Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Конаревой И.А, Черемисина Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи, обеспечиваемой Кировским районным судом г. Новосибирска, кассационную жалобу Егорова Сергея Евгеньевича, Медведева Владимира Николаевича, поданную через суд первой инстанции 24 августа 2021 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 25 февраля 2021 г.
по административному делу N 2а-2435/2020 по административному исковому заявлению Егорова Сергея Евгеньевича, Медведева Владимира Николаевича к Мэрии г. Новосибирска об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения Медведева В.Н, Егорова С.Е, поддержавших кассационную жалобу, возражения Половникова Г.Б, представляющего интересы Общества с ограниченной ответственностью "Специализированный Застройщик "Акация на Ватутина", Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Егоров С.Е, Медведев В.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Требования мотивированы тем, что 16 января 2020 г. мэрией г. Новосибирска ООО "СЗ "Аврора" (в последующем переименовано на ООО "СЗ "Акация на Ватутина") было выдано разрешение N на строительство многоквартирного многоэтажного дома N (по генплану) с объектами обслуживания жилой застройки во встроенных помещениях - I, II, III этапы строительства на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес" На указанном земельном участке начато строительство 18-этажного 3-секционного жилого дома, вместимостью по 206 квартир в каждой секции, т.е. всего 618 квартир.
В целях изменения проектных решений и строительства на земельном участке с кадастровым номером N дополнительно еще 3-х шестнадцатиэтажных жилых домов застройщик обратился в мэрию г. Новосибирска с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства - уменьшение предельного минимального количества машино-мест для стоянок индивидуальных транспортных средств с 579 машино-мест до 78 машино-мест, то есть более чем в 7, 4 раза.
17 марта 2020 г. по результатам общественных обсуждений мэрией г. Новосибирска застройщику было выдано положительное заключение об уменьшении количества машино-мест с 579 до 78.
Такое решение противоречит Федеральному закону от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ, а именно пункту 193 СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", а также статье 31, пункта 2.1.5 Решения Совета депутатов г. Новосибирска N 1288 от 24 июня 2009 г. "О правилах землепользования и застройки г. Новосибирска".
Уменьшение количества машино-мест в интересах застройщика с учетом ежегодного роста автомобилизации населения неминуемо спровоцирует возникновение несанкционированных парковок на близлежащих с земельным участком N территориях: на проезде от улицы "адрес", в том числе в местах, которые не предназначены для стоянки автотранспорта (газонах, пешеходных тротуарах и других объектах благоустройства), осложнит транспортную ситуацию, создаст проблемы в работе специализированных обслуживающих и аварийных служб, пожарных, скорой помощи.
Указанная в пункте 3 заключения, принятого по результатам общественных обсуждений, формулировка о нецелесообразности учитывать мнения большинства граждан, так как нарушений прав граждан не имеется, не может быть признана законной и обоснованной, т.к. комиссия, а затем и мэр не обосновали какими они руководствовались критериями, которые позволяют им утверждать, что права граждан не нарушены.
Указанная в заключении мотивировка, что от граждан, проживающих в прилегающих к строительству жилых домах, предложений против такого решения не поступало, не соответствует действительности.
Согласно графическому изображению земельного участка, представленного с заявлением застройщика, 78 машино-мест изображено в границах земельного участка, 509 машино-мест за его пределами. Градостроительным планом от 14 октября 2019 г. размещение объектов капитального строительства и обязательных при их строительстве объектов (элементов) не предусмотрено за границами земельного участка. При наличии основания для отказа в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства административный ответчик 21 мая 2020 г. предоставил ООО СЗ "Акация на Ватутина" такое разрешение, которое нарушает права административных истцов и жителей "данные изъяты"
Общественные обсуждения по вопросу выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства проведены с нарушением процедуры проведения таких обсуждений. Так, 17 марта 2020 г. состоялось заседание комиссии по подготовке проекта землепользования и застройки города Новосибирска, персональный состав которой составляет 34 человека, согласно выписке из протокола заседания комиссии в голосовании приняли участие 12 человек, то есть кворум отсутствовал. Заседание проводил заместитель председателя комиссии, при этом решение председателя комиссии о его назначении отсутствует.
В протоколе аргументированной рекомендации организатора общественных обсуждений о нецелесообразности учета внесенных жителями возражений нет, поступило 54 предложения против предоставления отклонений, 3 предложения за предоставление такого отклонения. Свою рекомендацию о предоставлении разрешения застройщику комиссия обосновала постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300, которое не относимо к градостроительной сфере, а регулирует правоотношения в вопросах землепользования.
Во время общественных обсуждений позицию застройщика представлял ФИО9 не предоставивший соответствующей доверенности.
