Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Пушкаревой Н.В. и Евтифеевой О.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Росляковой Марины Михайловны, поданной через суд первой инстанции 16 августа 2021 года, на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 15 апреля 2021 года по административному делу N 2а-2064/2020 по административному исковому заявлению Росляковой Марины Михайловны к временно исполняющему обязанности начальника Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Тыва Чичаан-оолу Мирану Грайровичу, Министерству внутренних дел по Республике Тыва о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Рослякова М.М. обратилась в Кызылский городской суд Республики Тыва с административным исковым заявлением к временно исполняющему обязанности начальника Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Тыва Чичаан-оолу Мирану Грайровичу, Министерству внутренних дел по Республике Тыва о признании незаконным бездействия экзаменационного подразделения Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Тыва по принятию повторного экзамена у административного истца по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения, возложении обязанности допустить ее к сдаче повторного экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения.
В обоснование требований указала, что 15 апреля 2019 года ей выдано свидетельство о профессии водителя.
Теоретический экзамен в Межрайонном регистрационно-экзаменационном отделе Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Тыва сдан ею 17 апреля 2019 года, практический экзамен по первоначальным навыкам сдан 16 мая 2019 года.
14 июля 2019 года не сдан экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения.
Полагает, что нарушено ее право быть допущенной к сдаче практического экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения с 18 апреля по 18 октября 2019 года, поскольку МРЭО ГИБДД МВД по Республике Тыва не назначается место, дата и время проведения экзаменов, обеспечивающие допуск к экзамену в установленный срок, сведения до кандидатов не доводятся в установленном порядке.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 15 апреля 2021 года, требования административного истца оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Рослякова М.М. ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Заявитель, ссылаясь на положения Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года N 1097, считает, что не требуется обращения лица, не сдавшего экзамен, с дополнительным заявлением о повторной сдаче экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения в течение 6 месяцев после подачи заявления о допуске к сдаче экзамена, выводы судов об обратном являются несостоятельными.
Полагает, что суд первой инстанции после уточнения исковых требований необоснованно не привлек к участию в деле в качестве административного ответчика Государственное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва "Тувинский техникум предпринимательства", осуществляющего функции по предоставлению государственной услуги по приему экзаменов.
Суд апелляционной инстанции не устранил допущенные судом первой инстанции нарушения, необоснованно, без вынесения соответствующего определения, письмами от 6 апреля 2021 года и 8 апреля 2021 года, истребовал дополнительные доказательства об организации повторного экзамена в отношении административного истца.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что 15 апреля 2019 года административным истцом Росляковой М.М. получено свидетельство о профессии водителя N, выданное ГБПОУ Республики Тыва "Тувинский техникум предпринимательства".
17 апреля 2019 года Рослякова М.М. обратилась в МРЭО ГИБДД МВД по Республике Тыва с заявлением о допуске к сдаче экзамена.
Из материалов дела следует, что Рослякова М.М. 17 апреля 2019 года сдала теоретический экзамен, 18 апреля 2019 года не сдала экзамен по первоначальным навыкам управления транспортными средствами (автодром), 16 мая 2019 года сдала экзамен по первоначальным навыкам управления транспортными средствами (автодром), 14 июня 2019 года не сдала первичный экзамен по управлению транспортными средствами в условиях дорожного движения (город).
Рослякова М.М. ежемесячно включалась в список кандидатов для сдачи экзаменов по городу. 19 июля 2019 года ею вторично не сдан экзамен по управлению транспортными средствами в условиях дорожного движения (город), 22 августа 2019 года она не явилась на экзамен, 7 сентября 2019 года не явилась вторично для сдачи экзамена. На экзамен, назначенный на 18 октября 2019 года, Рослякова М.М. не была включена, поскольку истек срок сдачи теоретического экзамена. На повторную сдачу теоретического экзамена Рослякова М.М. записана на 24 и 25 декабря 2019 года.
Также судами установлено, что график приема квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами утверждается начальником МРЭО ГИБДД МВД по Республике Тыва до 25 числа текущего месяца и размещается на сайте ГИБДД МВД по Республике Тыва.
Согласно имеющимся в деле графикам приема экзаменов на право управления транспортными средствами на июль, август, сентябрь 2019 года были определены даты и время проведения экзаменов, в том числе для учебной организации "Тувинский техникум предпринимательства" - на 18-19 июля, на 15, 22 августа, на 19, 26 сентября 2019 года. О проведении экзаменов в указанные дни также свидетельствуют протоколы проведения экзаменов МРЭО ГИБДД МВД по Республике Тыва, где имеются отметки о сдаче экзамена кандидатами в водители.
Разрешая заявленные по существу требования и оставляя их без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств лишения административного истца права на допуск к сдаче экзамена на управление транспортными средствами, а также доказательств того, что административный истец обращалась в подразделение МРЭО ГИБДД МВД по Республике Тыва с соответствующим заявлением о повторной сдаче экзамена, и что органом, уполномоченным рассматривать соответствующее заявление, ей было отказано в допуске к сдаче экзамена.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, указав, что об отсутствии оспариваемого бездействия со стороны МРЭО ГИБДД МВД по Республике Тыва свидетельствует также то, что сведения о кандидатах в водители, прошедших профессиональное обучение по программе водителей транспортных средств категории "В", ГБПОУ Республики Тыва "Тувинский техникум предпринимательства" в МРЭО ГИБДД МВД по Республике Тыва в августе и сентябре 2019 года не направлялись, в то время как обязанность по направлению заявления о проведении повторных экзаменов на право управления транспортными средствами в экзаменационное подразделение ГИБДД лежит на образовательной организации.
