Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Конаревой И.А, Черемисина Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Третьяковского района Алтайского края, поданную через суд первой инстанции 1 сентября 2021 г, на решение Третьяковского районного суда Алтайского края от 24 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 4 августа 2021 г.
по административному делу N 2а-100/2021 по административному исковому заявлению прокурора Третьяковского района Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Третьяковского района Алтайского края о признании бездействий незаконными, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения прокурора Кадошникова С.О, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Третьяковского района Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Третьяковского района Алтайского края по реализации государственных полномочий, переданных Законом Алтайского края от 9 ноября 2015 г. N 107-ЗС "О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по отлову и содержанию безнадзорных животных", по обращению с животными без владельцев в части их отлова, содержания и возврата на прежние места обитания; обязании администрацию Третьяковского района Алтайского края в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать на территории Третьяковского района Алтайского края деятельность по обращению с животными без владельцев в соответствии с Порядком осуществления на территории Алтайского края деятельности по обращению с животными без владельцев, утвержденным постановлением Правительства Алтайского края от 13 февраля 2020 г. N 52.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о животном мире и ответственном обращении с животными, в ходе которой установлено, что администрацией Третьяковского района на протяжении длительного времени не организовывается проведение на территории района мероприятий, направленных на отлов, содержание безнадзорных животных и их возврат на прежние места обитания.
В 2020 г. на выполнение администрацией района указанных государственных полномочий из бюджета Алтайского края были выделены денежные средства в размере 152 000 руб, в 2021 г. - 193 000 руб.
Вместе с тем администрацией Третьяковского района муниципальные контракты на оказание услуг по отлову на территории района безнадзорных животных, их содержанию и возврату на прежние места обитания не заключались, специализированная служба по отлову и содержанию безнадзорных животных не создана. Фактически деятельность по обращению с животными без владельцев на территории района не ведется, денежные средства не освоены.
В целях устранения вышеуказанных нарушений закона прокуратурой района 17 декабря 2020 г. главе Третьяковского района было внесено представление. Данное представление рассмотрено, нарушения не устранены.
Бездействие администрации Третьяковского района, выразившееся в непринятии действенных мер по организации выполнения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных нарушает права неопределенного круга лиц, в частности жителей района, на благоприятную и безопасную окружающую среду, создаёт угрозу нападения безнадзорных животных на человека.
Решением Третьяковского районного суда Алтайского края от 24 мая 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 4 августа 2021 г, административные исковые требования удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации Третьяковского района Алтайского края по реализации государственных полномочий, переданных Законом Алтайского края от 9 ноября 2015 г. N 107-ЗС "О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по отлову и содержанию безнадзорных животных", по обращению с животными без владельцев в части их отлова, содержания и возврата на прежние места обитания; на администрацию Третьяковского района Алтайского края возложена обязанность в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать на территории Третьяковского района Алтайского края деятельность по обращению с животными без владельцев в соответствии с Порядком осуществления на территории Алтайского края деятельности по обращению с животными без владельцев, утвержденным постановлением Правительства Алтайского края от 13 февраля 2020 г. N 52.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что 17 декабря 2020 г. прокурором Третьяковского района Алтайского края вынесено представление об устранении администрацией Третьяковского района Алтайского края нарушений законодательства о животном мире и об ответственном обращении с животными.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ администрация Третьяковского района Алтайского края указала, что средств для исполнения переданных полномочий по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания безнадзорных животных недостаточно, в связи с тем, что на территории муниципального образования отсутствуют хозяйствующие субъекты, которые могли бы оказать данные услуги, средства, заложенные в объем финансирования, не перекроют фактические расходы. Из краевого бюджета муниципальному образованию Третьяковского района Алтайского края на реализацию переданных полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных в 2020 г. были выделены денежные средства в размер 152000 руб, которые на данный момент не израсходованы, собственные денежные средства на реализацию переданных полномочий отсутствуют. В администрацию Третьяковского района Алтайского края, администрацию сельских советов за истекший период 2020 г. не поступали ни заявления, ни обращения от физических и юридических лиц, направленных на устранение выявленных нарушений и связанных с работой лиц, осуществляющих отлов и содержание безнадзорных животных, в том числе жестоком обращении с животными. Исключением является администрация Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края. В текущем году в администрацию сельсовета поступило три заявки, которые были зарегистрированы и отработаны. Отловленных животных отдали новым хозяевам.
