Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конкина И.В., рассмотрев жалобу на вступившие в законную силу постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Кемеровской области - Кузбассу от 09 декабря 2020 г. N 42232031500357700004, решение Киселёвского городского суда Кемеровской области от 21 апреля 2021 г. и решение Кемеровского областного суда от 16 июня 2021 г., вынесенные в отношении должностного лица ООО "ТЕРМОЛЮКС" Коваленко Юрия Васильевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Кемеровской области - Кузбассу от 09 декабря 2020 г. N 42232031500357700004, оставленным без изменения решением Киселёвского городского суда Кемеровской области от 21 апреля 2021 г. и решением Кемеровского областного суда от 16 июня 2021 г, должностное лицо ООО "ТЕРМОЛЮКС" Коваленко Ю.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Коваленко Ю.В. просит постановление и решение отменить, признать правонарушение малозначительным, административное наказание в виде штрафа заменить на предупреждение либо снизить до минимального размера или ниже минимального размера.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю - продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона N 173-ФЗ к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт "б" пункта 9 части 1).
При этом валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, средства на банковских счетах и в банковских вкладах (пункт 1 части 1 Закона N 173-ФЗ).
Резидентами являются, в том числе юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а нерезидентами - физические лица, которых нельзя отнести к гражданам Российской Федерации, а также к иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации (пункты 6 и 7 части 1 Закона N 173-ФЗ).
В силу части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
При этом названной нормой права определен исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках. К таким случаям не отнесена выплата заработной платы наличными денежными средствами.
Согласно абзацу пятому статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, реализация юридическим лицом - резидентом норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм специального законодательства - Закона N 173-ФЗ.
Из материалов дела следует, что резидентом ООО "ТЕРМОЛЮКС" ("адрес"), в нарушение требований части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", 14 июня 2019 г. совершена незаконная валютная операция, а именно, минуя счета в уполномоченном банке, нерезиденту ФИО5 выплачены денежные средства в наличной форме в виде заработной платы в сумме 9572 рубля 00 копеек.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица - директора ООО "ТЕРМОЛЮКС" Коваленко Ю.В. к административной ответственности, предусмотренной части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Факт имевшего место события административного правонарушения и виновность Коваленко Ю.В. подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; копиями акта проверки соблюдения валютного законодательства, трудового договора, приказа о приеме работника на работу, паспорта иностранного гражданина, платежной ведомости от 14 июня 2019 г. N 10, расходного кассового ордера от 14 июня 2019 г. N 23 и иными материалами дела, получившими надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, административное наказание назначено Коваленко Ю.В. в пределах санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным и соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены судебными инстанциями в соответствии с требованиями, установленными статьями 30.6, 30.9 КоАП РФ соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Выводы судебных инстанций о том, что совершенное Коваленко Ю.В. административное правонарушение создает угрозу стабильности внутреннего валютного рынка и экономической безопасности государства, являются правильными и сомнений не вызывают.
Доводы жалобы, поданной в Восьмой кассационный суд, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным как в постановлении должностного лица, так и в судебном акте.
Выводы Киселевского городского суда об отсутствии оснований для применения положений ст.2.9 и ст.4.1.1 КоАП РФ соответствующим образом мотивированы в судебном акте, оснований не согласиться с указанными выводами не имеется.
Несогласие автора жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения указанного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику не может быть принята во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет. Кроме того, различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Кемеровской области - Кузбассу от 09 декабря 2020 г. N 42232031500357700004, решение Киселёвского городского суда Кемеровской области от 21 апреля 2021 г. и решение Кемеровского областного суда от 16 июня 2021 г, вынесенные в отношении должностного лица ООО "ТЕРМОЛЮКС" Коваленко Юрия Васильевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Коваленко Ю.В. - без удовлетворения.
Судья И.В.Конкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.