлял.
В связи с изложенным, судебная коллегия суда апелляционной инстанции пришла к выводу, что у суда первой инстанции не было законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, что законных оснований для возложения на ответчика обязанности по пересчету размера пенсии истца не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 1 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Озенбаш А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.Г. Аверина
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.