С учетом уточнения административных требований административные истцы просили суд признать незаконным решение комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска от 17 марта 2020 г. о предоставлении ООО "СЗ "Акация на Ватутина" разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Признать незаконным постановление мэрии города Новосибирска от 21 мая 2020 г. N о предоставлении ООО "СЗ "Акация на Ватутина" разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Обязать мэрию г. Новосибирска восстановить нарушенные права и законные интересы Егорова Сергея Евгеньевича и Медведева Владимира Николаевича. В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ создать условия на недопущение угрозы негативного воздействия на окружающую среду в границах территориальной зоны расположения земельных участков их проживания.
Решением Кировского районного суда г. Новосибирска от 3 ноября 2020 г. административные исковые требования удовлетворены частично, признано незаконным решение комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска о предоставлении ООО "СЗ "АВРОРА" разрешения на отклонение предельных параметров разрешенного строительства мэрии г. Новосибирска в протоколе заседания комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска N250 от 17 марта 2020 г.; признано незаконным и отменено постановление мэрии г. Новосибирска от 21 мая 2020 г. N "О предоставлении ООО "СЗ "АВРОРА" разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 25 февраля 2021 г. решение Кировского районного суда г. Новосибирска от 3 ноября 2020 г. отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявители ставят вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции. Полагают оспариваемый судебный акт необоснованным и незаконным, нарушающим права и законные интересы. В обоснование доводов ссылаются на отсутствие кворума на заседании комиссии, что свидетельствует о неправомерности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки г. Новосибирска и как следствие о незаконности принятого решения. В итоговом протоколе аргументированная рекомендация организатора общественных обсуждений о нецелесообразности учета внесенных жителями возражений отсутствует, вместе с тем поступило 54 предложения против предоставления отклонений и только 3 предложения за предоставление такого отклонения. Свою рекомендацию о предоставлении разрешения застройщику комиссия обосновывает Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300, которое не относимо к градостроительной сфере, а регулирует правоотношения в вопросах землепользования. Судом первой инстанции установлен факт нарушения процедуры рассмотрения заявления третьего лица о предоставлении отклонений от предельных значений, нарушения в оформлении итоговых документов, однако, судом апелляционной инстанции не дана оценка данным обстоятельствам.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 ГрК РФ).
Согласно части 4 статьи 5.1 ГрК РФ процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать: информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту; информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях; информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций; информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 6 статьи 5.1 ГрК РФ).
Оповещение о начале общественных обсуждений также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения.
Предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного частью 15 настоящей статьи (часть 11 статьи 5.1 ГрК РФ).
Участники общественных обсуждений или публичных слушаний в целях идентификации представляют сведения о себе (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц) с приложением документов, подтверждающих такие сведения. Участники общественных обсуждений или публичных слушаний, являющиеся правообладателями соответствующих земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства и (или) помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, также представляют сведения, соответственно, о таких земельных участках, объектах капитального строительства, помещениях, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, из Единого государственного реестра недвижимости и иные документы, устанавливающие или удостоверяющие их права на такие земельные участки, объекты капитального строительства, помещения, являющиеся частью указанных объектов капитального строительства (часть 12 статьи 5.1 ГрК РФ).
Из материалов административного дела усматривается, что 16 января 2020 г. ООО "Аврора" (в последующем переименовано на ООО "СЗ "Акация на Ватутина") выдано разрешение на строительство N многоквартирного многоэтажного дома N (по генплану) с объектами обслуживания жилой застройки во встроенных помещениях -1, II, III этапы строительства многоквартирного дома N (по генплану) с объектами обслуживания жилой застройки во встроенных помещениях.
27 января 2020 г. ООО "СЗ "Акация на Ватутина" обратилось в мэрию г. Новосибирска с заявлением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, объекта капитального строительства, расположенного по адресу: N "адрес" в части уменьшения количества парковочных мест с 579 машино-мест до 78 машино-мест; уменьшения минимального отступа с 3 м до 0 м от границ участка с северной (ориентир "адрес") и западной (ориентир "адрес") стороны, указывая, что данное разрешение необходимо для строительства объекта: "Многоквартирные многоэтажные жилые дома с объектами обслуживания жилой застройки во встроенных помещениях по "адрес"". Обоснование: неблагоприятные инженерно-геологическими условия, что подтверждается письмом ООО "Новосибирский инженерный центр".
Из содержания приведённого выше письма следует, что строительство подземных сооружений не рекомендуется в связи с высоким уровнем грунтовых вод.
Постановлением мэрии г. Новосибирска от 13 февраля 2020 г. N о проведении общественных обсуждений по проектам решений о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также соответствующий проект решения, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях опубликованы в Бюллетене органов местного самоуправления г. Новосибирска N 7 от 20 февраля 2020 г, а также на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет.