Согласно обращению жителей п. Садовый и п. Степной Третьяковского района на имя прокурора Алтайского края в селах имеются бродячие собаки, которые представляют угрозу для детей и взрослых.
Согласно оперативной сводке МО МВД России "Змеиногорский", зарегистрированы обращения граждан по фактам нападения собак на домашних животных в с. Екатерининское Третьяковского района ДД.ММ.ГГГГ в с. Новоалейское Третьяковского района ДД.ММ.ГГГГ по факту агрессивного поведения собак в отношении людей в с. Староалейское Третьяковского района ДД.ММ.ГГГГ
5 апреля 2021 г. администрацией Третьяковского района Алтайского края в Алтайское краевое законодательное собрание направлено предложение о дополнении закона Алтайского края от 10 июля 2002 г. N 46-ЗС "Об административной ответственности на территории Алтайского края" нормой, предусматривающей основные принципы правового регулирования в области обращения с животными, порядка содержания и регистрации животных, обращения с безнадзорными животными, В ответе от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по правовой политике Алтайского краевого законодательного собрания сообщил о том, что Алтайское краевое законодательное собрание неоднократно поднимало данную проблему на федеральном уровне, направлены письма-предложения по вопросу установления административной ответственности за нарушение требований к содержанию домашних животных.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение нормативных правовых норм администрация Третьяковского района Алтайского края не организовала работу по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории муниципального образования, договоры со специализированными организациями на отлов и содержание безнадзорных животных не заключены, какие-либо иные меры для организации указанной работы административным ответчиком не предприняты, что в ходе рассмотрения дела им не оспаривалось.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что непринятие действенных мер администрацией по организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных нарушает законные права населения муниципального образования, а также создаёт угрозу нападения животного на человека, проявление агрессии животных по отношению к человеку и другим животным, возникновения опасности для дорожного движения, проявления агрессии животных на территории детских садов, школ, организаций здравоохранения и в иных общественных местах.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным ответчиком обстоятельств дела.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель ссылается на недостаточное финансирование исполнения переданных полномочий, вместе с тем, отлов, транспортировка, содержание, безнадзорных животных должны производиться при соблюдении санитарно-гигиенических, ветеринарно-санитарных правил и норм, рекомендаций органов и учреждений государственной ветеринарной службы Алтайского края, общепринятых принципов гуманного отношения к животным, предоставленный объем финансирования на реализацию указанных мероприятий не отвечает фактическим затратам. Кроме того, на территории муниципального образования Третьяковский район Алтайского края отсутствуют хозяйствующие субъекты, которые могли бы оказать данные услуги. Обращает внимание, что осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. Установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных относится к мерам по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, указанные полномочия относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Данные доводы подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.
Законом Алтайского края от 9 ноября 2015 г. N 107-ЗС "О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев" органы местного самоуправления городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов наделены государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев в части их отлова, содержания и возврата на прежние места обитания. Для реализации данного полномочия органы местного самоуправления получают средства в виде субвенции из бюджета Алтайского края и вправе дополнительно использовать собственные материальные и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, установленных уставом муниципального образования.
Приведенное правовое регулирование указывает на необоснованность доводов кассационной жалобы об ошибочности выводов судов в части возникновения у административного ответчика обязанности по исполнению возложенного на него государственного полномочия по обращению с животными без владельцев в части их отлова, содержания и возврата на прежние места обитания. При этом отсутствие достаточного финансирования, а также иные обстоятельства, на которые ссылается заявитель не могут служить основанием для неисполнения возложенной законом обязанности.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов по существу заявленных требований установленным обстоятельствам соответствуют, не допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного ответчика, основания для отмены судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Третьяковского районного суда Алтайского края от 24 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 4 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 октября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.