Выводы судов являются правильными.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" право на управление транспортным средством предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 26 указанной статьи предусмотрено, что к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
Приказом МВД России от 20 октября 2015 года N 995 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами" утверждены Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений.
Согласно пункту 6 указанных Правил экзамены состоят из теоретического и практических экзаменов - экзамена но первоначальным навыкам управления транспортным средством и экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения.
Пунктом 9 Правил установлено, что для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий или подкатегорий (далее - кандидаты в водители), проводятся: теоретический экзамен и практические экзамены - экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством и экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения - на категории "В", Т", "D", "BE", "СЕ" и "DE" и подкатегории "C1", ""D1", "СIE" и "DIE".
В силу пункта 11 Правил кандидат в водители, сдавший теоретический экзамен, допускается к сдаче практических экзаменов - экзамену по первоначальным навыкам управления транспортным средством и экзамену по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения в течение последующих 6 месяцев.
Порядок взаимодействия с организациями, осуществляющими образовательную деятельность и направления экзаменатора определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Порядком взаимодействия с организациями, осуществляющими образовательную деятельность и реализующими основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, и направления экзаменатора, утвержденного Приказом МВД России от 31 января 2017 года N 33, устанавливается, что уполномоченным должностным лицом экзаменационного подразделения осуществляется проверка представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, сведений об обучающихся на предмет нахождения их среди лиц, лишенных права на управление транспортными средствами, наличия у обучающихся медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, а также проверка сведений о медицинских организациях, выдавших медицинские заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, на предмет наличия на дату выдачи медицинского заключения действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (пункт 3).
Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в срок, не превышающий 3 рабочих дней до назначенной даты экзамена на право управления транспортными средствами, представляется в экзаменационное подразделение с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" список кандидатов в водители, включенных в состав организованной группы (приложение N 3 к настоящему Порядку), и их заявления о проведении экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений по форме, содержащейся в приложении N 2 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденному приказом МВД России от 20 октября 2015 г. N 995, с приложением копий документов, удостоверяющих личность кандидатов в водители, и иных документов, предусмотренных Правилами. Заявления, и документы (копии документов) представляются представителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, на основании доверенности, выданной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 14).
Руководителем экзаменационного подразделения ежемесячно в срок до 25 числа месяца утверждаются графики проведения экзаменов на право управления транспортными средствами на последующий месяц с указанием организаций, осуществляющих образовательную деятельность, даты и времени проведения экзаменов в составе организованной группы, адресов проведения экзаменов, категорий и подкатегорий транспортных средств, на право управления которыми в данных местах проводятся, соответствующие экзамены (пункт 15).
Указанный график в срок до окончания месяца, в котором он был утвержден, размещается в сети Интернет на официальном сайте Госавтоинспекции (www.gibdd.ru) и в экзаменационном подразделении в местах ожидания граждан на информационных стендах и (или) электронных табло с визуальной, текстовой и мультимедийной информацией (пункт 16).
В случае наличия кандидатов в водители, не сдавших один из предусмотренных Правилами экзаменов на право управления транспортными средствами, и заявления организации, осуществляющей образовательную деятельность, о назначении места, даты и времени проведения повторного экзамена на право управления транспортными средствами в составе организованной группы (приложение N 2 к настоящему Порядку) проведение повторного экзамена на право управления транспортными средствами в составе организованной группы осуществляется экзаменационным подразделением в соответствии с пунктами 8-12 настоящего Порядка (пункт 17).
С учетом приведенного правового регулирования и установленных по делу обстоятельств, судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что отсутствует предусмотренная законом обязанность экзаменационного подразделения ГИБДД уведомлять кандидатов в водители, не сдавших один из предусмотренных Правилами экзаменов на право управления транспортными средствами, о необходимости повторной сдачи экзамена, о графике сдачи экзаменов, поскольку проведение повторного экзамена на право управления транспортными средствами в составе организованной группы осуществляется экзаменационным подразделением на основании заявления организации, осуществляющей образовательную деятельность, о назначении места, даты и времени проведения повторного экзамена на право управления транспортными средствами.
Оснований не согласиться с выводами судов у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.
При этом в рассматриваемой ситуации не имеет правового значения установленный судом апелляционной инстанции факт неисполнения образовательным учреждением ГБПОУ Республики Тыва "Тувинский техникум предпринимательства" обязанности по направлению в августе и сентябре 2019 года заявления о проведении повторных экзаменов на право управления транспортными средствами в экзаменационное подразделение ГИБДД, поскольку предметом настоящего спора является оспаривание бездействия МРЭО ГИБДД МВД по Республике Тыва.
Вопреки доводам кассационной жалобы не свидетельствует о незаконности оспариваемых судебных актов отказ суда первой инстанции в привлечении ГБПОУ Республики Тыва "Тувинский техникум предпринимательства" к участию в данном деле в качестве административного соответчика, поскольку, как верно отметил суд в протокольном определении от 22 сентября 2020 года (л.д.155), указанное учреждение участвует в настоящем деле заинтересованным лицом, и в силу того, что, являясь образовательным учреждением, предоставляет соответствующие услуги и не обладает какими-либо публичными полномочиями, что исключает его участие в административном судопроизводстве по делам, рассматриваемым в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Для признания оспариваемого бездействия со стороны МРЭО ГИБДД МВД по Республике Тыва незаконным по смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходима одновременная совокупность следующих условий: несоответствие его требованиям закона и нарушение оспариваемым бездействием прав и свобод административного истца.
По данному административному делу такая совокупность императивных оснований судами первой и апелляционной инстанций не установлена, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствовали.
Доводы кассатора об обратном основаны на неверном толковании норм права и о незаконности обжалуемых судебных актов не свидетельствуют.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 15 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 октября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.