Из протокола N от 13 марта 2020 г. общественных обсуждений по проектам решений о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, следует, что по проекту решения ООО "СЗ "Акация" поступило 57 предложений и замечаний, из них 5 посредством информационной системы (отрицательно - 2, положительно - 3); во время экспозиции проекта - 1 Егоров С.Е. (отрицательно); в письменном виде - 51 (отрицательно, в том числе, Медведев В.Н.).
Из протокола заседания комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска (по вопросам 1-4 повестки) от 17 марта 2020 г. следует, что на заседании комиссии присутствовало 12 членов комиссии (включая председателя), от 6 членов комиссии представлены письменные предложения по обсуждаемым вопросам в связи с невозможностью личного участия в заседании. Из 12 присутствующих на заседании членов комиссии за дачу ООО "СЗ "Акация на Ватутина" за дачу согласия на отступление от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства проголосовало 10 членов комиссии, 1 голосовал против, 1 воздержался.
17 марта 2020 г. комиссией подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства ООО "СЗ "Акация на Ватутина".
Постановлением мэрии г. Новосибирска от 21 мая 2020 г. N ООО "СЗ "Акация на Ватутина" предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства (на основании заявления в связи с тем, что инженерно-геологические характеристики земельного участка являются неблагоприятными для застройки) для земельного участка с кадастровым номером N в части уменьшения предельного минимального количества машино-мест для стоянок индивидуальных транспортных средств в границах земельного участка с 579 машино-мест до 78 машино-мест; уменьшения минимального отступа от границ земельного участка, за пределами которого запрещено строительство зданий, строений. Сооружений с 3 м до 0 м с северной и западной сторон в габаритах объекта капитального строительства.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь решением Совета депутатов г. Новосибирска от 20 июня 2018 г. N 640, регламентирующего порядок (этапы) проведения общественных обсуждений, Положения о комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии г. Новосибирска от 29 июля 2019 г. N 2774 пришел к выводу, что административным ответчиком нарушена процедура проведения общественных обсуждений по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства ООО "СЗ "Акация на Ватутина", в связи с чем, признал незаконным решение комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки г. Новосибирска от 17 марта 2020 г. о предоставлении ООО "СЗ "Акация на Ватутина" разрешения на отклонение от предельных параметров строительства, а также постановление мэрии г. Новосибирска от 21 мая 2020 г. N принятое по итогам проведения указанных общественных обсуждений. Также суд пришел к выводу, что оспариваемыми решениями нарушаются права административных истцов, поскольку они являлись участниками общественных обсуждений и проживают на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения.
С выводами суда первой инстанции в данной части не согласился суд апелляционной инстанции. Отменяя решение суда, судебная коллегия пришла к выводам, что мэрией г. Новосибирска были соблюдены этапы и сроки проведения общественных обсуждений по проекту предоставления ООО "СЗ "Акация на Ватутина" разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Также судебная коллегия не согласилась с выводами суда первой инстанции, что при проведении заседания комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска 17 марта 2020 г. решение было принято комиссией в отсутствие достаточного количества голосов членов комиссии для принятия решения. Указав, что то обстоятельство, что при подсчете голосов 6 голосов не были указаны в протоколе как голоса членов комиссии, голосовавших за принятие решения о даче согласия на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, не свидетельствует о том, что 17 марта 2020 г. заседание комиссии состоялось в отсутствие необходимого количества членов комиссии, поскольку из содержания протокола следует, что от 6 членов комиссии поступили письменные предложения по обсуждаемым вопросам повестки дня. Более того, при суммировании указанных голосов с голосами, подсчет которых отражен в протоколе от 17 марта 2020 г, результаты голосования не изменяются. Вопреки доводам суда первой инстанции об отсутствии в протоколе информации о наличии какого-либо приложения к протоколу, в протоколе отражена информации о поступлении письменных предложений от членов комиссии, не явившихся на её заседание.
С позицией суда апелляционной инстанции не представляется возможным согласиться ввиду нижеследующего.
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 30 июля 2019 г. N 2786 была создана комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Новосибирска в составе председателя, двух заместителей председателя, 28 членов.
Порядком организации и проведения в городе Новосибирске общественных обсуждений и публичных слушаний в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, утвержденным Советом депутатов города Новосибирска от 20 июня 2018 г. N 640 (далее - Порядок) предусмотрено проведение общественных обсуждений по проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства организатором которых является организационный комитет (пункты 1.3, 2.4).
Пунктом 3.3 Порядка определена процедура проведения общественных обсуждений (публичных слушаний), включающая этапы:
оповещение о начале общественных обсуждений (публичных слушаний);
размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях (публичных слушаниях), и информационных материалов к нему в соответствии с пунктом 3.7 Порядка и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях (публичных слушаниях);
проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;
подготовка и оформление протокола общественных обсуждений (публичных слушаний);
подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений (публичных слушаний).
Подготовка и оформление протокола общественных обсуждений осуществляются в течение семи дней с даты окончания срока внесения участниками общественных обсуждений предложений и замечаний. Подготовка и оформление протокола общественных обсуждений (публичных слушаний) осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности по форме согласно приложению 3 к Порядку (пункт 3.14 в редакции подлежащей применению к возникшим правоотношениям).
На основании протокола общественных обсуждений (публичных слушаний) организатор общественных обсуждений (публичных слушаний) осуществляет подготовку и оформление заключения о результатах общественных обсуждений (публичных слушаний) в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности по форме согласно приложению 4 к Порядку. Подготовка и оформление заключения о результатах общественных обсуждений осуществляется в течение пяти дней со дня подписания протокола общественных обсуждений (пункт 3.15).
Как следует из Постановления мэрии г. Новосибирска от 13 февраля 2020 г. N 507 "О проведении общественных обсуждений по проектам решений о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства определены сроки общественных обсуждений с 20 февраля 2020 г. (дата опубликования оповещения о начале общественных обсуждений) до 19 марта 2020 г. (дата опубликования заключений о результатах общественных обсуждений). Участникам общественных обсуждений предложено в течении десяти дней со дня размещения проектов и информационных материалов к ним внести в комиссию предложения и замечания, касающиеся проектов.
Согласно протоколу N от 13 марта 2020 г. в общественных обсуждениях приняли участие 57 человек, из которых 56 высказались против проекта решения.
Согласно протоколу заседания Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки от 17 марта 2020 г. N пунктом вторым повестки подлежал разрешению вопрос об утверждении заключения по результатам общественных обсуждений рекомендаций и направлении их мэру города Новосибирска по проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. В пункте 2 протокола приведено мнение членов комиссии по проекту решения ООО "Специализированный застройщик "Аврора", в частности отмечено о неполной информации по проекту решения вынесенной для оповещения (Егорова С.Е.). В голосовании приняли участие 12 членов комиссии, 10 - "за", 1 - "против", 1 - "воздержался.
Согласно содержанию протокола в комиссии не приняли участие 6 членов комиссии, которыми представлены письменные предложения по обсуждаемым вопросам повестки дня. Сведения об их оглашении, учете при подсчете голосов, а также приобщении к протоколу отсутствуют.
17 марта 2020 г. подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений по заявлению ООО "Специализированный застройщик "Аврора". 20 марта 2020 г. Комиссией были подготовлены рекомендации о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (л.д.123-128).
Постановлением мэрии г.Новосибирска от 21 мая 2020 г. N предоставлено ООО "СЗ "АВРОРА" разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Отменяя решение суд первой инстанции и не соглашаясь с его выводами о допущенных процедурных нарушениях при проведении общественных обсуждений по спорному вопросу, суд апелляционной инстанции указал, что представленные в Комиссию шесть письменных предложений членов комиссии по обсуждаемым вопросам ввиду невозможности их очного участия в заседании, позволяют сделать вывод о наличии необходимого кворума для разрешения поставленного вопроса, при этом указание в протоколе данных об их поступлении является достаточным.
Вместе с тем данные выводы нельзя признать обоснованными.
Согласно пунктам 4.10, 4.11, 4.12 Положения о комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 29 июля 2019 г. N 2774 заседание комиссии является правомочным если на нем присутствует более половины членов комиссии. Решения принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим. В случае невозможности очного участия в заседании отсутствующий член комиссии вправе в письменном виде направить председателю комиссии свое мнение по обсуждаемому вопросу. В таком случае его мнение учитывается при принятии решения и является обязательным приложением к протоколу заседания.
Поскольку протокол заседания комиссии информации об учете мнения лиц, не участвующих в заседании комиссии не содержит, заявления данных лиц к протоколу не приобщены, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии кворума при разрешении вопроса о возможности предоставления застройщику разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Согласно градостроительному законодательству проведение общественных обсуждений по вопросу предоставления разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства является обязательным этапом административной процедуры, допущенное нарушение при их проведении влечет незаконность как заключения комиссии, так и последующего решения органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого разрешения.
Как следует из материалов дела административные истцы являлись участниками общественных обсуждений, жители района, где осуществляется строительство спорных объектов, вследствие чего оспариваемые решения напрямую затрагивают права данных лиц, вопреки мнению суда апелляционной инстанции.
При таких данных выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований в части являются правильными, апелляционной определение подлежит отмене, с оставлением в силе решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 25 февраля 2021 г. отменить. Решение Кировского районного суда г. Новосибирска от 3 ноября 2020 г. оставить в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 октября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.